28 сентября 2020

Формат «базарной» ярмарки устарел, или Почему разочаровала Маргаритинка?

80% зрителей на вопрос областного телеканала «Нужна ли Архангельску Маргаритинская ярмарка?» в начале сентября категорично ответили «нет». Перечень критических замечаний год от года практически не меняется: неудобное расположение, пробки, высокие цены, отсутствие эксклюзивных товаров. Что изменилось в этом году? Выскажу свое субъективное мнение…

Формат «базарной» ярмарки устарел, или Почему разочаровала Маргаритинка?

Если изначально открытие ярмарки было настоящим праздником, ради которого перекрывали Троицкий проспект для стилизованного шествия с историческими мотивами, параллельно отмечали Поморский новый год, то сейчас у организаторов культурной составляющей мероприятия явно кризис жанра. Среди ростовых фигур, встречающих гостей за воротами «Норд-экспо», почему-то были герои детских мультфильмов, стандартный лисичко-заячий зверинец и… Доктор Айболит.

«Хорошо», — как бы ответили организаторы в заочной дискуссии с горожанами. — «Будет вам торговля и в центре»… И открыли сразу семь площадок, размазав тонким слоем и без того небольшое количество участников по районам города. Логика размещения осталась непонятной.

При всем уважении к организаторам хочется спросить — почему белорусские продукты стоят на самом проходном месте на центральном рынке, а все местные производители, о поддержке которых сказано столько слов, задвинуты в застенок выставочного комплекса? Зачем разбивать торговлю и мастер-классы, разводить потоки потенциальных покупателей на расстоянии в несколько километров?

Кстати, резные прилавки в Петровском парке выглядели на порядок симпатичнее, чем стандартные рыночные палатки вокруг «Норд-Экспо». Странно выглядел пятачок с продуктами на улице Поморской. А разномастные лотки на Чумбаровке и вовсе не вписывались в ярмарочную стилистику.

Удивительно, что почти за двадцать лет возрождения ярмарки так и не найдено оптимальное место и формат, который действительно сделал бы ее визитной карточкой региона и позволил говорить о бренде. И простите, я как покупатель не должен каждый раз искать, где и что продается, и какие события происходят.

 

Нужно отметить, что все районы области традиционно стараются максимально креативно оформить свои стенды. Но у региональных товаров нет изюминки и эксклюзивности. От стенда к стенду — стандартные пироги, чаи, ягоды и грибы, футболки с росписью.

Мясной продукцией тоже не удивить – она есть в любом торговом центре. Каргопольское масло и устьянский морс, даже оленину из НАО можно и в обычный день купить в центральных магазинах. А деревянные таблички, нарезанные лазером, вряд ли привлекут внимание туристов.

У некоторых продавцов другая крайность – продажа якобы «чудодейственных» и «лекарственных» товаров. По всему Интернету разлетелись фотографии с пресловутой настойкой на моли, которая «убивает туберкулезную клетку» и кепки из бересты «от головной боли». И ведь покупают!

Внутри «Норд-Экспо» духота, толчея, на парковке – раскатанная машинами до состояния болота грязь.

Одна из основных проблем ярмарки – низкая покупательская способность населения, усугубленная пандемией. Основную выручку делают пенсионеры, а у них средний чек высоким быть не может, да и потребности очень простые, особые изыски им не нужны. Замкнутый круг: предпринимателю проще открыть интернет-магазин, чем стоять несколько дней за прилавком, раздавая пробники. Еще и расходы на аренду, доставку и прочее…

Снизить цену можно только за счет больших объемов продаж, что как раз под вопросом. Возможно, поэтому ряд именитых производителей решили не тратить ресурсы и проигнорировали мероприятие.

Откровенно повезло с погодой – в Петровском парке можно было сфотографироваться у любого дерева — красивыми аватарками теперь обеспечен весь город. Но именно из-за этого очередь выстроилась не за картошкой, а к красивым веточкам на набережной. По моим ощущениям, на мастер-классы желающих было больше, чем у отделов на рынке.

Порадовала разнообразием культурная программа у драмтеатра, но все это потерялось среди массы площадок. Мы пытаемся заинтересовать детей народными песнями и танцами, а вокруг стоят запахи попкорна, гамбургеров и капучино.

Хочется, чтобы Маргаритинская ярмарка наполняла город особой атмосферой, как это удается сделать, например, во время фестиваля уличных театров. Хочется гастрономических уникальностей. Разве Архангельская область — это только рыба, пироги и сушеные грибы?

Вынужден констатировать, что формат «базарной» ярмарки устарел, не отвечает стандартам современного предпринимательства и требует полнейшего переосмысления.

 

Николай Гернет

 

Ирина Вартанян, дизайнер одежды:

— Первый раз были на ярмарке. Не могу сказать, что довольны. Понимаем, что наши изделия — не ярмарочный вариант, для нас это больше выставка для рекламы. Продаж почти не было, купили всего несколько вещей. Соседство с рыбным отделом — это ужасно. Пять дней терпели запах рыбы, те, кто приходил к нам даже просто повидаться, спешили побыстрее удалиться. Вывешенная одежда для демонстрации набрала этот запах, не знаю, удастся ли ее выветрить. На ярмарке мы обрели новых знакомых, с которыми можно будет в дальнейшем сотрудничать. Мне показалось, что больше всего люди идут за продуктами.

Владимир Будейкин, «Фермерская Слобода»:

— В выставке участвовал один день, в Норд-Экспо. Очень маленькая площадь, полметра на метр прилавка с дорогой продукцией (козий сыр). Соседствовали с пирожками и свежей рыбой… Покупателей было немного. Главное для нас — знакомить целевую аудиторию с доходами среднего и высокого уровня, а не сбыть любой ценой товарные излишки, которых нет. Сделали вывод: хочешь продавать свою продукцию — соглашайся на отдельное место в торговых рядах центра города.

Леонид Житов, Пинежский район:

— Наша пинежская палатка на Маргаритинке была самой яркой и разнообразной, проводили показательные мастер-классы. Но 26 сентября нас оглушили звуком организаторы, звук со сцены шел прямо на нас, люди хотели поговорить — а ничего не было слышно!

Поделиться
73461