19 октября 2014

Емецкое чудо

В прошлом году в здании, где до революции была кладбищенская церковь, а после – больничная столовая, под толстыми слоями краски случайно обнаружили лики святых. В Архангельске специалистов по монументальной живописи не нашлось, вызвали реставраторов из Эрмитажа. На этой неделе они завершают работу, снимая со стен последние изображения.

Десять уникальных росписей

Кладбищенская Святодуховская церковь построена в 1888–1890 гг. на средства знаменитых емецких лесопромышленников братьев Вальневых. Территория, где сейчас жилые дома, в те годы была кладбищем при Емецком приходе. В древности же здесь располагался Покровский монастырь, сгоревший в 1760 году.

Деревянная белая церковь с небольшой двухъярусной колокольней служила до середины 1930-х годов. Затем ее стали приводить в «некультовый вид». Убрали звонницу, снесли верхнюю часть с куполом. Алтарную часть превратили в обеденный зал, а в притворе сделали кухню. Так церковь стала обычной столовой емецкой запани. В советское время в ней обедали пациенты местной больницы.

Только в 2011 году здание передали Антониево-Сийскому монастырю для размещения в нем подворья. Прихожане пошли осматривать и случайно обнаружили росписи на стенах.

– Помещение два года не отапливалось, стала шелушиться краска. Пальцем ее поколупали чисто ради интереса, а под ней стали проступать лики святых. Обратились к заведующей отделом древнерусской живописи в музее ИЗО Татьяне Кольцовой. Она приехала, посмотрела и связалась со специалистами из Эрмитажа, – вспоминает председатель приходского совета Роман Петров.

В прошлом году бригада петербуржских реставраторов за неделю сняла шесть росписей. Это были лики святых покровителей семьи Вальневых. В этот раз лекари старины завершают работу, снимая еще четыре фрагмента в другой части церкви. Удивительно, что сохранилось так много. К тому же, как пояснил Роман, обычно находят небольшие изображения. Здесь же отделили от стены метровые и даже двухметровые росписи.

«Посылаю поклон с Емецкую колокольню»

Поселение на левом берегу незамерзающей реки Емца очень древнее. Первое упоминание о нем относится к 1137 году. Точная же дата основания местного прихода неизвестна. В старинных документах о нем впервые упоминается в 1513 году.

На протяжении веков здесь строились и горели несколько деревянных церквей, храмов, монастырей, часовен. Пока в конце XVIII – начале XIX в. не возвели кирпичную Богоявленско-Покровскую церковь, которая до сих пор стоит на живописном месте, почти в центре древнейшей улицы Емецка.

– Берег реки недалеко от храма – идеальное место, с которого открывается вид на четыре прихода: Ротонаволоцкий, Зачачьевский, Хаврогорский и Емецкий. Отовсюду был слышен колокольный перезвон, – отмечает руководитель краеведческого музея Ольга Томашевская.

В кирпичном здании два этажа. На первом был Богоявленский храм. Он отапливался печами, в нем службы проходили зимой. На втором этаже располагалась Покровская церковь, которую открывали летом.

– Раньше жили на широкую ногу. Люди не скупились на пожертвования в пользу церкви, – объясняет Роман.

Благодаря щедрым вкладам прихожан внутреннее убранство церкви поражало своим богатством. Но главной достопримечательностью считалась четырехъярусная звонница с 13 колоколами. Ее высота вместе со шпилем достигала 60 метров. Это самое высокое на тот момент здание в Архангельской губернии было видно издалека.

В народе бытовала поговорка: «Посылаю поклон с емецкую колокольню». Значит, очень низкий поклон.

arh4124 5b333

Емецкий Богоявленский храм, начало XX века

«Порато опрятные и богобоязненные люди»

Снаружи Богоявленско-Покровская церковь, хоть и без колокольни и куполов, все еще производит впечатление основательностью постройки. Тем более удивляешься этому, когда узнаешь, что ей пришлось претерпеть. В 1930 году ее закрыли.

Сорвали шпиль, кресты и купола. Разграбили внутренне убранство, разрушили звонницу.

На втором этаже эху не разгуляться. Сначала здесь сделали кинотеатр «Ударник», а чуть позже открыли общежитие для работников лесосплава. Для увеличения жилой площади настроили деревянных перекрытий под куполом. Балки вбивали прямо в кирпичные своды.

На нижнем этаже в те годы располагались магазины и склады. В 1963 году все здание перепрофилировали под хлебопекарню. Внизу расположили основной цех, вверху – кондитерский. Лишь в 2011-м производство хлеба остановили. Сейчас в бывшем зимнем храме стены черны от застарелой копоти. Естественно, что росписи на сводах после таких испытаний не сохранились. Только на стене недалеко от алтаря проступает золоченый нимб святого. В помещении бывшего кондитерского цеха хорошо сохранился пол, выложенный метлахской плиткой.

Сегодня члены приходского совета во главе с Романом Петровым пытаются восстановить Богоявленский храм. Причем не под эгидой Антониево-Сийского монастыря, а силами своего прихода.

– Когда строились церковные здания, собиралось все село, несли пожертвования. То есть идея шла от народа, а не спускалась сверху, из епархии. Емецк и славится своими людьми. Историк Павел Базилевский писал, что емчане «порато опрятные и богобоязненные люди». Поэтому мы настаивали на том, чтобы именно мы, местные жители, начали возрождать храм.

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал благословение, – отмечает Ольга Томашевская.

Не стоит село без подвижника 

– Износ здания приличный. Приезжали специалисты из Архангельска, оценили и сказали, что оно подлежит восстановлению. Мы проводим консервационные работы. Закончили перекрывать крышу. В следующем году будем ремонтировать стены. Кирпич скрошился, кое-где его нужно менять. Полностью восстановить не планируем. Наша цель – остановить разрушение и приспособить первый этаж для проведения служб, – рассказывает Роман.

arh419 68d80

Богоявленско-Покровская церковь сегодня

Подсчитано, что на реставрацию храма целиком нужно около 200 миллионов рублей. Конечно, этой суммы у прихода нет, и вряд ли она появится. Таких меценатов, как братья Вальневы, которые отдавали треть дохода на богоугодные дела, сейчас в Емецке не числится. Дважды местный ТОС выигрывал грант. В третий раз проект не одобрили. Так что сейчас работы ведутся только на пожертвования селян.

На первом этаже храма уже трижды совершалась литургия. Приезжали паломники из Архангельска, Северодвинска, Санкт-Петербурга, Москвы. Однако своего священника здесь нет, службы совершают батюшки из Сийского монастыря. Не исключено, что в будущем главный подвижник дела Роман Петров, изучавший заочно богословие в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, станет настоятелем Богоявленского храма.

– Правда, он собирается уйти в монастырь. Кто тогда будет всем заниматься?

Я бы очень хотела, чтобы Рома стал моим духовником, нашим батюшкой. У нас с ним бывают глубокие разговоры о религии, он может наставить меня на путь истинный. И большой ему поклон за то, что взялся за восстановление храма, – благодарит Ольга Томашевская.

Сам Роман пока не хочет заглядывать далеко в будущее либо держит свои планы при себе.

– Возможно, стану батюшкой. Хотел бы. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает, – признается он.


Комментарии

Мария Жервэ, художник-реставратор:

Иконописец пока неизвестен

arh4133 893cd– Реставраторов вообще не много на белом свете, а тех, кто работает с монументальной живописью, еще меньше. Есть разные методики снятия фрагментов. В Эрмитаже после войны был разработан синтетический клей – полибутилметакрилат. Он разводится в разных растворителях и благодаря этому обладает разными свойствами. Может пропитать на глубину, если нужно снять изображение вместе с частью стены. Или, наоборот, создать поверхностный защитный слой.

С данными фрагментами сложность была в том, что в здании стены были закрашены. Мы насчитали больше двадцати слоев масляной краски, которая очень крепко держалась на стене. Привезли специальные реставрационные растворители, которыми размягчали краску, и снимали ее скальпелем. Сейчас мы отделяем изображения от стены вместе со штукатуркой и оставляем здесь. Монастырь, конечно, заинтересован в дальнейшей реставрации. Но пока неизвестно, когда это смогут сделать.

Сюжеты обнаруженных изображений прекрасно понятны. В прошлом году из алтарной части мы сняли лики святых покровителей семьи братьев Вальневых. На этот раз из другой части снимаем сюжеты из христианской истории: «Снятие с креста» и «Положение Христа во гроб», а также «Христос в темнице» и «Воскресение Христово». Все изображения относятся к началу XX века. Имя художника пока неизвестно.

Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Архангельского музея изобразительных искусств:

Реставраторы работают на энтузиазме

arh4129 232e3– Найти реставраторов было большой проблемой. В прошлом году все крупные реставрационные мастерские и бригады были подключены к реставрации Троице-Сергиевой лавры, в преддверии юбилея Сергия Радонежского. А второстепенные мастера такие сложные работы, как в Емецке, выполнить не смогли бы. Наконец мы вышли на питерских коллег, которые порекомендовали специалистов из Эрмитажа.

В декабре прошлого года в сложнейших температурных условиях они начали работу. Тогда Антониево-Сийский монастырь вложил много денег, реставраторам поездку оплатили. На этот раз они трудятся практически на общественных началах. Как говорят, во славу Божью. Роман уговорил их продолжить работы на условиях оплаты проезда и питания. Ему надо приводить в порядок эту церковь. Но если начать ремонт, то изображения будут потеряны. Поэтому просто необходимо было пригласить бригаду из Эрмитажа именно сейчас.


Внимание!

Открыт счет для сбора пожертвований на проведение работ по восстановлению Богоявленской церкви в селе Емецк. Также действительны реквизиты расчетного счета и банковской карты, которые сообщались ранее.

Получатель: Местная православная религиозная организация приход храма Богоявления Господня с. Емецк Холмогорского района Архангельской области Архангельской и Холмогорской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат)

ИНН/КПП 2923990015/292301001

ОГРН 1122900000409

Расчетный счет: 40703810000320000612

Банк получателя: Филиал СЗРУ ОАО «МИнБ» г. Архангельск

Корсчет 30101810500000000748

БИК 041117748

ИНН/КПП 7725039953 / 290102001

Назначение платежа: Пожертвование на уставную деятельность организации.

Емецкое чудо

Десять уникальных росписей

Кладбищенская Святодуховская церковь построена в 1888–1890 гг. на средства знаменитых емецких лесопромышленников братьев Вальневых. Территория, где сейчас жилые дома, в те годы была кладбищем при Емецком приходе. В древности же здесь располагался Покровский монастырь, сгоревший в 1760 году.

Деревянная белая церковь с небольшой двухъярусной колокольней служила до середины 1930-х годов. Затем ее стали приводить в «некультовый вид». Убрали звонницу, снесли верхнюю часть с куполом. Алтарную часть превратили в обеденный зал, а в притворе сделали кухню. Так церковь стала обычной столовой емецкой запани. В советское время в ней обедали пациенты местной больницы.

Только в 2011 году здание передали Антониево-Сийскому монастырю для размещения в нем подворья. Прихожане пошли осматривать и случайно обнаружили росписи на стенах.

– Помещение два года не отапливалось, стала шелушиться краска. Пальцем ее поколупали чисто ради интереса, а под ней стали проступать лики святых. Обратились к заведующей отделом древнерусской живописи в музее ИЗО Татьяне Кольцовой. Она приехала, посмотрела и связалась со специалистами из Эрмитажа, – вспоминает председатель приходского совета Роман Петров.

В прошлом году бригада петербуржских реставраторов за неделю сняла шесть росписей. Это были лики святых покровителей семьи Вальневых. В этот раз лекари старины завершают работу, снимая еще четыре фрагмента в другой части церкви. Удивительно, что сохранилось так много. К тому же, как пояснил Роман, обычно находят небольшие изображения. Здесь же отделили от стены метровые и даже двухметровые росписи.

«Посылаю поклон с Емецкую колокольню»

Поселение на левом берегу незамерзающей реки Емца очень древнее. Первое упоминание о нем относится к 1137 году. Точная же дата основания местного прихода неизвестна. В старинных документах о нем впервые упоминается в 1513 году.

На протяжении веков здесь строились и горели несколько деревянных церквей, храмов, монастырей, часовен. Пока в конце XVIII – начале XIX в. не возвели кирпичную Богоявленско-Покровскую церковь, которая до сих пор стоит на живописном месте, почти в центре древнейшей улицы Емецка.

– Берег реки недалеко от храма – идеальное место, с которого открывается вид на четыре прихода: Ротонаволоцкий, Зачачьевский, Хаврогорский и Емецкий. Отовсюду был слышен колокольный перезвон, – отмечает руководитель краеведческого музея Ольга Томашевская.

В кирпичном здании два этажа. На первом был Богоявленский храм. Он отапливался печами, в нем службы проходили зимой. На втором этаже располагалась Покровская церковь, которую открывали летом.

– Раньше жили на широкую ногу. Люди не скупились на пожертвования в пользу церкви, – объясняет Роман.

Благодаря щедрым вкладам прихожан внутреннее убранство церкви поражало своим богатством. Но главной достопримечательностью считалась четырехъярусная звонница с 13 колоколами. Ее высота вместе со шпилем достигала 60 метров. Это самое высокое на тот момент здание в Архангельской губернии было видно издалека.

В народе бытовала поговорка: «Посылаю поклон с емецкую колокольню». Значит, очень низкий поклон.

arh4124 5b333

Емецкий Богоявленский храм, начало XX века

«Порато опрятные и богобоязненные люди»

Снаружи Богоявленско-Покровская церковь, хоть и без колокольни и куполов, все еще производит впечатление основательностью постройки. Тем более удивляешься этому, когда узнаешь, что ей пришлось претерпеть. В 1930 году ее закрыли.

Сорвали шпиль, кресты и купола. Разграбили внутренне убранство, разрушили звонницу.

На втором этаже эху не разгуляться. Сначала здесь сделали кинотеатр «Ударник», а чуть позже открыли общежитие для работников лесосплава. Для увеличения жилой площади настроили деревянных перекрытий под куполом. Балки вбивали прямо в кирпичные своды.

На нижнем этаже в те годы располагались магазины и склады. В 1963 году все здание перепрофилировали под хлебопекарню. Внизу расположили основной цех, вверху – кондитерский. Лишь в 2011-м производство хлеба остановили. Сейчас в бывшем зимнем храме стены черны от застарелой копоти. Естественно, что росписи на сводах после таких испытаний не сохранились. Только на стене недалеко от алтаря проступает золоченый нимб святого. В помещении бывшего кондитерского цеха хорошо сохранился пол, выложенный метлахской плиткой.

Сегодня члены приходского совета во главе с Романом Петровым пытаются восстановить Богоявленский храм. Причем не под эгидой Антониево-Сийского монастыря, а силами своего прихода.

– Когда строились церковные здания, собиралось все село, несли пожертвования. То есть идея шла от народа, а не спускалась сверху, из епархии. Емецк и славится своими людьми. Историк Павел Базилевский писал, что емчане «порато опрятные и богобоязненные люди». Поэтому мы настаивали на том, чтобы именно мы, местные жители, начали возрождать храм.

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал благословение, – отмечает Ольга Томашевская.

Не стоит село без подвижника 

– Износ здания приличный. Приезжали специалисты из Архангельска, оценили и сказали, что оно подлежит восстановлению. Мы проводим консервационные работы. Закончили перекрывать крышу. В следующем году будем ремонтировать стены. Кирпич скрошился, кое-где его нужно менять. Полностью восстановить не планируем. Наша цель – остановить разрушение и приспособить первый этаж для проведения служб, – рассказывает Роман.

arh419 68d80

Богоявленско-Покровская церковь сегодня

Подсчитано, что на реставрацию храма целиком нужно около 200 миллионов рублей. Конечно, этой суммы у прихода нет, и вряд ли она появится. Таких меценатов, как братья Вальневы, которые отдавали треть дохода на богоугодные дела, сейчас в Емецке не числится. Дважды местный ТОС выигрывал грант. В третий раз проект не одобрили. Так что сейчас работы ведутся только на пожертвования селян.

На первом этаже храма уже трижды совершалась литургия. Приезжали паломники из Архангельска, Северодвинска, Санкт-Петербурга, Москвы. Однако своего священника здесь нет, службы совершают батюшки из Сийского монастыря. Не исключено, что в будущем главный подвижник дела Роман Петров, изучавший заочно богословие в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, станет настоятелем Богоявленского храма.

– Правда, он собирается уйти в монастырь. Кто тогда будет всем заниматься?

Я бы очень хотела, чтобы Рома стал моим духовником, нашим батюшкой. У нас с ним бывают глубокие разговоры о религии, он может наставить меня на путь истинный. И большой ему поклон за то, что взялся за восстановление храма, – благодарит Ольга Томашевская.

Сам Роман пока не хочет заглядывать далеко в будущее либо держит свои планы при себе.

– Возможно, стану батюшкой. Хотел бы. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает, – признается он.


Комментарии

Мария Жервэ, художник-реставратор:

Иконописец пока неизвестен

arh4133 893cd– Реставраторов вообще не много на белом свете, а тех, кто работает с монументальной живописью, еще меньше. Есть разные методики снятия фрагментов. В Эрмитаже после войны был разработан синтетический клей – полибутилметакрилат. Он разводится в разных растворителях и благодаря этому обладает разными свойствами. Может пропитать на глубину, если нужно снять изображение вместе с частью стены. Или, наоборот, создать поверхностный защитный слой.

С данными фрагментами сложность была в том, что в здании стены были закрашены. Мы насчитали больше двадцати слоев масляной краски, которая очень крепко держалась на стене. Привезли специальные реставрационные растворители, которыми размягчали краску, и снимали ее скальпелем. Сейчас мы отделяем изображения от стены вместе со штукатуркой и оставляем здесь. Монастырь, конечно, заинтересован в дальнейшей реставрации. Но пока неизвестно, когда это смогут сделать.

Сюжеты обнаруженных изображений прекрасно понятны. В прошлом году из алтарной части мы сняли лики святых покровителей семьи братьев Вальневых. На этот раз из другой части снимаем сюжеты из христианской истории: «Снятие с креста» и «Положение Христа во гроб», а также «Христос в темнице» и «Воскресение Христово». Все изображения относятся к началу XX века. Имя художника пока неизвестно.

Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Архангельского музея изобразительных искусств:

Реставраторы работают на энтузиазме

arh4129 232e3– Найти реставраторов было большой проблемой. В прошлом году все крупные реставрационные мастерские и бригады были подключены к реставрации Троице-Сергиевой лавры, в преддверии юбилея Сергия Радонежского. А второстепенные мастера такие сложные работы, как в Емецке, выполнить не смогли бы. Наконец мы вышли на питерских коллег, которые порекомендовали специалистов из Эрмитажа.

В декабре прошлого года в сложнейших температурных условиях они начали работу. Тогда Антониево-Сийский монастырь вложил много денег, реставраторам поездку оплатили. На этот раз они трудятся практически на общественных началах. Как говорят, во славу Божью. Роман уговорил их продолжить работы на условиях оплаты проезда и питания. Ему надо приводить в порядок эту церковь. Но если начать ремонт, то изображения будут потеряны. Поэтому просто необходимо было пригласить бригаду из Эрмитажа именно сейчас.


Внимание!

Открыт счет для сбора пожертвований на проведение работ по восстановлению Богоявленской церкви в селе Емецк. Также действительны реквизиты расчетного счета и банковской карты, которые сообщались ранее.

Получатель: Местная православная религиозная организация приход храма Богоявления Господня с. Емецк Холмогорского района Архангельской области Архангельской и Холмогорской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат)

ИНН/КПП 2923990015/292301001

ОГРН 1122900000409

Расчетный счет: 40703810000320000612

Банк получателя: Филиал СЗРУ ОАО «МИнБ» г. Архангельск

Корсчет 30101810500000000748

БИК 041117748

ИНН/КПП 7725039953 / 290102001

Назначение платежа: Пожертвование на уставную деятельность организации.

Поделиться
5429