7 декабря 2015

Эрленд Лу: Иронизировать над современной Норвегией – просто

«Я похоронил отца. А вчера убил лосиху. Что тут скажешь» – такой фразой начинается один из самых известных романов Лу, «Допплер». В этом вступлении видны главные особенности его произведений: юмор и ирония, часто вырастающие до гротеска и скепсиса. 

Километры дневников

Его персонажи, живущие в практически идеальном социальном мире, при всех благах цивилизации, лишены нормального человеческого общения. Господин Допплер, например, бросая семью, уходит жить в лес недалеко от Осло, питается лосиным мясом. Он добр и наивен, но, как ни странно, немного понять его может только безмолвный друг лосенок Бонго. 

Наивность – визитная карточка писателя. Роман «Наивно. Супер» до сих пор зачитывает до дыр молодежь десятков стран. 

В ней тридцатилетний герой, примерно переживая то, что называют «кризисом среднего возраста», впадает в детство. В то же время не лишены глубины его размышления о времени и об устройстве Вселенной. 

Автобиографична ли проза Лу? Отчасти да. Он признается, что Допплер – его любимый герой (не случайно он появляется и в другом романе). 

– Но я бы не смог уйти в лес, так как чувствую ответственность перед близкими людьми. То, что меня больше всего заботит в жизни, – наши мысли. Поэтому мысли моих персонажей схожи с моими мыслями в тот момент, когда я пишу произведение. Так было с романом «Наивно. Супер», – сказал писатель. 

Жизнь его кажется похожей на одну из глав его романов: военную службу он проходил в театре, затем работал учителем, переводчиком, санитаром в психиатрической лечебнице, газетным кинокритиком. Пока не вышел в свет его дебютный роман «Во власти женщины» – об отношениях норвежца с девушкой, которая ни на минуту не замолкала. Ему тогда было 24 года, но писать Лу начал с 17 лет.

– Я был студентом по обмену и целый год провел во Франции. Жизнь там сподвигла меня записывать наблюдения, я вел дневники. Наверное, написал километры дневников. А желание стать писателем было всегда. Подростком я много читал и рано это понял, – рассказал Лу. 

О магии кино и литературы

Вообще-то по образованию Эрленд Лу – киносценарист. С 15 лет он начал посещать норвежский киноклуб, где посмотрел множество классических картин. Помимо того что писатель изучал литературу, кино и этнологию в Осло, он учился в Датской академии кино и Академии искусства в Тронхейме. 

К 46 годам он написал более десятка сценариев. И кино до сих пор увлекает его не меньше, чем литература.

– Смотрю много фильмов, столько же, сколько читаю книг. Мне всегда интересно, почему одни фильмы становятся успешными, а другие нет. По духу близок американский режиссер Уэс Андерсон. Он делает стильные, захватывающие, интеллигентные фильмы. Впечатляют картины Мартина Скорсезе о мафии. Они ритмичные, держат в напряжении. Но недавно я смотрел один японский фильм, очень долгий и медленный, в нем почти не было никакого действия, но он мне понравился. Так что особых предпочтений в жанрах у меня нет, – поделился Лу. 

Кстати, его первый роман «Во власти женщины» экранизировали. Смеясь, писатель рассказал, что экранная версия получилась не так хороша, как книга, но в целом он гибко относится к экранизациям литературных произведений. 

– Взять, к примеру, образ Анны Карениной. При чтении романа она для каждого читателя выглядит по-разному. Но если смотреть фильм с Кирой Найтли, то все представления ограничиваются внешностью актрисы. Однако я знаю историю Анны Карениной, и мне уже не столь важно, кто будет ее играть. В этом есть, с одной стороны, магия кино, с другой – магия литературы. Когда я пишу, то четко не визуализирую персонажей и не считаю, что они должны выглядеть определенным образом, – отметил он. 

Закон об электромобилях

Все произведения Эрленда Лу написаны простым, понятным ребенку языком и наполнены иронией. Не случайно у писателя вышло несколько детских книжек, хотя Лу говорит, что они скорее предназначены для взрослых. 

Поводов для иронизирования в мире более чем достаточно. Даже в социально благополучной стране-мечте, где живет литератор. 

– В течение моей жизни Норвегия и норвежцы сильно изменились. После Второй мировой войны страна была бедной. Моим бабушке и дедушке приходилось много работать в сельском хозяйстве, чтобы прокормить семью. Затем в Норвегии нашли нефть, возникли социально-демократические течения. 

Разница между Россией и Норвегией в том, что доход от нефтегазовой промышленности у нас распределяется между всеми гражданами, идет на строительство дорог и школ, в то время как в России деньги остаются в руках одного человека. Норвежцам выплачивают различные пособия. 

Но если 20–30 лет назад еще говорили, что нужно быть вместе, работать сообща, то теперь жители Норвегии ищут выгоду только для себя. С этим эгоизмом я играю, отражая его в своих книгах. Участвовал в написании сценария к сериалу, который высмеивает стремление к обогащению отдельных личностей, – объяснил свою позицию Лу. 

И привел в пример забавную ситуацию на дорогах Осло, которая, возможно, войдет в его книги.

– Сейчас в Норвегии действует смешной закон. Государство выделяет дотации на покупку электромобилей. Людям, которые ими владеют, в Осло разрешается ехать по отдельной полосе, без пробок. Одна из самых дорогих машин, «Тесла», стоит полтора миллиона норвежских крон. Дотации покрывают около одной трети стоимости. 

То есть люди, которые и так могут позволить себе дорогую машину, покупают ее задешево и при этом еще избегают пробок. Со временем все больше людей купили такие авто, и теперь государство говорит: вы больше не можете ездить по отдельной полосе, если в машине находится только один человек. Поэтому люди, чтобы поехать в центр, берут с собой или членов семьи, или гувернанток-эмигранток, которые потом возвращаются домой на электричках. Как видите, довольно просто иронизировать над современной Норвегией, – с улыбкой сказал писатель. 

В Архангельске Эрленд Лу встретился с журналистами и читателями, а также прочел лекцию на английском языке для студентов и преподавателей САФУ в рамках культурного российско-норвежского фестиваля «Птица Баренц».

Анонс 

Программа фестиваля «Птица Баренц»:

26 ноября в 19.00 – ночь современного художественного норвежского кино в Интеллектуальном центре САФУ;

28 ноября в 12.00 – музыкальный спектакль «Волшебная птица» по мотивам норвежских сказок, Музей художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова; 15.00 – открытие выставки текстильного искусства «Утопия 500» в Добролюбовке; 19.00 – концерт Архангельского камерного оркестра с участием норвежской скрипачки Катарины Чен;

29 ноября в 12.00 – лекция-дискуссия «Могут ли монументы быть мягкими?» норвежской художницы Маргрете Колстад Брекке, Добролюбовка. 

Комментарий 
Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области:

– Сотрудничество Архангельской области со странами Баренцева Евро-Арктического региона, в том числе и с Норвегией, в сфере культуры в последние годы становится все более ярким и разнообразным. Наши учреждения, деятели культуры и искусства реализуют множество совместных проектов. Фестиваль «Птица Баренц» – одно из таких оригинальных и масштабных явлений культурной жизни обеих стран. Его главное достоинство в том, что сумел объединить творческих молодых людей, которые не просто хотят заявить о себе, но и внести свой вклад в культуру Архангельской области и Норвегии.

Эрленд Лу: Иронизировать над современной Норвегией – просто

Километры дневников

Его персонажи, живущие в практически идеальном социальном мире, при всех благах цивилизации, лишены нормального человеческого общения. Господин Допплер, например, бросая семью, уходит жить в лес недалеко от Осло, питается лосиным мясом. Он добр и наивен, но, как ни странно, немного понять его может только безмолвный друг лосенок Бонго. 

Наивность – визитная карточка писателя. Роман «Наивно. Супер» до сих пор зачитывает до дыр молодежь десятков стран. 

В ней тридцатилетний герой, примерно переживая то, что называют «кризисом среднего возраста», впадает в детство. В то же время не лишены глубины его размышления о времени и об устройстве Вселенной. 

Автобиографична ли проза Лу? Отчасти да. Он признается, что Допплер – его любимый герой (не случайно он появляется и в другом романе). 

– Но я бы не смог уйти в лес, так как чувствую ответственность перед близкими людьми. То, что меня больше всего заботит в жизни, – наши мысли. Поэтому мысли моих персонажей схожи с моими мыслями в тот момент, когда я пишу произведение. Так было с романом «Наивно. Супер», – сказал писатель. 

Жизнь его кажется похожей на одну из глав его романов: военную службу он проходил в театре, затем работал учителем, переводчиком, санитаром в психиатрической лечебнице, газетным кинокритиком. Пока не вышел в свет его дебютный роман «Во власти женщины» – об отношениях норвежца с девушкой, которая ни на минуту не замолкала. Ему тогда было 24 года, но писать Лу начал с 17 лет.

– Я был студентом по обмену и целый год провел во Франции. Жизнь там сподвигла меня записывать наблюдения, я вел дневники. Наверное, написал километры дневников. А желание стать писателем было всегда. Подростком я много читал и рано это понял, – рассказал Лу. 

О магии кино и литературы

Вообще-то по образованию Эрленд Лу – киносценарист. С 15 лет он начал посещать норвежский киноклуб, где посмотрел множество классических картин. Помимо того что писатель изучал литературу, кино и этнологию в Осло, он учился в Датской академии кино и Академии искусства в Тронхейме. 

К 46 годам он написал более десятка сценариев. И кино до сих пор увлекает его не меньше, чем литература.

– Смотрю много фильмов, столько же, сколько читаю книг. Мне всегда интересно, почему одни фильмы становятся успешными, а другие нет. По духу близок американский режиссер Уэс Андерсон. Он делает стильные, захватывающие, интеллигентные фильмы. Впечатляют картины Мартина Скорсезе о мафии. Они ритмичные, держат в напряжении. Но недавно я смотрел один японский фильм, очень долгий и медленный, в нем почти не было никакого действия, но он мне понравился. Так что особых предпочтений в жанрах у меня нет, – поделился Лу. 

Кстати, его первый роман «Во власти женщины» экранизировали. Смеясь, писатель рассказал, что экранная версия получилась не так хороша, как книга, но в целом он гибко относится к экранизациям литературных произведений. 

– Взять, к примеру, образ Анны Карениной. При чтении романа она для каждого читателя выглядит по-разному. Но если смотреть фильм с Кирой Найтли, то все представления ограничиваются внешностью актрисы. Однако я знаю историю Анны Карениной, и мне уже не столь важно, кто будет ее играть. В этом есть, с одной стороны, магия кино, с другой – магия литературы. Когда я пишу, то четко не визуализирую персонажей и не считаю, что они должны выглядеть определенным образом, – отметил он. 

Закон об электромобилях

Все произведения Эрленда Лу написаны простым, понятным ребенку языком и наполнены иронией. Не случайно у писателя вышло несколько детских книжек, хотя Лу говорит, что они скорее предназначены для взрослых. 

Поводов для иронизирования в мире более чем достаточно. Даже в социально благополучной стране-мечте, где живет литератор. 

– В течение моей жизни Норвегия и норвежцы сильно изменились. После Второй мировой войны страна была бедной. Моим бабушке и дедушке приходилось много работать в сельском хозяйстве, чтобы прокормить семью. Затем в Норвегии нашли нефть, возникли социально-демократические течения. 

Разница между Россией и Норвегией в том, что доход от нефтегазовой промышленности у нас распределяется между всеми гражданами, идет на строительство дорог и школ, в то время как в России деньги остаются в руках одного человека. Норвежцам выплачивают различные пособия. 

Но если 20–30 лет назад еще говорили, что нужно быть вместе, работать сообща, то теперь жители Норвегии ищут выгоду только для себя. С этим эгоизмом я играю, отражая его в своих книгах. Участвовал в написании сценария к сериалу, который высмеивает стремление к обогащению отдельных личностей, – объяснил свою позицию Лу. 

И привел в пример забавную ситуацию на дорогах Осло, которая, возможно, войдет в его книги.

– Сейчас в Норвегии действует смешной закон. Государство выделяет дотации на покупку электромобилей. Людям, которые ими владеют, в Осло разрешается ехать по отдельной полосе, без пробок. Одна из самых дорогих машин, «Тесла», стоит полтора миллиона норвежских крон. Дотации покрывают около одной трети стоимости. 

То есть люди, которые и так могут позволить себе дорогую машину, покупают ее задешево и при этом еще избегают пробок. Со временем все больше людей купили такие авто, и теперь государство говорит: вы больше не можете ездить по отдельной полосе, если в машине находится только один человек. Поэтому люди, чтобы поехать в центр, берут с собой или членов семьи, или гувернанток-эмигранток, которые потом возвращаются домой на электричках. Как видите, довольно просто иронизировать над современной Норвегией, – с улыбкой сказал писатель. 

В Архангельске Эрленд Лу встретился с журналистами и читателями, а также прочел лекцию на английском языке для студентов и преподавателей САФУ в рамках культурного российско-норвежского фестиваля «Птица Баренц».

Анонс 

Программа фестиваля «Птица Баренц»:

26 ноября в 19.00 – ночь современного художественного норвежского кино в Интеллектуальном центре САФУ;

28 ноября в 12.00 – музыкальный спектакль «Волшебная птица» по мотивам норвежских сказок, Музей художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова; 15.00 – открытие выставки текстильного искусства «Утопия 500» в Добролюбовке; 19.00 – концерт Архангельского камерного оркестра с участием норвежской скрипачки Катарины Чен;

29 ноября в 12.00 – лекция-дискуссия «Могут ли монументы быть мягкими?» норвежской художницы Маргрете Колстад Брекке, Добролюбовка. 

Комментарий 
Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области:

– Сотрудничество Архангельской области со странами Баренцева Евро-Арктического региона, в том числе и с Норвегией, в сфере культуры в последние годы становится все более ярким и разнообразным. Наши учреждения, деятели культуры и искусства реализуют множество совместных проектов. Фестиваль «Птица Баренц» – одно из таких оригинальных и масштабных явлений культурной жизни обеих стран. Его главное достоинство в том, что сумел объединить творческих молодых людей, которые не просто хотят заявить о себе, но и внести свой вклад в культуру Архангельской области и Норвегии.

Поделиться
11685