5 февраля 2015

Есть вещи, которые измеряются сердцем

Вспомним всех поименно

– Петр Владимирович, начнем, пожалуй, с самого важного – празднования Великой Победы. Как встречать будете?
– К юбилею Победы мы приняли решение создать мемориал воинской славы, где на досках укажем фамилии всех ушедших из Мезенского района на войну. Родившихся в районе, погибших, умерших после войны, более пяти с половиной тысяч человек занесены в эти списки. Работа была проделана огромная при активном участии нашего совета ветеранов. Полностью завершить мемориал к 9 Мая мы не успеваем, но основной монумент, центральная часть, уже отремонтирован и размещен в новом месте.

Про то, что у нас все ветераны войны жильем обеспечены, я уже не говорю.

Опередили соседей на 10 лет

– Район у вас отдаленный, отсюда многие проблемы. Одна из них – на себе не раз испытано – связь. К лучшему что-то изменилось?
– В 2014 году произошел большой прорыв. 235 километров оптиковолокна протянули, и 5 спутниковых станций практически везде, за исключением Азополья, ну и в Каменке надо усилить, вопрос по связи закрыли. Мы лет на 10 опережаем многие районы области. Привлекаем разных операторов сотовой связи, Ростелеком. А сблизить их помогло министерство ТЭК и ЖКХ. Два года назад министр, выполняя поручение губернатора, собрал на совещание всех заинтересованных лиц, а сегодня виден результат.

Не могу не сказать и о почтовиках. Наш район, сами понимаете, очень труден в обслуживании, но они тем не менее трудятся, находя новые способы оказания услуг населению.

– А продуктами, товарами как людей обеспечиваете?
– Во многих населенных пунктах этим занимаются индивидуальные предприниматели, но в основном, надо отдать должное, хлебом и продуктами население обеспечивает наша потребкооперация. И в самых отдаленных участках только они работают. Кстати, хлеб пекут очень вкусный, можно хоть туры устраивать – мезенский хлеб пробовать.

На законодательном уровне

– Как ни крути, а район ваш сельскохозяйственный. Как живут колхозы и фермеры?
– Исторически так сложилось, что в районе 70 лет были колхозы, и все они рыболовецкие. Наши, как их называют, градообразующие рыболовецкие хозяйства в 2014 году подтянулись, приобрели суда. Получили дополнительные квоты на прибрежный лов. Если же говорить в целом по сельскому хозяйству, то мы за пять лет не снизили поголовье крупного рогатого скота, увеличивается число крестьянских фермерских хозяйств. И если на юге области тем, кто занимается сельским хозяйством, выделяется лес, то у нас его нет. Поэтому, я считаю, наших аграриев нужно поддерживать квотой на вылов рыбы. По 100–150 тонн, но такая мера была бы хорошим подспорьем и поддержала сельское хозяйство арктических территорий. Тем более что район вошел в их число.

Да и зверобойку надо бы вернуть. Традиционный же промысел. Говорим о развитии сельского хозяйства, а какое оно может быть в районах Крайнего Севера? Добыча зверя, лов рыбы, сбор дикоросов. Земледелие, животноводство с нашим климатом и тарифами вряд ли когда будут рентабельны. И надо этим вопросом заниматься вплотную на законодательном уровне. А пока все, кто ловит рыбу и охотится, могут считаться браконьерами.

Дорога жизни под крылом самолета

– Дороги для Мезенского района жизненно важны. Мы недавно проехали по району, и содержание дорог оставляет приятное впечатление…
– Мезенское дорожное управление, я считаю, свою работу выполняет не за страх, а за совесть. Мы добились, что в районе, единственном в области, действуют пять бесплатных переправ. Понятно, что бесплатны они для жителей и предпринимателей. За содержание платит областной бюджет. Дорожники сделали практически круглогодичной дорогу Долгощелье – Каменка. Сегодня обустраивают дорогу Каменка – Кимжа по левому берегу реки Мезени. Начали строить мост на реке Шукша.

В 2014 году нам удалось запустить социально значимую пассажирскую переправу Каменка – Мезень. Люди говорят: советская власть вернулась, и вспоминают те хорошие времена, когда власть о них заботилась.

И опять я должен сказать, что большую помощь в организации переправы нам оказали губернатор, областное министерство транспорта.

– Проблем нет, получается?
– Как не быть. Есть у нас такая деревня Майда. Там нужно открыть взлетно-посадочную полосу. В поселке Каменка хотелось бы пустить автобусный маршрут.

– Но ведь на автомобиле у вас не везде проехать можно и не всегда…
– Одной из главных проблем района остается его транспортная доступность. И тут не могу не сказать слов благодарности Второму Архангельскому авиаотряду. Они прекрасно с нами работают. Откликаются на все просьбы. А ситуации бывают разные. Надо учесть, что у нас на побережье есть поселения, куда можно попасть только авиацией. Как и по реке Пёзе. И, между прочим, наш аэропорт – единственный не только в Архангельской области, но и в России, который содержится за счет муниципального образования.

Посадка в мезенском аэропорту в самолет элка d3120

Посадка в мезенском аэропорту в самолет «элка»

Считать деньги, не забывая о людях

– А как с «социалкой» в районе?
– Построена школа, интернат, теперь надо заниматься детскими садами в Мезени и Каменке и больницей в Мезени. Школа вообще предмет нашей гордости. Мы ее построили за два года. Если кто-то думает, что школу построить легко, то он ошибается.

И если это нелегко в Архангельске или Северодвинске, то представьте, чего стоит это сделать в Мезенском районе. Больше шести тысяч тонн материалов завезли, причем в основном автотранспортом.

И тут огромное спасибо должен сказать компании «Архангельскгеолдобыча-ЛУКОЙЛ». У нас налажено хорошее взаимопонимание и сотрудничество. Они помогают району, и не только со школой.

– Сейчас все районы выполняют майский указ президента по обеспечению граждан России комфортным жильем. Мезень строится?
– За последние пять лет было выделено более 150 участков, построено около 100 частных домов, три многоквартирных. В поселке Каменка за последний год построили два многоквартирных жилых дома.

– А есть ли в Каменке рабочие места?
– Проблема. Вот есть Архоблэнерго. Эта организация обеспечивает светом и теплом наиболее удаленные населенные пункты Мезенского района. Она базируется в Каменке и дает району какое-то количество рабочих мест. Но если вести речь об альтернативных видах топлива, то наш район может предложить два направления разработки. Он самый богатый в области по запасам торфа. 112 месторождений. И есть старая свалка лесозавода – миллионы кубометров древесных отходов, которые также можно использовать как топливо. А если учесть, что рядом, в Лешуконском и Пинежском районах, полно перестойной древесины, то на базе лесозавода в Каменке можно организовать производство биотоплива. И тем самым отказаться от завоза дорогих угля и мазута. Но все зависит от собственника завода.

– Ваш район вошел в программу энергоэффективности?
– К сожалению, нет. Но программа действует до 2030 года, и задача власти – создать условия, заинтересовать бизнес и привлечь инвестора. Хотя сейчас все считают деньги, забывая подчас о людях. И есть проект – построить высоковольтную линию от Пинеги до Мезени. Архангельск и Северодвинск не могут потребить вырабатываемую там электроэнергию. Почему, мол, не поставлять ее в наш район? С одной стороны, логика есть, а с другой – район лишится возможности открыть новые рабочие места.

– С пятидесятых годов существует проект приливной электростанции. В связи с интересом китайской стороны к развитию энергетики в области не думали его реанимировать?
– Из области фантастики, конечно, но мы такую удочку закинули. Правда, встанет вопрос: а куда эту энергию девать?

Нельзя отказываться от наследия предков

– Мезенский район вошел в число арктических территорий. Есть ли уже какие-то проекты, которые, на ваш взгляд, могли бы способствовать его развитию именно с этой точки зрения?
– Строительство дороги на Несь и дальше на Нарьян-Мар. В таком проекте, я считаю, могли бы участвовать как Архангельская область, так и НАО. Округ даже больше должен быть заинтересован в подобной постоянно действующей транспортной магистрали. Хотя НАО и ориентируется на связь с Коми, но большая часть населения там находится все-таки на побережье. Инидига, Пёша, Несь, Вижас, Шойна – все на побережье океана. Такая дорога сразу продвинула бы и развитие Ненецкого автономного округа.

– А этот проект не из области ли фантастики?
– Нет. Судя по тому, что московские фирмы уже начинают интересоваться нашими карьерами, какое-то движение в этом направлении намечается. И тут нам бы тоже не остаться в стороне. Этот подряд, если он будет, мы должны провести через область.

Сами. Да и в государственном масштабе, если президент говорит об интенсификации освоения арктического пространства да и с точки зрения государственной безопасности, такая дорога крайне необходима.

– Многие говорят, что вкладывать средства в развитие отдаленных территорий экономически невыгодно…
– Не все измеряется выгодой. Наши предки сюда зачем-то пришли? А тогда условия для освоения Арктики были похлеще нынешних. Ни техники, ни технологий современных у них не было. А мы что, хотим отказаться от их наследия? Невыгодно везти мясо и молоко, рыбу на переработку в Архангельск? Давайте организовывать ее на месте. Ведь были же здесь производства – мясокомбинат, сыро-маслозавод, заводы травяной муки… Есть вещи, которые экономикой не измеришь.

Есть вещи, которые измеряются сердцем

Про то, что у нас все ветераны войны жильем обеспечены, я уже не говорю.

Опередили соседей на 10 лет

– Район у вас отдаленный, отсюда многие проблемы. Одна из них – на себе не раз испытано – связь. К лучшему что-то изменилось?
– В 2014 году произошел большой прорыв. 235 километров оптиковолокна протянули, и 5 спутниковых станций практически везде, за исключением Азополья, ну и в Каменке надо усилить, вопрос по связи закрыли. Мы лет на 10 опережаем многие районы области. Привлекаем разных операторов сотовой связи, Ростелеком. А сблизить их помогло министерство ТЭК и ЖКХ. Два года назад министр, выполняя поручение губернатора, собрал на совещание всех заинтересованных лиц, а сегодня виден результат.

Не могу не сказать и о почтовиках. Наш район, сами понимаете, очень труден в обслуживании, но они тем не менее трудятся, находя новые способы оказания услуг населению.

– А продуктами, товарами как людей обеспечиваете?
– Во многих населенных пунктах этим занимаются индивидуальные предприниматели, но в основном, надо отдать должное, хлебом и продуктами население обеспечивает наша потребкооперация. И в самых отдаленных участках только они работают. Кстати, хлеб пекут очень вкусный, можно хоть туры устраивать – мезенский хлеб пробовать.

На законодательном уровне

– Как ни крути, а район ваш сельскохозяйственный. Как живут колхозы и фермеры?
– Исторически так сложилось, что в районе 70 лет были колхозы, и все они рыболовецкие. Наши, как их называют, градообразующие рыболовецкие хозяйства в 2014 году подтянулись, приобрели суда. Получили дополнительные квоты на прибрежный лов. Если же говорить в целом по сельскому хозяйству, то мы за пять лет не снизили поголовье крупного рогатого скота, увеличивается число крестьянских фермерских хозяйств. И если на юге области тем, кто занимается сельским хозяйством, выделяется лес, то у нас его нет. Поэтому, я считаю, наших аграриев нужно поддерживать квотой на вылов рыбы. По 100–150 тонн, но такая мера была бы хорошим подспорьем и поддержала сельское хозяйство арктических территорий. Тем более что район вошел в их число.

Да и зверобойку надо бы вернуть. Традиционный же промысел. Говорим о развитии сельского хозяйства, а какое оно может быть в районах Крайнего Севера? Добыча зверя, лов рыбы, сбор дикоросов. Земледелие, животноводство с нашим климатом и тарифами вряд ли когда будут рентабельны. И надо этим вопросом заниматься вплотную на законодательном уровне. А пока все, кто ловит рыбу и охотится, могут считаться браконьерами.

Дорога жизни под крылом самолета

– Дороги для Мезенского района жизненно важны. Мы недавно проехали по району, и содержание дорог оставляет приятное впечатление…
– Мезенское дорожное управление, я считаю, свою работу выполняет не за страх, а за совесть. Мы добились, что в районе, единственном в области, действуют пять бесплатных переправ. Понятно, что бесплатны они для жителей и предпринимателей. За содержание платит областной бюджет. Дорожники сделали практически круглогодичной дорогу Долгощелье – Каменка. Сегодня обустраивают дорогу Каменка – Кимжа по левому берегу реки Мезени. Начали строить мост на реке Шукша.

В 2014 году нам удалось запустить социально значимую пассажирскую переправу Каменка – Мезень. Люди говорят: советская власть вернулась, и вспоминают те хорошие времена, когда власть о них заботилась.

И опять я должен сказать, что большую помощь в организации переправы нам оказали губернатор, областное министерство транспорта.

– Проблем нет, получается?
– Как не быть. Есть у нас такая деревня Майда. Там нужно открыть взлетно-посадочную полосу. В поселке Каменка хотелось бы пустить автобусный маршрут.

– Но ведь на автомобиле у вас не везде проехать можно и не всегда…
– Одной из главных проблем района остается его транспортная доступность. И тут не могу не сказать слов благодарности Второму Архангельскому авиаотряду. Они прекрасно с нами работают. Откликаются на все просьбы. А ситуации бывают разные. Надо учесть, что у нас на побережье есть поселения, куда можно попасть только авиацией. Как и по реке Пёзе. И, между прочим, наш аэропорт – единственный не только в Архангельской области, но и в России, который содержится за счет муниципального образования.

Посадка в мезенском аэропорту в самолет элка d3120

Посадка в мезенском аэропорту в самолет «элка»

Считать деньги, не забывая о людях

– А как с «социалкой» в районе?
– Построена школа, интернат, теперь надо заниматься детскими садами в Мезени и Каменке и больницей в Мезени. Школа вообще предмет нашей гордости. Мы ее построили за два года. Если кто-то думает, что школу построить легко, то он ошибается.

И если это нелегко в Архангельске или Северодвинске, то представьте, чего стоит это сделать в Мезенском районе. Больше шести тысяч тонн материалов завезли, причем в основном автотранспортом.

И тут огромное спасибо должен сказать компании «Архангельскгеолдобыча-ЛУКОЙЛ». У нас налажено хорошее взаимопонимание и сотрудничество. Они помогают району, и не только со школой.

– Сейчас все районы выполняют майский указ президента по обеспечению граждан России комфортным жильем. Мезень строится?
– За последние пять лет было выделено более 150 участков, построено около 100 частных домов, три многоквартирных. В поселке Каменка за последний год построили два многоквартирных жилых дома.

– А есть ли в Каменке рабочие места?
– Проблема. Вот есть Архоблэнерго. Эта организация обеспечивает светом и теплом наиболее удаленные населенные пункты Мезенского района. Она базируется в Каменке и дает району какое-то количество рабочих мест. Но если вести речь об альтернативных видах топлива, то наш район может предложить два направления разработки. Он самый богатый в области по запасам торфа. 112 месторождений. И есть старая свалка лесозавода – миллионы кубометров древесных отходов, которые также можно использовать как топливо. А если учесть, что рядом, в Лешуконском и Пинежском районах, полно перестойной древесины, то на базе лесозавода в Каменке можно организовать производство биотоплива. И тем самым отказаться от завоза дорогих угля и мазута. Но все зависит от собственника завода.

– Ваш район вошел в программу энергоэффективности?
– К сожалению, нет. Но программа действует до 2030 года, и задача власти – создать условия, заинтересовать бизнес и привлечь инвестора. Хотя сейчас все считают деньги, забывая подчас о людях. И есть проект – построить высоковольтную линию от Пинеги до Мезени. Архангельск и Северодвинск не могут потребить вырабатываемую там электроэнергию. Почему, мол, не поставлять ее в наш район? С одной стороны, логика есть, а с другой – район лишится возможности открыть новые рабочие места.

– С пятидесятых годов существует проект приливной электростанции. В связи с интересом китайской стороны к развитию энергетики в области не думали его реанимировать?
– Из области фантастики, конечно, но мы такую удочку закинули. Правда, встанет вопрос: а куда эту энергию девать?

Нельзя отказываться от наследия предков

– Мезенский район вошел в число арктических территорий. Есть ли уже какие-то проекты, которые, на ваш взгляд, могли бы способствовать его развитию именно с этой точки зрения?
– Строительство дороги на Несь и дальше на Нарьян-Мар. В таком проекте, я считаю, могли бы участвовать как Архангельская область, так и НАО. Округ даже больше должен быть заинтересован в подобной постоянно действующей транспортной магистрали. Хотя НАО и ориентируется на связь с Коми, но большая часть населения там находится все-таки на побережье. Инидига, Пёша, Несь, Вижас, Шойна – все на побережье океана. Такая дорога сразу продвинула бы и развитие Ненецкого автономного округа.

– А этот проект не из области ли фантастики?
– Нет. Судя по тому, что московские фирмы уже начинают интересоваться нашими карьерами, какое-то движение в этом направлении намечается. И тут нам бы тоже не остаться в стороне. Этот подряд, если он будет, мы должны провести через область.

Сами. Да и в государственном масштабе, если президент говорит об интенсификации освоения арктического пространства да и с точки зрения государственной безопасности, такая дорога крайне необходима.

– Многие говорят, что вкладывать средства в развитие отдаленных территорий экономически невыгодно…
– Не все измеряется выгодой. Наши предки сюда зачем-то пришли? А тогда условия для освоения Арктики были похлеще нынешних. Ни техники, ни технологий современных у них не было. А мы что, хотим отказаться от их наследия? Невыгодно везти мясо и молоко, рыбу на переработку в Архангельск? Давайте организовывать ее на месте. Ведь были же здесь производства – мясокомбинат, сыро-маслозавод, заводы травяной муки… Есть вещи, которые экономикой не измеришь.

Поделиться
7225