Если друг оказался вдруг…

Французский режиссер в своей изящной и стильной манере снял драму-комедию о скрытых желаниях и свободе выбора.

Держаться за юбку

Клэр и Лора с детства – неразлучные подруги, сохранившие горячую привязанность до замужества. Но внезапно Лора умирает, оставив мужа и маленькую дочь. Давид с младенцем на руках выбирает странный способ пережить депрессию. В нем пробуждается давняя страсть к переодеваниям в женскую одежду.

Замужняя Клэр становится нечаянным свидетелем, а позже и сообщником Давида. Для нее смерть подруги нежданно-негаданно становится лакмусовой бумажкой для проявления собственной сексуальной ориентации. Вместе с Давидом, в женском образе зовущем себя Вирджинией, они сближаются: совершают набеги на супермаркет, проводят выходные в загородном доме, обсуждают платья и косметику. До тех пор, пока Клэр не поймет, что Лора значила для нее нечто большее, чем просто подружка.

Перевоплощения внешние и внутренние сняты Озоном так, как он умеет: стильно и легко. Комичные ситуации, связанные с Вирджинией и принятием нового облика, разряжают порой напряженные размышления Клэр. Красивые платья и интерьеры, а также попсовые саундреки добавляют шарма.

Ромен Дюрис,  исполнивший роль трансвестита,  великолепно играет мужские представления о том,  как должна выглядеть и вести себя женщина. Вечернее платье для похода по магазинам, трудности депиляции, характерные походка и жесты… Для дамской аудитории «Новая подружка» — отличный шанс посмотреть на то, как нас видит другая половина человечества.

При этом фильм Озона – не про утверждение прав геев, лесбиянок или трансвеститов. Для него и его аудитории это уже не актуально. Муж Клэр и родители Лоры даже не были особенно шокированы, узнав о пристрастиях Давида. Картина о любви и свободе выбора, замаскированная под драму трансвестита.  Это поучение, облаченное в легкую форму анекдота, занимательную историю с моральным выводом в конце, которое заставляет вспомнить циклы Эрика Ромера.

Пора вылезать из консервной банки

Тематикой картины сегодня не удивишь ни американского, ни европейского зрителя. В России сложнее.  Мы относится к странам, где отношение общества к представителям сексуальных меньшинств и к фильмам про однополые отношения еще не вышло за рамки отрицательного. И не только в провинции. Показательна в этом смысле судьба дебютной картины  Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Зимний путь» (2013). Лента о трагической любви бездомного гопника Лёхи и ученика консерватории Эрика, с одной стороны, завоевала призы  как на российских, так и на зарубежных фестивалях,  и восторженные отзывы критиков. Андрей Плахов даже  назвал «Зимний путь» «лучшим, что произошло с российским кинематографом за последние несколько лет». С другой стороны, тема однополой любви смутила Министерство культуры, которое усмотрело в ленте пропаганду гомосексуализма и запретило фильм к прокату в России. Позже решение было изменено, но тем не менее факт говорящий. 
Поэтому «Новая подружка» для рядового зрителя российского кинотеатра – важное явление и даже испытание на толерантность. На моем сеансе не все прошли его успешно. Двое мужчин демонстративно вышли из зала. Остальные, как мне показалось, вполне спокойно отнеслись к происходящему на экране. Немалую роль в этом сыграли фильмы зарубежного производства, персонажи которых,  в первую очередь,  не геи и лесбиянки, а люди. В прошлом году мы смотрели комедию «Я очень возбужден», драму «Жизнь Адель». И предрассудки не мешали нам смеяться и плакать. Благодаря трем современным и известным широкой публике режиссерам – Педро Альмодовару, Франсуа Озону и Ксавье Долану, каждый из которых уникален не только тематикой, но и стилем  —  мы учимся вылезать из консервной банки и смотреть на иных как на равных.

«Новая подружка» в прокате до 26 ноября.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 17 ноября 2014 г.