6 августа 2015

Если вместо оловянного солдатика – бродилка

Когда говорят, что нынешние дети не читают, вспоминаю свое детство. Все вокруг читали. Новинки, литературные журналы, самиздат были на вес золота. Книжный магазин – как замок с сокровищами. Я до сих пор помню его запах. И запах библиотеки как чего-то тайного и неизведанного, которое снова откроет мне очередную секретную дверку в новый для меня мир. 

Я обитала там часами, а потом неслась домой с охапкой книг, думая только об одном: как заберусь с ногами на диван и нырну в очередную историю. С начатой книжкой не расставалась и в школе. Читала на переменах и на «необязательных» уроках под партой. Быстро проглатывала охапку – и снова в библиотеку. 

А вечером дома начинался коллективный плач родителей и сестры. Потому что они тоже любили мои охапки, но читали медленнее. В результате я сдавала недочитанные ими книги и бывала порицаема за черствость к родной крови. Через неделю-полторы все повторялось. 

Но надо сказать, что именно родители и пристрастили меня к чтению, видимо, с пеленок. Потому как себя без книги вообще не помню. Сначала читали они, причем с чувством, с толком, с расстановкой, потом научили читать, и вскоре уже я читала младшим. И, помнится, ничему мы с сестрой не радовались так, как новым книгам. Мама не жалела на них никаких денег. Домашняя библиотека была огромная. 

Это я к тому, что, читает ребенок или нет, зависит только от родителей и ни от кого больше. Ни от воспитательницы в детском саду, ни от первой учительницы. Моим папе и маме, наверное, и в голову-то никогда не приходило изучить список литературы, данной в школе на лето, чтобы заставить нас читать. 

Вообще, когда заставляют, всегда возникает протест. И начинаешь ненавидеть и того, кто заставляет, и тот процесс, что тебе вменен в повинность. Мне кажется, что именно таким вот макаром мы отучили читать целое поколение. 

Ведь по большому счету неважно, на бумаге буквы напечатаны или на экране, главное – во что они для ребенка складываются: в сказы Бажова или в скабрезный анекдот. 

И если мы, вместо того чтобы почитать на ночь двухлетнему чаду про стойкого оловянного солдатика, всучим ему в руки планшет с бродилкой, чтобы поубивал всех птичек и заснул, наплачемся потом. Потом, когда не сможем объяснить ему прописных истин про то, что хорошо, а что плохо. Потому что об этом именно в сказках и детских книжках написано и как раз для нежного возраста, в котором сознание формируется.

Так что, пока не поздно, надо срочно брать в руки книжки и отправляться к детям, чтобы вместе спасать Василису, плакать над бумажной балериной, складывать из льдинок слово «вечность».

Когда говорят, что нынешние дети не читают, вспоминаю свое детство. Все вокруг читали. Новинки, литературные журналы, самиздат были на вес золота. Книжный магазин – как замок с сокровищами. Я до сих пор помню его запах. И запах библиотеки как чего-то тайного и неизведанного, которое снова откроет мне очередную секретную дверку в новый для меня мир. 

Я обитала там часами, а потом неслась домой с охапкой книг, думая только об одном: как заберусь с ногами на диван и нырну в очередную историю. С начатой книжкой не расставалась и в школе. Читала на переменах и на «необязательных» уроках под партой. Быстро проглатывала охапку – и снова в библиотеку. 

А вечером дома начинался коллективный плач родителей и сестры. Потому что они тоже любили мои охапки, но читали медленнее. В результате я сдавала недочитанные ими книги и бывала порицаема за черствость к родной крови. Через неделю-полторы все повторялось. 

Но надо сказать, что именно родители и пристрастили меня к чтению, видимо, с пеленок. Потому как себя без книги вообще не помню. Сначала читали они, причем с чувством, с толком, с расстановкой, потом научили читать, и вскоре уже я читала младшим. И, помнится, ничему мы с сестрой не радовались так, как новым книгам. Мама не жалела на них никаких денег. Домашняя библиотека была огромная. 

Это я к тому, что, читает ребенок или нет, зависит только от родителей и ни от кого больше. Ни от воспитательницы в детском саду, ни от первой учительницы. Моим папе и маме, наверное, и в голову-то никогда не приходило изучить список литературы, данной в школе на лето, чтобы заставить нас читать. 

Вообще, когда заставляют, всегда возникает протест. И начинаешь ненавидеть и того, кто заставляет, и тот процесс, что тебе вменен в повинность. Мне кажется, что именно таким вот макаром мы отучили читать целое поколение. 

Ведь по большому счету неважно, на бумаге буквы напечатаны или на экране, главное – во что они для ребенка складываются: в сказы Бажова или в скабрезный анекдот. 

И если мы, вместо того чтобы почитать на ночь двухлетнему чаду про стойкого оловянного солдатика, всучим ему в руки планшет с бродилкой, чтобы поубивал всех птичек и заснул, наплачемся потом. Потом, когда не сможем объяснить ему прописных истин про то, что хорошо, а что плохо. Потому что об этом именно в сказках и детских книжках написано и как раз для нежного возраста, в котором сознание формируется.

Так что, пока не поздно, надо срочно брать в руки книжки и отправляться к детям, чтобы вместе спасать Василису, плакать над бумажной балериной, складывать из льдинок слово «вечность».

Поделиться
10016