7 октября 2021

«Главная заслуга – остаться в сердцах учеников»: преподаватель фортепиано рассказала о своем призвании

День учителя – это профессиональный праздник преподавателей и работников сферы образования. В этот день отмечают роль и заслуги учителей, а также их неоценимый вклад в развитие общества. Как правило, чаще в фокусе внимания работники школ, но стоит отметить и тех, кто работает в области дополнительного образования. Для этого мы решили пообщаться с преподавателем фортепиано и концертмейстером Новодвинской детской школы искусств Натальей Кокориной.

«Главная заслуга – остаться в сердцах учеников»: преподаватель фортепиано рассказала о своем призвании

Когда мы пришли в гости в кабинет учителя фортепиано, в глаза сразу бросились могучий клавишный инструмент, аккуратно прикрытый тканью синтезатор и созданная своими руками доска с напутствиями для учеников и их грамотами. С первых минут общения преподаватель показала толстую папку с наградами своих воспитанников.

– Знаете, я очень горжусь учениками. У нас есть стена почета, которую я обновляю каждый год, чтобы дети видели результаты друг друга. Это их стимулирует. Каждому ученику и их родителям я объясняю, что мы учимся для того, чтобы ребенок мог самостоятельно играть в кругу семьи, на сцене и на любую другую аудиторию. Я понимаю, что не каждый свяжет будущее с музыкальным образованием, но навыки, приобретенные у нас, смогут развить ребенка, начиная от его ума и заканчивая эстетическими способностями. Некоторые дети порой раскрывают в себе потайные таланты: приходят играть на фортепиано, оказалось, еще и умеют петь.

– Полностью с вами согласна. Но давайте поговорим немного про День учителя, это замечательный праздник, но почему-то в этот день мало обращают внимания на преподавателей дополнительного образования. А это тоже колоссальный труд, где также нужен подход к ребенку, умение найти и раскрыть его таланты. И за каждым, кто играет на инструментах или рисует, стоит работа преподавателя. Поделитесь мнением, почему так происходит?

– Попробую объяснить. У нас есть в городе кружки, например в Новодвинском городском культурном центре (НГКЦ). А у нас это музыкальная школа, мы даем образование, где по окончании обучения вручаются дипломы. У нас вторая школа. И с дипломом ученику открывается дорога к его первой работе по музыкальной специальности.

К примеру, любой уже может подрабатывать в детском саду, а если хочет, то продолжает обучение в училище либо в консерватории. Но не все понимают, что это нужно детям. Сейчас распространены английский язык, танцевальные кружки, бассейн, но у нас с каждым годом набор все меньше. И это связано с тем, что в современном мире мало уделяется внимания культуре. А наша школа –  это про образование и про искусство. Да, реальность такова, нас мало видно.

– Как это можно было бы исправить?

–  Дети для того и учатся в музыкальной школе, чтобы выступать и потом транслировать искусство в массы. Чтобы был набор к нам, сама школа должна быть на виду у всех. Заметьте, на городских мероприятиях у нас выступают от НГКЦ и Дворца культуры. От нас почти никого не бывает. Мы не навязываемся, да и нас не зовут, хотя талантов в школе много. О нас слышно в СМИ, когда идет набор, а в течение  года о нас мало говорят.

Еще есть такое ложное представление у детей и родителей: «У нас большая нагрузка в школе, мы не можем справиться». Но я считаю, что ребенок должен быть правильно организован. Я сама прошла через это, моя дочь Алена смогла везде все успеть, так, она на отлично окончила и музыкальную школу, и общеобразовательную. Я считаю, что это зависит от родителей.

Раз вы вспомнили про свою дочь, скажите, для вас было обязательным дать своему ребенку дополнительное музыкальное образование?

– Абсолютно нет, я просто наблюдала за ней. Когда ей было четыре года, я смотрела, что ей больше нравится. Тем более в этом возрасте дети любят петь и рисовать. Тогда еще работала группа раннего эстетического развития «Солнышко», там преподавала замечательный педагог Любовь Николаевна Данилова.

Алена уже тогда занималась хореографией, пением и рисованием. И получилось так, что она больше рисовала и тянулась к музыке. Возможно, это и мои гены сыграли роль, но музыка у нас дома звучала всегда. И в ее сознательном возрасте, в семь лет, я задала вопрос, чем бы она хотела заниматься, так она сама захотела научиться играть на фортепиано.

Значит, вы учили свою дочь игре на инструменте?

– Нет, я бы не смогла преподавать у собственной дочери, так как от нее требовала больше, чем она могла на тот момент. Она так же, как и все дети, ленилась, хотела бросить музыкальную школу. Такой этап проходит каждый ребенок примерно в 4–5-м классе, когда у него возникают трудности. И в такой момент нужна настойчивость родителей.

Если они пойдут на поводу у своих детей, то есть вероятность того, что когда ребенок вырастет, он будет часто менять одно на другое. В его жизни будет много незаконченных дел – это потеря времени. Со своей дочерью я этого не допустила, и она успешно окончила музыкальную школу.

Еще в юности мои друзья, кто ходил в музыкальную школу, почему-то не любили это, но зато, когда выросли, почти у каждого сейчас куплен синтезатор, как это можно объяснить?

– До музыки надо дорасти умом. Любой человек проходит несколько этапов для этого. Представьте, вот он, маленький ребенок, приходит с заинтересованным взглядом и думает, что он сядет и сразу всему научится, но, когда он видит много клавиш, уже начинает теряться. Для некоторых это искреннее открытие, что надо учиться и трудиться. Да, есть много деток трудолюбивых и ответственных, но это далеко не все.

Ответственность надо воспитывать. Для этого есть три взаимосвязанных звена: педагог, родители и сам ребенок. Когда все объединяются, получается толк. А когда они уже взрослеют, дорастают до музыки, это благодаря багажу знаний. Конечно, сейчас в современном мире много пустой музыки, и порой хочется чего-то настоящего. Так и появляются дома синтезаторы (смеется).

Вот вы говорите про труд, а как же талант, при этом можно ли накачать музыкальный слух?

– Любые способности можно развить. А музыкальный потенциал развивается практически у всех. Конечно, гены тоже важны, но в основном это зависит от самого человека. К примеру, когда я была подростком, у нас популярна была гитара. И во мне проснулась такая жажда научиться играть на этом инструменте, и все получилось. Понимаете, трудолюбие очень важно, но и поддержка с настойчивостью от родителей также нужна.

Раз вы вспомнили про юность, расскажите, с чего все началось? Как вы стали преподавателем фортепиано?

– Да, я знала, что будет такой вопрос (смеется). Тут надо огромнейшее спасибо сказать моим родителям Владимиру Павловичу и Маргарите Николаевне Филимоновым. Они точно так же наблюдали за мной. Когда я ходила в детский сад, я очень любила музыкальные занятия и постоянно пела.

Песня – моя жизнь. Дома родным со мной было весело! Так музыкальный руководитель в саду вместе с мамой пришли к выводу, что задатки у меня есть, надо пробовать поступить в музыкальную школу.

Но отбор там был очень сложный и серьезный, на место – пять человек. Перед нами сидела настоящая комиссия за большим столом, так у нас проходило прослушивание. Родителей не пускали. Помню, я тогда очень старалась, и, когда очередь для песни дошла до меня, в коридоре все родители спрашивали, чей ребенок так запел? На что моя мама с гордостью отвечала: «Моя-моя!» Ой, она меня так поддерживала…

И я сразу поступила на подготовительную группу. В то время родители взяли инструмент напрокат. Они тогда с удивлением наблюдали, с каким интересом я занималась и хорошо схватываю программу. Петь я все также любила.

Помню, на меня большое влияние оказала Светлана Александровна Смирнова – педагог по хору. Потом я с успехом поступила в первый класс – тоже, через отбор. Так и началось мое обучение. Изначально я училась у Ольги Александровны Сячиной, а последний преподаватель Руфина Ивановна Носницына, вот она практически воспитала меня, вложила многое! Тогда в хоре пели уже у Нины Павловны Суетиной. Я всегда смотрела на руки концертмейстера и думала: «Когда-нибудь я тоже так же научусь и буду аккомпанировать хору». И да, моя мечта по итогу сбылась!

После семи лет обучения у меня стоял выбор в двух направлениях: либо посвятить жизнь музыке, либо иностранным языкам. На семейном совете решили попробовать получить дальнейшее музыкальное образование.

Так я пошла в Архангельское педагогическое училище на музыкальное отделение. И очередной раз на профессиональном пути я столкнулась с очень жестким и тяжелым отбором. Сейчас детей уже так не принимают. Тогда повезло, меня взяли. И преподавал у меня настоящий профессионал  – Виктор Владимирович Рогозинский. Я ему безумно благодарна за те знания, что он подарил. Но вся моя история все же началась с мамы, именно она меня всегда поддерживала и не дала бросить музыкальную школу.

А так хотелось?

– Обязательно! Как помню, в шестом классе я сложила ноты и сказала: – Все, я устала, больше не буду учиться (смеется).

– Да, вы говорили, что все через это проходят. Вернемся к истории, что же было дальше?

– После колледжа я стала учителем музыки в 7-й школе города Новодвинска. Мне тогда было всего 19 лет. Дали по программе обучать с 1-го по 8-й класс. А вы представьте тех восьмиклассников – им по 14–15 лет, в кабинете 35 человек. Это непростой переходный возраст.

Помню, стою я, всего на четыре года их старше. На их лицах тогда читалось: «Ну и чем ты нас удивишь?» И знаете, у меня так сыграло чувство самолюбия, я приняла этот бой и нашла к ним подход. Помимо школьной программы по изучению классической музыки мы дополнительно к концу урока играли на гитаре и пели песни Розенбаума, Цоя и Макаревича.

Ребята потом просто бегали ко мне на занятия сами. Мы даже участвовали в конкурсах и викторинах. И знаете, совсем недавно один из учеников тех лет встретился мне и признался, что мой предмет был одним из его любимых.

А как вы все же попали в музыкальную школу?

– На тот момент уже два года отработала в общеобразовательной школе и тогда случайно на улице встретила директора музыкальной школы, на ту пору ею была Нина Павловна Суетина. Она предложила мне по совместительству устроиться концертмейстером. Первое время совмещала две работы, потом решила полностью посвятить себя музыкальной школе. Я поняла, что мне надо играть на фортепиано и учить этому детей.

– Сколько всего у вас выпусков?

– Это сложный вопрос (смеется). Нынешний год у меня юбилейный – стаж 30 лет. Думаю, за все время было больше 20 выпусков. Помню, изначально было непросто.

Когда я пришла, мне, как молодому специалисту, дали обучать трудных по характеру и поведению детей. Так мною была поставлена установка, если я сюда пришла, значит, надо работать. Всегда добросовестно готовилась к занятиям.

Как сейчас помню, была такая ученица Ирина Мороз, она подавала большие надежды. Когда пришла я, девочка начала на меня фыркать, так как считала себя умнее. Но когда я исполнила ее произведения, тогда в ее глазах появился интерес. Ведь авторитет педагога появляется тогда, когда ты сам что-то можешь им показать, научить и объяснить.

Был ли еще интересный случай, может, кого-то из учеников можете выделить?

– Мне радостно из неумейки малышарика вырастить музыканта, я каждым искренне горжусь. У меня много деток, каждого люблю и ценю. Выделяю всех, ведь это отдельные личности, со своим характером, нравами и настроением.

К каждому надо подобрать ключик и вырастить в нем человека. Многие выпускники приходят в гости, с кем-то общаемся в социальных сетях. Я радуюсь за их жизненные успехи. Они мои родные, ведь мы столько вместе пережили: счастье, слезы, хлопанье дверьми, вызов родителей и даже двойки.

Вы думаете, мы не ставим двойки? Бывает и такое. Двойка – это последняя капля терпения. Но изначально ставлю эту оценку карандашом. Как правило, это работает, на следующее занятие ученик приходит подготовленный. Тогда я демонстративно стираю эту двойку и ставлю точку. Лично мне кажется, что в музыке не должно быть двоек и троек. У детей бывает лень, сейчас им намного тяжелее, чем нам. Загрузка просто колоссальная, при этом большой поток информации, маленький человек может не справляться. Я их не виню и сильно не ругаю. Мы дружим, они даже делают мне подарки своими руками. Все храню на память.

Видно, как дети вас ценят.

– Я своим ребятам всегда объясняю: дело не в том, правильно ли ты сыграл, главное то, как ты вложил свою душу в это произведение. Если в нем есть что-то свое, то ты сам почувствуешь отдачу. Даже если композиция маленькая, можно так достойно ее сыграть, что зрителю будет приятно слушать.

Детей я часто хвалю. Даже если была крохотная ошибка, промах, это не страшно, главное  – старание. Моя главная заповедь: если ребенка одобряют, он учится нравиться себе. Да, сейчас мир непростой, старшее поколение скажет, что в мире мало добра осталось, но музыка как раз и воспитывает то, как надо чувствовать жизнь и вносить в нее добро.

– Получатся, что вы работаете не просто как педагог, но и как психолог?

– Это все взаимосвязано. Я просто попала на свое место. Ко мне приходит маленький ребенок, мы знакомимся, потом я разрешаю потрогать инструмент: нажимаем все клавиши, смотрим струны. Потом вместе садимся за инструмент и начинаем что-то простое играть. В училище будущему педагогу такого не преподают, просто ты сам вкладываешь в свою работу душу.

Но ведь невозможно всегда быть в хорошем настроении, как вы с этим справляетесь?

– В плохом настроении я сажусь и что-то играю для себя. А если в таком состоянии я на работе, то у меня отработана тактика. Ребенок не виноват в том, что я не в духе. Он пришел ко мне получить знания, а я взрослый человек и не имею права перекладывать свой негатив на ребенка. Чтобы сохранить позитивный баланс, я даю ученику пять минут разыграться, сама выхожу в коридор для небольшой прогулки. Когда возвращаюсь после такой передышки, мы начинаем урок. Такая вот тактика. Учитель не робот.

– Вы преподаете игру только на фортепиано?

– Нет, я параллельно работаю концертмейстером, и мы выступаем на домре и трубе. Кроме баяна умею играть на всех музыкальных инструментах, за столько лет много раз выступали на конкурсах начиная от городских и заканчивая международными. Еще я совмещаю работу в 3-й и 7-й школах. Дополнительно пою в составе народного вокального ансамбля преподавателей школы «Рапсодия». Уже более 20 лет состою в этой группе.

У вас много навыков и заслуг, доказательство этому мы можем наблюдать уже сейчас на городской Доске почета, на аллее «Твои люди, Новодвинск» появилась ваша фотография, расскажите про ваши ощущения.

– До сих пор смущаюсь, я человек скромный. Да, за 30 лет работы накопилось много наград. Однажды мне позвонила директор музыкальной школы Светлана Степановна Сайко и сообщила, что выдвинула мою кандидатуру для городской Доски почета. Я в тот момент застыла, начала отнекиваться, но директор настояла.

Знаете, для меня главное не Доска почета, моя заслуга  – остаться в сердцах своих учеников. Когда мои выпускники ко мне приходят в гости или общаются в социальных сетях, это для меня очень дорого. Дети – мое богатство, и я ими горжусь!

Дарья Шакшина

Поделиться
105411