1 декабря 2016

Если счетчик не поставить

Минстрой России разъяснил, что делать, если в ветхих и аварийных зданиях отсутствует техническая возможность установки приборов учета. Законодательная норма, освобождающая ветхие и аварийный объекты от установки приборов учета, – это не запрет на их установку, а лишь указание на отсутствие такой обязанности, считают в Минстрое РФ.

Как напомнили в Государственной жилищной инспекции Архангельской области, в соответствии с требованиями федерального законодательства все производимые, передаваемые и потребляемые энергетические ресурсы должны измеряться приборами учета. Это означает, что собственники помещений многоквартирных домов (как и жилых домов) обязаны оснастить дома приборами учета и ввести их в эксплуатацию.

Если многоквартирный дом новый и введен в эксплуатацию в 2010 году или позже, то техническая возможность установки прибора учета в нем имеется.

Если собственники не исполняют свою обязанность по установке приборов учета, то их устанавливают ресурсоснабжающие организации, а граждане в дальнейшем возмещают такой организации расходы.

Вместе с тем, отмечают в Государственной жилищной инспекции, техническая возможность установить приборы учета есть не во всех многоквартирных домах. Поэтому требования закона не распространяются на ветхие и аварийные объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также на объекты, которые:

– подлежат сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года;

– имеют мощность потребления электроэнергии менее 5 кВт;

– имеют максимальный объем потребления теплоэнергии менее 0,2 Гкал/ч;

– имеют максимальный объем потребления природного газа менее 2 м3/ч.

Кроме того, критерии установки индивидуальных, общих и коллективных приборов учета утверждены приказом Минрегионразвития России № 627 от 29 декабря 2011. Приборы учета в многоквартирных домах не устанавливают, если при обследовании был выявлен хотя бы один из следующих критериев:

– установка прибора учета невозможна без реконструкции, капремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

– при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

– в месте установки прибора учета невозможно обеспечить соблюдение требований закона об обеспечении единства измерений и к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования. Препятствием для функционирования прибора учета может быть: техническое состояние, режим работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурный режим, влажность, электромагнитные помехи, затопление помещений, а также невозможность обеспечить доступ к прибору учета для снятия показаний, его обслуживания и замены;

– по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем
отопления.

Как объяснил Минстрой России в своем письме, норма о том, что в ветхих и аварийных объектах установка прибора учета не требуется, – это не запрет на их установку, а лишь указание на отсутствие такой обязанности.

Но в этом случае возникает логичный вопрос: кто будет заниматься установкой прибора учета на таких объектах и за чей счет это будет производиться? Минстрой России высказал экспертное мнение о том, что это дело ресурсоснабжающей организации – при условии наличия технической возможности установить прибор учета.

Если же в дальнейшем ухудшатся эксплуатационные характеристики многоквартирного дома, что послужит основанием для признания его аварийным, и исчезнет возможность точно фиксировать показания прибора учета, то их использование следует прекратить.

В письме Минстрой России также разъяснил порядок оплаты коммунальных услуг собственниками аварийных и ветхих помещений. Собственники таких помещений не должны оплачивать коммунальные услуги, потребленные сверх норматива потребления.

То есть ресурсоснабжающая организация вправе использовать показания коллективных приборов учета в ветхих и аварийных многоквартирных домах для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов, но, как указано в письме Минстроя России, управляющая организация и собственники не обязаны оплачивать их в бóльшем объеме, чем по нормативам потребления.

Также Минстрой России разъяснил вопрос о применении повышающих коэффициентов в случае с ветхими, аварийными многоквартирными домами, а также подлежащими сносу и капитальному ремонту.

Повышающие коэффициенты утверждены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, это способ стимулировать собственников устанавливать приборы учета, чтобы не платить за коммунальные услуги сверх норматива. Минстрой России разъясняет, что для многоквартирных домов, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, повышающие коэффициенты применяться не должны.

Как напомнили в Государственной жилищной инспекции Архангельской области, в соответствии с требованиями федерального законодательства все производимые, передаваемые и потребляемые энергетические ресурсы должны измеряться приборами учета. Это означает, что собственники помещений многоквартирных домов (как и жилых домов) обязаны оснастить дома приборами учета и ввести их в эксплуатацию.

Если многоквартирный дом новый и введен в эксплуатацию в 2010 году или позже, то техническая возможность установки прибора учета в нем имеется.

Если собственники не исполняют свою обязанность по установке приборов учета, то их устанавливают ресурсоснабжающие организации, а граждане в дальнейшем возмещают такой организации расходы.

Вместе с тем, отмечают в Государственной жилищной инспекции, техническая возможность установить приборы учета есть не во всех многоквартирных домах. Поэтому требования закона не распространяются на ветхие и аварийные объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также на объекты, которые:

– подлежат сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года;

– имеют мощность потребления электроэнергии менее 5 кВт;

– имеют максимальный объем потребления теплоэнергии менее 0,2 Гкал/ч;

– имеют максимальный объем потребления природного газа менее 2 м3/ч.

Кроме того, критерии установки индивидуальных, общих и коллективных приборов учета утверждены приказом Минрегионразвития России № 627 от 29 декабря 2011. Приборы учета в многоквартирных домах не устанавливают, если при обследовании был выявлен хотя бы один из следующих критериев:

– установка прибора учета невозможна без реконструкции, капремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

– при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

– в месте установки прибора учета невозможно обеспечить соблюдение требований закона об обеспечении единства измерений и к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования. Препятствием для функционирования прибора учета может быть: техническое состояние, режим работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурный режим, влажность, электромагнитные помехи, затопление помещений, а также невозможность обеспечить доступ к прибору учета для снятия показаний, его обслуживания и замены;

– по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем
отопления.

Как объяснил Минстрой России в своем письме, норма о том, что в ветхих и аварийных объектах установка прибора учета не требуется, – это не запрет на их установку, а лишь указание на отсутствие такой обязанности.

Но в этом случае возникает логичный вопрос: кто будет заниматься установкой прибора учета на таких объектах и за чей счет это будет производиться? Минстрой России высказал экспертное мнение о том, что это дело ресурсоснабжающей организации – при условии наличия технической возможности установить прибор учета.

Если же в дальнейшем ухудшатся эксплуатационные характеристики многоквартирного дома, что послужит основанием для признания его аварийным, и исчезнет возможность точно фиксировать показания прибора учета, то их использование следует прекратить.

В письме Минстрой России также разъяснил порядок оплаты коммунальных услуг собственниками аварийных и ветхих помещений. Собственники таких помещений не должны оплачивать коммунальные услуги, потребленные сверх норматива потребления.

То есть ресурсоснабжающая организация вправе использовать показания коллективных приборов учета в ветхих и аварийных многоквартирных домах для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов, но, как указано в письме Минстроя России, управляющая организация и собственники не обязаны оплачивать их в бóльшем объеме, чем по нормативам потребления.

Также Минстрой России разъяснил вопрос о применении повышающих коэффициентов в случае с ветхими, аварийными многоквартирными домами, а также подлежащими сносу и капитальному ремонту.

Повышающие коэффициенты утверждены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, это способ стимулировать собственников устанавливать приборы учета, чтобы не платить за коммунальные услуги сверх норматива. Минстрой России разъясняет, что для многоквартирных домов, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, повышающие коэффициенты применяться не должны.

Поделиться
19209