28 октября 2016

Генеральная репетиция

Опорная зона

На прошлой неделе четвертый раз в стенах САФУ собрались представители власти, бизнеса и науки из регионов России и скандинавских стран. Соучредителями форума «Арктические проекты: сегодня и завтра» выступили САФУ, правительство области и ассоциация поставщиков для нефтегазовой промышленности «Созвездие».

О масштабе и значимости форума свидетельствовало количество представленных докладов (более 40) и то, что зал Интеллектуального центра САФУ был полон. Зампред регионального правительства Виктор Иконников назвал форум «собранием профессионалов». Судостроение, другие машиностроительные отрасли, нефтегазовый сектор, наука – специалисты из этих ключевых для освоения Арктической зоны сфер деятельности стали его участниками.

«Архангельская область – опорный регион для освоения Арктики» – так обозначил свое выступление Виктор Михайлович. Достаточно сказать, что здесь сосредоточено 30 процентов населения Арктической зоны. Наш регион должен служить фундаментом для транспортной, военной, хозяйственной, экологической деятельности России в Арктике, на Севморпути. «Мы по праву можем считать себя теми, кто первым начал осваивать северные моря», – напомнил Виктор Иконников. Лесные богатства, алмазные месторождения, мощности Архангельского морского торгового порта…

К сожалению, сегодня грузооборот порта значительно меньше, чем его реальные возможности. Так, в прошлом году через Архангельск прошло четыре с половиной миллиона тонн грузов, при этом превалировал экспорт – 2,5 миллиона тонн. Новую жизнь самому старому порту России призваны дать будущий глубоководный порт за Мудьюгом и магистраль «Белкомур»: после того как новые объекты будут построены, ежегодный грузопоток вырастет до 30 миллионов тонн. Наряду с портом и железной дорогой опорная зона включит в себя региональный технопарк, судостроительную отрасль и рекреационную инфраструктуру.

Где строить платформы?

Восемь опорных зон России в Арктике потребуют огромных вложений – около трех триллионов рублей. Такую цифру озвучил министр экономического развития РФ Андрей Улюкаев. Притом большая часть финансовых вливаний – внебюджетные средства.

Не секрет, что между городами и регионами существует конкуренция, стремление перетащить масштабные арктические проекты к себе. Например, развивать строительство платформ для добычи углеводородов на шельфе в Мурманске, где в отличие от Северодвинска нет ни необходимых станков, ни специалистов достаточной квалификации, которые имеются на предприятиях Центра атомного судостроения. Об этом напомнили ветераны ВПК Николай Калистратов и Юрий Спиридонов. Мнение последнего категорично: все это «чушь и фантазии». А Николай Яковлевич напомнил об указе Президента РФ по развитию предприятий Северодвинска – его надо выполнять, а не стремиться строить платформы в мурманском филиале.

– На Кольском полуострове нет материальной базы для строительства платформ. Строить за полярным кругом в условиях вечной мерзлоты и полярной ночи и строить в Северодвинске – это две большие разницы, – напомнил бывалый севмашевец Юрий Спиридонов.

То же самое – попытка противопоставить в качестве альтернативы северодвинской «Звездочке» дальневосточную «Звезду». «Государственный ли это подход?» – задал риторический вопрос Николай Калистратов.

Как бы ни пытались преуменьшить роль нашего региона в новом освоении Арктики, а именно наш город станет в марте будущего года площадкой Международного форума «Арктика – территория диалога». Он будет проводиться у нас раз в два года. И нынешний форум – это своего рода его генеральная репетиция. Кстати, Архангельск уже был местом проведения международного форума в 2011 году.

Новоземельский ГОК

Будущий горно-обогатительный комбинат на Новой Земле никто уж точно не уведет за пределы региона. Запасы рудного месторождения «Павловское» оцениваются примерно в два с половиной миллиона тонн по цинку, на свинец приходится полмиллиона, серебро – около 1200 тонн. Имеются еще два потенциальных месторождения – «Северное» и «Перевальное».

Металл будет добываться открытым способом на западном побережье Южного острова Новой Земли: карьер, причальный комплекс в губе Безымянной, само предприятие. Первый этап проектно-изыскательских работ завершен. В 2017–2018 годах планируется продолжить полевые проектно-изыскательские работы и защитить проект в Главгосэкспертизе. А в 2021-м должен начать работу ГОК.

Как заявил генеральный директор Первой горнорудной компании Александр Лукин, в настоящее время акционерное общество работает с правительством области, чтобы проект был внесен в число приоритетных.

– Мы готовы все поставлять на внутренний рынок, но в России сегодня нет заводов по переработке свинца, – посетовал Александр Павлович. Они имеются в ближнем и дальнем зарубежье, в России же – единственное предприятие во Владикавказе, которое переживает не лучшие времена.

В Архангельской области находится 80 процентов активов Объединенной судостроительной корпорации.

Из «резервистов» – в стратеги

На форуме активно обсуждалось и современное состояние судостроительной отрасли, вызовы, стоящие перед ней. Модернизация производственных мощностей предприятий, создание современного судостроительного комплекса на базе «Северной верфи», Центра строительства и обеспечения жизненного цикла морской арктической техники, проекты «Гибридная лазерно-дуговая сварка», «Имитационное моделирование» и другие, создание единого цифрового пространства – об этом и многом другом вели речь представители Объединенной судостроительной корпорации.

Продолжением разговора стало расширенное заседание совета судостроительного инновационного кластера. Как рассказал участникам региональный министр экономического развития Семен Вуйменков, архангельский проект был выдвинут на конкурс, проводимый Министерством экономразвития России.

Пока что наш проект вошел не в стратегию, разработанную федеральным министерством, а только в резервный список, зато в компании с такими сильными промышленными регионами, как Удмуртия, Тульская область, Санкт-Петербург. По мнению Семена Алексеевича, одна из причин того, что наш кластер оказался во «втором эшелоне» проектов, – слабая активность участников кластера.

– Сложилась ситуация, когда основной движущей силой является инициатива регионального министерства экономического развития. Это противоречит сути самого кластера, созданного для организации слаженной работы его резидентов, – заявил министр.

О создании в Северодвинске сервисного центра обслуживания морской арктической техники и центра ее строительства рассказал главный технолог «Звездочки» Павел Першин. Для того чтобы проект был успешно реализован, необходима кооперация всех его участников, отметил Павел Васильевич. Об этом говорили и другие участники обсуждения, подчеркивая, что Архангельский регион способен создавать надежные технические средства. Директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов отметил, что для нашей области важно занять нишу сервисного обеспечения. Будем надеяться, что все это позволит нашему региону войти в федеральный проект развития инновационных кластеров.

Прямая речь

Игорь Орлов, губернатор области:

– За четыре года Архангельск стал востребованной, эффективной площадкой для серьезного диалога о проблемах и перспективах развития Арктической зоны России. Далеко не случайно именно наш город был выбран в качестве постоянного места проведения другого Международного форума – «Арктика – территория диалога». Это означает признание роли Архангельска как ключевой дискуссионной площадки по вопросам развития Арктики на самом высоком уровне. Но помимо этого, Архангельск был и остается одним из крупнейших центров судостроения и судоремонта, отправной точкой на Северном морском пути. Сегодня, когда государство и бизнес уделяют повышенное внимание вопросам дальнейшего развития Арктической зоны, основная часть грузов для различных арктических проектов идет именно через Архангельск. Появляются и новые компании, готовые конкурировать с признанными лидерами рынка. Бизнес увидел перспективы развития, новые возможности для роста. Задача правительства Архангельской области – создать условия для того, чтобы эти возможности стали реальностью.

Генеральная репетиция

О масштабе и значимости форума свидетельствовало количество представленных докладов (более 40) и то, что зал Интеллектуального центра САФУ был полон. Зампред регионального правительства Виктор Иконников назвал форум «собранием профессионалов». Судостроение, другие машиностроительные отрасли, нефтегазовый сектор, наука – специалисты из этих ключевых для освоения Арктической зоны сфер деятельности стали его участниками.

«Архангельская область – опорный регион для освоения Арктики» – так обозначил свое выступление Виктор Михайлович. Достаточно сказать, что здесь сосредоточено 30 процентов населения Арктической зоны. Наш регион должен служить фундаментом для транспортной, военной, хозяйственной, экологической деятельности России в Арктике, на Севморпути. «Мы по праву можем считать себя теми, кто первым начал осваивать северные моря», – напомнил Виктор Иконников. Лесные богатства, алмазные месторождения, мощности Архангельского морского торгового порта…

К сожалению, сегодня грузооборот порта значительно меньше, чем его реальные возможности. Так, в прошлом году через Архангельск прошло четыре с половиной миллиона тонн грузов, при этом превалировал экспорт – 2,5 миллиона тонн. Новую жизнь самому старому порту России призваны дать будущий глубоководный порт за Мудьюгом и магистраль «Белкомур»: после того как новые объекты будут построены, ежегодный грузопоток вырастет до 30 миллионов тонн. Наряду с портом и железной дорогой опорная зона включит в себя региональный технопарк, судостроительную отрасль и рекреационную инфраструктуру.

Где строить платформы?

Восемь опорных зон России в Арктике потребуют огромных вложений – около трех триллионов рублей. Такую цифру озвучил министр экономического развития РФ Андрей Улюкаев. Притом большая часть финансовых вливаний – внебюджетные средства.

Не секрет, что между городами и регионами существует конкуренция, стремление перетащить масштабные арктические проекты к себе. Например, развивать строительство платформ для добычи углеводородов на шельфе в Мурманске, где в отличие от Северодвинска нет ни необходимых станков, ни специалистов достаточной квалификации, которые имеются на предприятиях Центра атомного судостроения. Об этом напомнили ветераны ВПК Николай Калистратов и Юрий Спиридонов. Мнение последнего категорично: все это «чушь и фантазии». А Николай Яковлевич напомнил об указе Президента РФ по развитию предприятий Северодвинска – его надо выполнять, а не стремиться строить платформы в мурманском филиале.

– На Кольском полуострове нет материальной базы для строительства платформ. Строить за полярным кругом в условиях вечной мерзлоты и полярной ночи и строить в Северодвинске – это две большие разницы, – напомнил бывалый севмашевец Юрий Спиридонов.

То же самое – попытка противопоставить в качестве альтернативы северодвинской «Звездочке» дальневосточную «Звезду». «Государственный ли это подход?» – задал риторический вопрос Николай Калистратов.

Как бы ни пытались преуменьшить роль нашего региона в новом освоении Арктики, а именно наш город станет в марте будущего года площадкой Международного форума «Арктика – территория диалога». Он будет проводиться у нас раз в два года. И нынешний форум – это своего рода его генеральная репетиция. Кстати, Архангельск уже был местом проведения международного форума в 2011 году.

Новоземельский ГОК

Будущий горно-обогатительный комбинат на Новой Земле никто уж точно не уведет за пределы региона. Запасы рудного месторождения «Павловское» оцениваются примерно в два с половиной миллиона тонн по цинку, на свинец приходится полмиллиона, серебро – около 1200 тонн. Имеются еще два потенциальных месторождения – «Северное» и «Перевальное».

Металл будет добываться открытым способом на западном побережье Южного острова Новой Земли: карьер, причальный комплекс в губе Безымянной, само предприятие. Первый этап проектно-изыскательских работ завершен. В 2017–2018 годах планируется продолжить полевые проектно-изыскательские работы и защитить проект в Главгосэкспертизе. А в 2021-м должен начать работу ГОК.

Как заявил генеральный директор Первой горнорудной компании Александр Лукин, в настоящее время акционерное общество работает с правительством области, чтобы проект был внесен в число приоритетных.

– Мы готовы все поставлять на внутренний рынок, но в России сегодня нет заводов по переработке свинца, – посетовал Александр Павлович. Они имеются в ближнем и дальнем зарубежье, в России же – единственное предприятие во Владикавказе, которое переживает не лучшие времена.

В Архангельской области находится 80 процентов активов Объединенной судостроительной корпорации.

Из «резервистов» – в стратеги

На форуме активно обсуждалось и современное состояние судостроительной отрасли, вызовы, стоящие перед ней. Модернизация производственных мощностей предприятий, создание современного судостроительного комплекса на базе «Северной верфи», Центра строительства и обеспечения жизненного цикла морской арктической техники, проекты «Гибридная лазерно-дуговая сварка», «Имитационное моделирование» и другие, создание единого цифрового пространства – об этом и многом другом вели речь представители Объединенной судостроительной корпорации.

Продолжением разговора стало расширенное заседание совета судостроительного инновационного кластера. Как рассказал участникам региональный министр экономического развития Семен Вуйменков, архангельский проект был выдвинут на конкурс, проводимый Министерством экономразвития России.

Пока что наш проект вошел не в стратегию, разработанную федеральным министерством, а только в резервный список, зато в компании с такими сильными промышленными регионами, как Удмуртия, Тульская область, Санкт-Петербург. По мнению Семена Алексеевича, одна из причин того, что наш кластер оказался во «втором эшелоне» проектов, – слабая активность участников кластера.

– Сложилась ситуация, когда основной движущей силой является инициатива регионального министерства экономического развития. Это противоречит сути самого кластера, созданного для организации слаженной работы его резидентов, – заявил министр.

О создании в Северодвинске сервисного центра обслуживания морской арктической техники и центра ее строительства рассказал главный технолог «Звездочки» Павел Першин. Для того чтобы проект был успешно реализован, необходима кооперация всех его участников, отметил Павел Васильевич. Об этом говорили и другие участники обсуждения, подчеркивая, что Архангельский регион способен создавать надежные технические средства. Директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов отметил, что для нашей области важно занять нишу сервисного обеспечения. Будем надеяться, что все это позволит нашему региону войти в федеральный проект развития инновационных кластеров.

Прямая речь

Игорь Орлов, губернатор области:

– За четыре года Архангельск стал востребованной, эффективной площадкой для серьезного диалога о проблемах и перспективах развития Арктической зоны России. Далеко не случайно именно наш город был выбран в качестве постоянного места проведения другого Международного форума – «Арктика – территория диалога». Это означает признание роли Архангельска как ключевой дискуссионной площадки по вопросам развития Арктики на самом высоком уровне. Но помимо этого, Архангельск был и остается одним из крупнейших центров судостроения и судоремонта, отправной точкой на Северном морском пути. Сегодня, когда государство и бизнес уделяют повышенное внимание вопросам дальнейшего развития Арктической зоны, основная часть грузов для различных арктических проектов идет именно через Архангельск. Появляются и новые компании, готовые конкурировать с признанными лидерами рынка. Бизнес увидел перспективы развития, новые возможности для роста. Задача правительства Архангельской области – создать условия для того, чтобы эти возможности стали реальностью.

Поделиться
18480