20 июля 2016

Если рассказать наговор – он потеряет силу

Доктор филологических наук, профессор Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Наталья Дранникова и аспирантка кафедры языков северных стран и международной научной коммуникации Татьяна Морозова вернулись в Архангельск и вскоре займутся обработкой собранного материала.

Целью их профессионального интереса стал промысловый фольклор. В дореволюционный период у Золотицы были налажены хорошие торгово-экономические контакты с Норвегией, в деревне находилось несколько судовладельцев. Память об этом до сих пор сохранилась в устных рассказах местных жителей. По словам Натальи Васильевны, возраст рассказчиков колеблется от 50 до 93 лет. Большинство из них мужчины, ведь именно они занимаются рыбным промыслом.

– В научной среде село стало известно благодаря публикации былин и фольклорно-этнографических материалов, записанных местным священником И.Ф. Розановым, которые вошли в книгу П.С. Ефименко «Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии» (М., 1877-1878), – отмечает Наталья Дранникова. – Первая моя экспедиция сюда состоялась в 2001 году. В ее работе принимали участие студенты филологического факультета ПГУ. Тогда я впервые стала заниматься видеосъемкой.

15 лет назад группа занималась сбором традиционного фольклора, они записывали воспоминания об исполнении былин, некогда имевших здесь большое распространение. Сами же былины давно исчезли из живой речи. По итогам первой экспедиции Наталья Дранникова написала статью «Фольклорная экспедиция Поморского университета в село Зимняя Золотица».

ubm28 16 37 61980

Целью нынешней поездки стало исследование поморской промысловой традиции и локальной идентичности местного населения. Среди записей, сделанных за время работы, большую часть составили рассказы о традиционных для местного населения занятиях – рыболовном и зверобойном промыслах. Многие из них относятся к советскому периоду, часть – к дореволюционному прошлому.

– Были записаны приметы и поверья, связанные с местными промыслами, различные мифологические рассказы, например, о том, как рыбаков «пугает» в тонских избушках, – делится Наталья Дранникова. – А также рассказы о походах рыбы и погребах морского зверя, приуроченных к календарным праздникам. Кроме того, исполнители рассказали о существовании специальных промысловых наговоров и заговоров.

Такой текст удалось записать только один. Как говорит Наталья Васильевна, рассказчики верят в утрату магических свойств этих знаний после передачи их посторонним людям.

ubm28 16 19 dc25b

Во время экспедиции ученые записали текст о раскулачивании, проходившем здесь особенно тяжело, и, как отмечают исполнители, количество раскулаченных было больше, чем в других районах Архангельской области. А проведенные полевые исследования позволяют сделать вывод о том, что этнокультурная традиция Зимней Золотицы является локальным типом поморской культуры.

ubm28 16 36 ae82a

Если рассказать наговор – он потеряет силу

Целью их профессионального интереса стал промысловый фольклор. В дореволюционный период у Золотицы были налажены хорошие торгово-экономические контакты с Норвегией, в деревне находилось несколько судовладельцев. Память об этом до сих пор сохранилась в устных рассказах местных жителей. По словам Натальи Васильевны, возраст рассказчиков колеблется от 50 до 93 лет. Большинство из них мужчины, ведь именно они занимаются рыбным промыслом.

– В научной среде село стало известно благодаря публикации былин и фольклорно-этнографических материалов, записанных местным священником И.Ф. Розановым, которые вошли в книгу П.С. Ефименко «Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии» (М., 1877-1878), – отмечает Наталья Дранникова. – Первая моя экспедиция сюда состоялась в 2001 году. В ее работе принимали участие студенты филологического факультета ПГУ. Тогда я впервые стала заниматься видеосъемкой.

15 лет назад группа занималась сбором традиционного фольклора, они записывали воспоминания об исполнении былин, некогда имевших здесь большое распространение. Сами же былины давно исчезли из живой речи. По итогам первой экспедиции Наталья Дранникова написала статью «Фольклорная экспедиция Поморского университета в село Зимняя Золотица».

ubm28 16 37 61980

Целью нынешней поездки стало исследование поморской промысловой традиции и локальной идентичности местного населения. Среди записей, сделанных за время работы, большую часть составили рассказы о традиционных для местного населения занятиях – рыболовном и зверобойном промыслах. Многие из них относятся к советскому периоду, часть – к дореволюционному прошлому.

– Были записаны приметы и поверья, связанные с местными промыслами, различные мифологические рассказы, например, о том, как рыбаков «пугает» в тонских избушках, – делится Наталья Дранникова. – А также рассказы о походах рыбы и погребах морского зверя, приуроченных к календарным праздникам. Кроме того, исполнители рассказали о существовании специальных промысловых наговоров и заговоров.

Такой текст удалось записать только один. Как говорит Наталья Васильевна, рассказчики верят в утрату магических свойств этих знаний после передачи их посторонним людям.

ubm28 16 19 dc25b

Во время экспедиции ученые записали текст о раскулачивании, проходившем здесь особенно тяжело, и, как отмечают исполнители, количество раскулаченных было больше, чем в других районах Архангельской области. А проведенные полевые исследования позволяют сделать вывод о том, что этнокультурная традиция Зимней Золотицы является локальным типом поморской культуры.

ubm28 16 36 ae82a

Поделиться
15876