1 августа 2014

Голова Ленина в кустах,

Сейчас в Архангельске гостит литовский режиссер Эмилия Скарнулите (на снимке). За последние годы она посетила множество стран мира и несколько десятков различных фестивалей. На днях в стенах Выставочного зала Союза художников прошла ее творческая встреча. Эмилия представила на суд несколько своих фильмов, рассказала о современном европейском искусстве и о том, чем сейчас занимается в нашем городе.

Путешествие Альдоны 

Юг Литвы, 2012 год, раннее утро… По дорогам, ведущим в деревню, ползут туманы. Сквозь деревья и плотный белый «дым» пытается пробиться солнце. Птицы только начинают заводить свои песни. Но старушка по имени Альдона уже на ногах. Около ее дома прямо на улице висит старинный умывальник. Подносишь руки, чуть касаешься, и бежит вода. На фоне просыпающегося мира она тщательно умывает морщинистое лицо, руки и куда-то идет. В каждом движении чувствуется какая-то неловкость. Загадка.

Альдона держит путь в необычный парк «Грутас». При входе висит красная советская табличка с изображением первого вождя. Это интригует. Дальше – больше. Посреди поляны статуя Сталина в полный рост. В кустах прямо на земле лежит голова Ленина из гипса. Она смотрит на тебя вопросительно. Вроде бы фигура невысокая, всего по колено, а сколько в ней мощи, высокомерия и торжественности. Альдона проходит дальше.

Теперь совершенно непонятно, где она очутилась. Слабые руки осторожно проводят по серому непонятному рельефу. На первый взгляд кажется, что это бок слона. Или какая-нибудь пещера. Ни то ни другое представить в лесу Литвы довольно сложно. А руки ведут дальше, ощупывают, анализируют. Следующий кадр шокирует – Альдона стоит у огромного памятника советским солдатам.

– Назвала этот фильм просто, по имени старушки, – рассказывает режиссер картины Эмилия. – Альдона – моя родная бабушка. Она потеряла зрение во время чернобыльской катастрофы. Мне захотелось устроить для нее какое-нибудь особенное путешествие. И неподалеку от ее деревни нашелся этот абсурдный парк. Коллекционер собирает советские памятники и устраивает музей под открытым небом. Прямо в лесу.

От личности к эпохе 

История, рассказанная Эмилией, совсем не о бабушке. Скорей об ухо-дящей эпохе. Скульптуры убирают, доски почета снимают, а именным улицам дают новые современные названия. История сохраняется только в таких потаенных уголках. И еще в памяти людей.

– Моя бабушка рассказывала о том, как лично видела Владимира Ильича, – продолжает Эмилия. – Он стоял прямо напротив ее дома. Его черты настолько врезались в ее память, что, даже будучи незрячей, она сразу же узнала его. В этом советском парке. На ощупь.

Фильм длится всего тринадцать минут. И в нем почти нет живой речи. Путешествие на юг Литвы обрамляется лишь музыкой. Тихой. Спокойной. Умиротворяющей. Это заслуга знаменитого в Норвегии композитора Biosphere (настоящее имя – Гейр Йенссен), который живет в городе Тромсё. Работает в этой сфере с 1983 года. Его дискография насчитывает порядка двадцати экземпляров. Гейр написал музыку для всех фильмов Эмилии.

«Бульдозер» из Южной Кореи 

Еще одно короткометражное кино, которым поделилась гостья из Литвы, снято в 2009 году в Южной Корее. Эмилия несколько лет не знала, что ей делать с полученным материалом. Лишь в прошлом году на свет появился полноценный фильм о городе-призраке.

– Президента в этой стране называют интересным словом, которое переводится на русский как «бульдозер», – последнее слово Эмилия произносит на русском и продолжает по-английски: – Такое прозвище он заслужил за наплевательское отношение к конкретным людям, не-большим деревням, кварталам или сообществам. Он затевает в своей стране масштабные, нужные лишь ему проекты и стройки. Например, проводит огромную магистраль, при этом лишая людей своих домов. Очень агрессивный человек.

Молодой режиссер рассказывает в своем фильме о крупном городе, построенном за короткие строки. Широкие улицы. Многополосные автомобильные дороги. Светофоры, которые очень долго горят одним цветом. Чтобы толпы людей успели перейти улицу. Просторные природные парки. Огромные величественные многоэтажки.

Но этот город пуст. Эмилия едет на машине, а на улице нет ни одного человека. Приходится долго и бессмысленно стоять на светофорах. Все вокруг окутывают серость и бетонная тишина. А раньше здесь вместо города жили люди. У них были семьи. Дети бегали на речку ловить рыбу. Лаяли собаки. Где они сейчас?

Атмосферу и настроение особенно подчеркивает пленочная камера, на которую снимает Эмилия. Раньше восьмимиллиметровую кинопленку покупали для любительских съемок из-за невысокого качества изображения. Здесь же она выступает как важная для сюжета деталь. Во многих художественных фильмах образ проектора используется для получения эффекта воспоминаний. Вот и здесь режиссер будто вспоминает о городе. Ощущение такое, что город когда-то жил. Но умер. Люди покинули его. На самом же деле их там никогда и не было. И будут ли, неизвестно.

arh3049  b70cb

Кадр из фильма «Алдона»

Оракул предсказал 

Кроме пейзажей, в кадре появляются руки. Они принадлежат оракулу, к которому обратилась Эмилия. Она попросила предсказать судьбу этого города, назвав его человеком. И он ответил: «В семнадцать лет с ним случится большая авария. В пятьдесят два года – пожар, который будет сложно потушить. Его родители разведены. Один живет здесь, в Южной Корее, другой – в Америке…»

– Я удивилась, когда услышала эти предсказания, – восхищается Эмилия Скарнулите. – Именно так дела и обстоят. В Южной Корее до сих пор ведется с Америкой что-то вроде «холодной войны». Базы американцев, строящиеся там, уничтожают и поселения, и природу. Интересно, что у всех этих военных объектов даже адрес американский. То есть если вы пошлете открытку по почте на базу, то она сначала улетит в Лос-Анджелес. И только потом вернется обратно. Еще, когда я гуляла по этому городу-призраку, мне хотелось петь. Чтобы хоть как-то заполнить пустоту вокруг себя.

Многие фильмы Эмилии имеют определенную социальную направленность. Она неравнодушна ко всем людям и местам, где ей приходится бывать. В Архангельске она живет и работает уже несколько недель. Съездила на фестиваль «Тайбола», посмотрела празднование Дня Военно-морского флота и заглянула в местные библиотеки. Особенно ее впечатлил наш парк культуры «Потешный двор», один из детских аттракционов. Говорит, ощущение, что оказалась на месторождении нефти. Карусель движется вверх-вниз, вверх-вниз. Будто качает черное золото.

 

Кроме всего прочего, ее заинтересовала тема сосланных сюда после войны литовцев. Собирается доехать до Новодвинской крепости. И, конечно, потом снять обо всем этом фильм.

Голова Ленина в кустах,

Путешествие Альдоны 

Юг Литвы, 2012 год, раннее утро… По дорогам, ведущим в деревню, ползут туманы. Сквозь деревья и плотный белый «дым» пытается пробиться солнце. Птицы только начинают заводить свои песни. Но старушка по имени Альдона уже на ногах. Около ее дома прямо на улице висит старинный умывальник. Подносишь руки, чуть касаешься, и бежит вода. На фоне просыпающегося мира она тщательно умывает морщинистое лицо, руки и куда-то идет. В каждом движении чувствуется какая-то неловкость. Загадка.

Альдона держит путь в необычный парк «Грутас». При входе висит красная советская табличка с изображением первого вождя. Это интригует. Дальше – больше. Посреди поляны статуя Сталина в полный рост. В кустах прямо на земле лежит голова Ленина из гипса. Она смотрит на тебя вопросительно. Вроде бы фигура невысокая, всего по колено, а сколько в ней мощи, высокомерия и торжественности. Альдона проходит дальше.

Теперь совершенно непонятно, где она очутилась. Слабые руки осторожно проводят по серому непонятному рельефу. На первый взгляд кажется, что это бок слона. Или какая-нибудь пещера. Ни то ни другое представить в лесу Литвы довольно сложно. А руки ведут дальше, ощупывают, анализируют. Следующий кадр шокирует – Альдона стоит у огромного памятника советским солдатам.

– Назвала этот фильм просто, по имени старушки, – рассказывает режиссер картины Эмилия. – Альдона – моя родная бабушка. Она потеряла зрение во время чернобыльской катастрофы. Мне захотелось устроить для нее какое-нибудь особенное путешествие. И неподалеку от ее деревни нашелся этот абсурдный парк. Коллекционер собирает советские памятники и устраивает музей под открытым небом. Прямо в лесу.

От личности к эпохе 

История, рассказанная Эмилией, совсем не о бабушке. Скорей об ухо-дящей эпохе. Скульптуры убирают, доски почета снимают, а именным улицам дают новые современные названия. История сохраняется только в таких потаенных уголках. И еще в памяти людей.

– Моя бабушка рассказывала о том, как лично видела Владимира Ильича, – продолжает Эмилия. – Он стоял прямо напротив ее дома. Его черты настолько врезались в ее память, что, даже будучи незрячей, она сразу же узнала его. В этом советском парке. На ощупь.

Фильм длится всего тринадцать минут. И в нем почти нет живой речи. Путешествие на юг Литвы обрамляется лишь музыкой. Тихой. Спокойной. Умиротворяющей. Это заслуга знаменитого в Норвегии композитора Biosphere (настоящее имя – Гейр Йенссен), который живет в городе Тромсё. Работает в этой сфере с 1983 года. Его дискография насчитывает порядка двадцати экземпляров. Гейр написал музыку для всех фильмов Эмилии.

«Бульдозер» из Южной Кореи 

Еще одно короткометражное кино, которым поделилась гостья из Литвы, снято в 2009 году в Южной Корее. Эмилия несколько лет не знала, что ей делать с полученным материалом. Лишь в прошлом году на свет появился полноценный фильм о городе-призраке.

– Президента в этой стране называют интересным словом, которое переводится на русский как «бульдозер», – последнее слово Эмилия произносит на русском и продолжает по-английски: – Такое прозвище он заслужил за наплевательское отношение к конкретным людям, не-большим деревням, кварталам или сообществам. Он затевает в своей стране масштабные, нужные лишь ему проекты и стройки. Например, проводит огромную магистраль, при этом лишая людей своих домов. Очень агрессивный человек.

Молодой режиссер рассказывает в своем фильме о крупном городе, построенном за короткие строки. Широкие улицы. Многополосные автомобильные дороги. Светофоры, которые очень долго горят одним цветом. Чтобы толпы людей успели перейти улицу. Просторные природные парки. Огромные величественные многоэтажки.

Но этот город пуст. Эмилия едет на машине, а на улице нет ни одного человека. Приходится долго и бессмысленно стоять на светофорах. Все вокруг окутывают серость и бетонная тишина. А раньше здесь вместо города жили люди. У них были семьи. Дети бегали на речку ловить рыбу. Лаяли собаки. Где они сейчас?

Атмосферу и настроение особенно подчеркивает пленочная камера, на которую снимает Эмилия. Раньше восьмимиллиметровую кинопленку покупали для любительских съемок из-за невысокого качества изображения. Здесь же она выступает как важная для сюжета деталь. Во многих художественных фильмах образ проектора используется для получения эффекта воспоминаний. Вот и здесь режиссер будто вспоминает о городе. Ощущение такое, что город когда-то жил. Но умер. Люди покинули его. На самом же деле их там никогда и не было. И будут ли, неизвестно.

arh3049  b70cb

Кадр из фильма «Алдона»

Оракул предсказал 

Кроме пейзажей, в кадре появляются руки. Они принадлежат оракулу, к которому обратилась Эмилия. Она попросила предсказать судьбу этого города, назвав его человеком. И он ответил: «В семнадцать лет с ним случится большая авария. В пятьдесят два года – пожар, который будет сложно потушить. Его родители разведены. Один живет здесь, в Южной Корее, другой – в Америке…»

– Я удивилась, когда услышала эти предсказания, – восхищается Эмилия Скарнулите. – Именно так дела и обстоят. В Южной Корее до сих пор ведется с Америкой что-то вроде «холодной войны». Базы американцев, строящиеся там, уничтожают и поселения, и природу. Интересно, что у всех этих военных объектов даже адрес американский. То есть если вы пошлете открытку по почте на базу, то она сначала улетит в Лос-Анджелес. И только потом вернется обратно. Еще, когда я гуляла по этому городу-призраку, мне хотелось петь. Чтобы хоть как-то заполнить пустоту вокруг себя.

Многие фильмы Эмилии имеют определенную социальную направленность. Она неравнодушна ко всем людям и местам, где ей приходится бывать. В Архангельске она живет и работает уже несколько недель. Съездила на фестиваль «Тайбола», посмотрела празднование Дня Военно-морского флота и заглянула в местные библиотеки. Особенно ее впечатлил наш парк культуры «Потешный двор», один из детских аттракционов. Говорит, ощущение, что оказалась на месторождении нефти. Карусель движется вверх-вниз, вверх-вниз. Будто качает черное золото.

 

Кроме всего прочего, ее заинтересовала тема сосланных сюда после войны литовцев. Собирается доехать до Новодвинской крепости. И, конечно, потом снять обо всем этом фильм.

Поделиться
3720