14 сентября 2016

Его хранит семья и музыка

Продолжение, начало в № 35 от 7 сентября 2016 года

Музыкальные азы

Музыка. Она притягивала мальчика во всех своих проявлениях, во всех ипостасях. Ему, к примеру, очень нравилось бывать в гостях у одного из своих товарищей. У того дома был баян, и Сергей, приходя к ним, жадно вдыхал неповторимый аромат хромированных складок инструмента, завороженно вслушивался в каждый звук, извлекаемый из него.

– В школе поначалу я учился посредственно, – рассказывает Сергей Николаевич. – С физикой разве что был на ты. Но особенно привлекали литература и русский язык.

Зиновия Николаевна Мищенко, преподававшая эти предметы, не просто излагала учебный материал согласно программе – она околдовывала учеников своими рассказами с различными отступлениями, примерами. Ее методика была далека от стандартных уроков. Сейчас-то ее бывшему воспитаннику предельно ясно, что для человека с традициями музыкальной семьи Мищенко иного и быть не могло, но тогда эти школьные занятия воспринимались как откровения.

– Многие литературные гении, богатство русского языка вошли в меня исключительно благодаря Зиновии Николаевне, – подчеркивает Миролюбов. – До сих пор меня поддерживает в творчестве двуединство музыки и литературы.

Однажды он увидел объявление об очередном наборе в музыкальную школу, что расположена в Банковском переулке (теперь мы ее знаем как школу Баренц-региона). На свой страх и риск пришел туда и… все экзамены сдал на одни пятерки. Когда же стали рассматривать кандидатуры к поступлению, обратили внимание на его возраст: мол, вообще-то староват для нас, но раз уже все испытания прошел на отлично, приноси письменное согласие родителей и приступай к занятиям. Мальчишка сник. Согласие требовалось потому, что учеба оказалась платной. Семья же жила довольно скромно, не могла позволить себе лишних трат. Даже если это касалось музыкального образования. И тут мама нашла компромиссный вариант: она предложила сыну пойти в бесплатный кружок баянистов при областном Доме пионеров. Сергей послушался и не пожалел.

– На самом деле наш руководитель Виктор Антонович Шарыгин мечтал о Бауманке, – продолжает рассказ Сергей Николаевич, – но не прошел в этот престижный вуз по зрению. И в то же время Виктор Антонович был в буквальном смысле одержим баяном. Он просто не понимал тех, кому может не нравиться такое кнопочное чудо с мехами. Именно он окончательно заразил меня этим инструментом.

«Буду поступать в музыкальное училище», – решил старшеклассник. В ответ родители заявили категорическое «нет». «Там работают одни пьяницы! Кого они смогут воспитать?!» Однако парень был непреклонен и, быть может, впервые в жизни ослушался, упрямо повторив: «Поступлю…»

Отец после этого долго не разговаривал с ним. В конце концов, не выдержал и сказал сыну, что согласен, но только после окончания десятилетки. (Видно, надеялся, что парень одумается и откажется от бредовой, по мнению родителей, идеи). Не тут-то было. Юноша стал готовить себя к поступлению – начал частным образом заниматься у преподавателя музучилища Анатолия Ивановича Толмачева. Профессиональный баянист увидел в парне хорошие задатки и не жалел на него времени. Режим обучения у него был очень жестким (ох как он пригодился будущему абитуриенту!). Уже гораздо позднее, когда желанное учебное заведение стало для Сергея родной альма-матер, он понял, что знания и навыки, привитые Анатолием Ивановичем, не то что подготовили к поступлению, – с ними можно было запросто заткнуть за пояс третьекурсника.

Находясь в стенах училища, Миролюбов решил посещать мастер-классы. Этим звучным термином он называл неофициальные походы на репетиции, например, Северного русского народного хора. Причем за работой артистов он наблюдал, находясь в коридоре. Как-то раз его застукал за этим занятием дирижер оркестра Борис Туровник. Узнав о цели его наблюдения, Борис Куприянович искренне удивился: «Почему же ты здесь стоишь? Проходи в зал». Так студент получил еще одну возможность для визуально-практической учебы.

– То, что дали мне эти два замечательных педагога – Толмачев и Туровник, переоценить невозможно, – уверен Сергей Николаевич. – Я преклоняюсь перед их талантом.

Как и отец, свою любовь – Таню – Миролюбов повстречал в стенах учебного заведения. Поженившись, они стали жить вместе с родителями. А мама исподволь, полунамеками стала наводить молодых на мысль о том, что, мол, не пора ли самоопределяться, жить самостоятельно. Сейчас Татьяна и Сергей вспоминают об этом с большой благодарностью. Они наконец-то почувствовали себя по-настоящему взрослыми, полноценной семьей, способной не только самих себя обеспечивать, но и родителям помогать.

Испытания на зрелость

Следующим экзаменом состоятельности молодой семьи стало распределение выпускников училища в глубинку области – в музыкальную школу Яренска, центра Устьянского района. Здесь появился на свет их первенец – дочь Катюша. Как же давно это было! Сейчас Екатерина сама мать троих детей.

Ну, а о том, как им работалось в Устьянах, могут рассказать многочисленные грамоты того времени. Бывшие ученики и сейчас вспоминают своих педагогов добрым словом.

Шло время, слухи о способных преподавателях по классам баяна и домры дошли и до Новодвинска. Тогдашний директор местной музыкальной школы Николай Савватеевич Верховинский пригласил их на работу. Поразмыслив, творческая семья в 1979 году решилась на переезд.

– Николай Савватеевич был организатором от Бога, – характеризует главу учреждения культуры Миролюбов. – Его отличали великодушие и та черта, которую очень ценил мой папа: за дело мог, образно говоря, и по шее настучать, но, если нужно, всегда готов был прийти на помощь. Под его началом работалось легко, потому что постоянно незримо ощущалось рядом надежное плечо профессионала. Я вел класс баяна, делал обработки для оркестра народных инструментов.

Но как-то не сложились отношения с другим руководством – повыше. В итоге в 1983 году пришлось сменить работу: Сергей Николаевич стал художественным руководителем Дворца культуры. Одновременно он начал играть в оркестре ансамбля «Северянка».

Какое интересное время было! Коллективу, в составе которого находился и он, рукоплескали во Франции, Австрии, Польше. В оркестре царила атмосфера взаимопонимания, уважения, взаимовыручки, дружбы, что, вне всякого сомнения, помогало творческому процессу. Этот короткий период закончился для Миролюбова с началом перестройки.

– Шатко, неуютно, состояние безвременья. Одной музыкой не прокормиться. А у меня дети подрастают! – восклицает Сергей Николаевич.

Размышления о нависших проблемах вновь привели к решению поменять амплуа. Только на этот раз кардинально – с повышением заработка.

Когда-то с товарищами он побывал с небольшой экскурсией на древесно-биржевом производстве Архангельского ЦБК. Особенно почему-то запомнился древесно-подготовительный цех № 2. Сюда-то музыкант и попросился. После стажировки стал управлять рубительной машиной, которая превращала баланс в технологическую щепу. Поначалу выматывался так, что лишь бы добраться до дома да отдохнуть. Какая уж там музыка! А потом – ничего, втянулся. Рабочие признали нового машиниста за толкового мужика, разбирающегося в деле.

Производственная травма произошла именно здесь. Причем специальная комиссия определила, что техника безопасности была соблюдена, палец поврежден по нелепой случайности.

– Когда восстанавливал работоспособность, – говорит Сергей Николаевич, – перед глазами стояла жизнь Юрия Шишакова. В Великую Отечественную на фронте он потерял большой палец на руке, а до войны был музыкантом. После победы вернулся к любимому делу, приспособившись обходиться девятью пальцами. Юрий Николаевич стал известным композитором, профессором и деканом факультета русских народных инструментов Российской академии имени Гнесиных, заслуженным деятелем культуры РФ. Яркий пример такого подвижничества не позволял мне раскиснуть, сломаться.

После больничного вернулся в цех. Но вот по воле некоего благодетеля, посчитавшего, что музыкантов надо беречь, его, если можно так сказать, в добровольно-принудительном порядке перевели в штат редакции «Бумажника», на верстку газеты. После, правда, Миролюбов попросил начальство вернуть его на производство, и до самой пенсии трудился в тетрадном цехе.

Семейный подряд

Музыка и семья – вот две направляющие, которые держат его на жизненном пути.

– С Таней мне не просто повезло, – с глубоким чувством теплоты произносит Сергей Николаевич. – Мы не переделываем друг друга, воспринимаем такими, как есть. Это сглаживает неизбежные углы, помогает избегать конфликтных ситуаций.

Их тандем оказался прочным и плодотворным во всех отношениях. Муж пишет пьесы и обработки для домры и фортепиано, а жена свежим глазом просматривает ноты, делая поправки или советуя, что можно изменить.

Дети Катя и Коля, несмотря на то что избрали другие профессии (дочь – специалист отдела кадров, получает дополнительно юридическое образование, а сын заканчивает учебу в Институте математики и космических технологий САФУ), все же, как и родители, прошли хорошую музыкальную подготовку.

Дети пошли своим путем, родители же остались верны своей первой любви – музыке: Татьяна Петровна преподает в детской школе искусств, Сергей Николаевич там же занимается в оркестре народных инструментов, создает музыкальные произведения и обработки.

Говорят, талантливые люди талантливы во всем. Миролюбов – подтверждение тому.

– Обожаю художественную фотографию, – говорит он, демонстрируя свои работы на компьютере. Здесь собраны не только замечательные снимки, отражающие индивидуальное видение объектов автором, но и неподражаемая графика.

Некоторые из его предков были хорошими мастеровыми. Их умения из глубины веков передались и потомку. Личное авто, которым пользуются как глава семейства, так и его сын, всегда в боевой готовности – ухожено, работает, как часы. Да и в квартире чувствуется хозяйская рука. Кухня – единоличная лаборатория женщины, а мужчины занимаются ремонтом, мастерят. Заходишь в комнату и сразу бросается в глаза самодельный оригинальной конструкции стол-подставка под телевизор. Это – работа отца, но и сын, кстати, такой же «самоделкин».

В специальном выдвижном отделении стола хранится весь творческий архив Миролюбова. Есть в нем и сканированные файлы наград. Наиболее памятные, дорогие из них (разумеется, вместе с мурманским дипломом) – те, что подписаны первым секретарем Союза композиторов СССР Тихоном Хренниковым, председателем правления областного хорового общества, директором музыкального училища А. С. Мартиросовой, заведующим дирижерско-хоровым отделением АМУ Г. П. Буинским, от Министерства культуры СССР и другие.

Один из дипломов вручен в 1997 году за создание цикла концертного репертуара для учащихся детских музыкальных школ. И, как естественное продолжение, в 1999 году вышел в свет сборник нот этого же цикла.

– Я знаком с пьесами Сергея Миролюбова. Они являются полезным педагогическим репертуаром для работы в начальных музыкальных учебных заведениях, – так отозвался о творчестве новодвинского композитора Юрий Шишаков.

Не стоит на месте Сергей Николаевич, все время движется вперед, находится в поиске.

– Человек – большая аналитическая машина, – рассуждает он. – Важно настроиться на определенный резонанс, и тогда на выходе будет колоссальная отдача.

Откуда все это в нем? Может быть, передалось по крови, заложено было генетически? А может, и пришло свыше? Как бы то ни было, оно есть и будет.

Его хранит семья и музыка

Музыкальные азы

Музыка. Она притягивала мальчика во всех своих проявлениях, во всех ипостасях. Ему, к примеру, очень нравилось бывать в гостях у одного из своих товарищей. У того дома был баян, и Сергей, приходя к ним, жадно вдыхал неповторимый аромат хромированных складок инструмента, завороженно вслушивался в каждый звук, извлекаемый из него.

– В школе поначалу я учился посредственно, – рассказывает Сергей Николаевич. – С физикой разве что был на ты. Но особенно привлекали литература и русский язык.

Зиновия Николаевна Мищенко, преподававшая эти предметы, не просто излагала учебный материал согласно программе – она околдовывала учеников своими рассказами с различными отступлениями, примерами. Ее методика была далека от стандартных уроков. Сейчас-то ее бывшему воспитаннику предельно ясно, что для человека с традициями музыкальной семьи Мищенко иного и быть не могло, но тогда эти школьные занятия воспринимались как откровения.

– Многие литературные гении, богатство русского языка вошли в меня исключительно благодаря Зиновии Николаевне, – подчеркивает Миролюбов. – До сих пор меня поддерживает в творчестве двуединство музыки и литературы.

Однажды он увидел объявление об очередном наборе в музыкальную школу, что расположена в Банковском переулке (теперь мы ее знаем как школу Баренц-региона). На свой страх и риск пришел туда и… все экзамены сдал на одни пятерки. Когда же стали рассматривать кандидатуры к поступлению, обратили внимание на его возраст: мол, вообще-то староват для нас, но раз уже все испытания прошел на отлично, приноси письменное согласие родителей и приступай к занятиям. Мальчишка сник. Согласие требовалось потому, что учеба оказалась платной. Семья же жила довольно скромно, не могла позволить себе лишних трат. Даже если это касалось музыкального образования. И тут мама нашла компромиссный вариант: она предложила сыну пойти в бесплатный кружок баянистов при областном Доме пионеров. Сергей послушался и не пожалел.

– На самом деле наш руководитель Виктор Антонович Шарыгин мечтал о Бауманке, – продолжает рассказ Сергей Николаевич, – но не прошел в этот престижный вуз по зрению. И в то же время Виктор Антонович был в буквальном смысле одержим баяном. Он просто не понимал тех, кому может не нравиться такое кнопочное чудо с мехами. Именно он окончательно заразил меня этим инструментом.

«Буду поступать в музыкальное училище», – решил старшеклассник. В ответ родители заявили категорическое «нет». «Там работают одни пьяницы! Кого они смогут воспитать?!» Однако парень был непреклонен и, быть может, впервые в жизни ослушался, упрямо повторив: «Поступлю…»

Отец после этого долго не разговаривал с ним. В конце концов, не выдержал и сказал сыну, что согласен, но только после окончания десятилетки. (Видно, надеялся, что парень одумается и откажется от бредовой, по мнению родителей, идеи). Не тут-то было. Юноша стал готовить себя к поступлению – начал частным образом заниматься у преподавателя музучилища Анатолия Ивановича Толмачева. Профессиональный баянист увидел в парне хорошие задатки и не жалел на него времени. Режим обучения у него был очень жестким (ох как он пригодился будущему абитуриенту!). Уже гораздо позднее, когда желанное учебное заведение стало для Сергея родной альма-матер, он понял, что знания и навыки, привитые Анатолием Ивановичем, не то что подготовили к поступлению, – с ними можно было запросто заткнуть за пояс третьекурсника.

Находясь в стенах училища, Миролюбов решил посещать мастер-классы. Этим звучным термином он называл неофициальные походы на репетиции, например, Северного русского народного хора. Причем за работой артистов он наблюдал, находясь в коридоре. Как-то раз его застукал за этим занятием дирижер оркестра Борис Туровник. Узнав о цели его наблюдения, Борис Куприянович искренне удивился: «Почему же ты здесь стоишь? Проходи в зал». Так студент получил еще одну возможность для визуально-практической учебы.

– То, что дали мне эти два замечательных педагога – Толмачев и Туровник, переоценить невозможно, – уверен Сергей Николаевич. – Я преклоняюсь перед их талантом.

Как и отец, свою любовь – Таню – Миролюбов повстречал в стенах учебного заведения. Поженившись, они стали жить вместе с родителями. А мама исподволь, полунамеками стала наводить молодых на мысль о том, что, мол, не пора ли самоопределяться, жить самостоятельно. Сейчас Татьяна и Сергей вспоминают об этом с большой благодарностью. Они наконец-то почувствовали себя по-настоящему взрослыми, полноценной семьей, способной не только самих себя обеспечивать, но и родителям помогать.

Испытания на зрелость

Следующим экзаменом состоятельности молодой семьи стало распределение выпускников училища в глубинку области – в музыкальную школу Яренска, центра Устьянского района. Здесь появился на свет их первенец – дочь Катюша. Как же давно это было! Сейчас Екатерина сама мать троих детей.

Ну, а о том, как им работалось в Устьянах, могут рассказать многочисленные грамоты того времени. Бывшие ученики и сейчас вспоминают своих педагогов добрым словом.

Шло время, слухи о способных преподавателях по классам баяна и домры дошли и до Новодвинска. Тогдашний директор местной музыкальной школы Николай Савватеевич Верховинский пригласил их на работу. Поразмыслив, творческая семья в 1979 году решилась на переезд.

– Николай Савватеевич был организатором от Бога, – характеризует главу учреждения культуры Миролюбов. – Его отличали великодушие и та черта, которую очень ценил мой папа: за дело мог, образно говоря, и по шее настучать, но, если нужно, всегда готов был прийти на помощь. Под его началом работалось легко, потому что постоянно незримо ощущалось рядом надежное плечо профессионала. Я вел класс баяна, делал обработки для оркестра народных инструментов.

Но как-то не сложились отношения с другим руководством – повыше. В итоге в 1983 году пришлось сменить работу: Сергей Николаевич стал художественным руководителем Дворца культуры. Одновременно он начал играть в оркестре ансамбля «Северянка».

Какое интересное время было! Коллективу, в составе которого находился и он, рукоплескали во Франции, Австрии, Польше. В оркестре царила атмосфера взаимопонимания, уважения, взаимовыручки, дружбы, что, вне всякого сомнения, помогало творческому процессу. Этот короткий период закончился для Миролюбова с началом перестройки.

– Шатко, неуютно, состояние безвременья. Одной музыкой не прокормиться. А у меня дети подрастают! – восклицает Сергей Николаевич.

Размышления о нависших проблемах вновь привели к решению поменять амплуа. Только на этот раз кардинально – с повышением заработка.

Когда-то с товарищами он побывал с небольшой экскурсией на древесно-биржевом производстве Архангельского ЦБК. Особенно почему-то запомнился древесно-подготовительный цех № 2. Сюда-то музыкант и попросился. После стажировки стал управлять рубительной машиной, которая превращала баланс в технологическую щепу. Поначалу выматывался так, что лишь бы добраться до дома да отдохнуть. Какая уж там музыка! А потом – ничего, втянулся. Рабочие признали нового машиниста за толкового мужика, разбирающегося в деле.

Производственная травма произошла именно здесь. Причем специальная комиссия определила, что техника безопасности была соблюдена, палец поврежден по нелепой случайности.

– Когда восстанавливал работоспособность, – говорит Сергей Николаевич, – перед глазами стояла жизнь Юрия Шишакова. В Великую Отечественную на фронте он потерял большой палец на руке, а до войны был музыкантом. После победы вернулся к любимому делу, приспособившись обходиться девятью пальцами. Юрий Николаевич стал известным композитором, профессором и деканом факультета русских народных инструментов Российской академии имени Гнесиных, заслуженным деятелем культуры РФ. Яркий пример такого подвижничества не позволял мне раскиснуть, сломаться.

После больничного вернулся в цех. Но вот по воле некоего благодетеля, посчитавшего, что музыкантов надо беречь, его, если можно так сказать, в добровольно-принудительном порядке перевели в штат редакции «Бумажника», на верстку газеты. После, правда, Миролюбов попросил начальство вернуть его на производство, и до самой пенсии трудился в тетрадном цехе.

Семейный подряд

Музыка и семья – вот две направляющие, которые держат его на жизненном пути.

– С Таней мне не просто повезло, – с глубоким чувством теплоты произносит Сергей Николаевич. – Мы не переделываем друг друга, воспринимаем такими, как есть. Это сглаживает неизбежные углы, помогает избегать конфликтных ситуаций.

Их тандем оказался прочным и плодотворным во всех отношениях. Муж пишет пьесы и обработки для домры и фортепиано, а жена свежим глазом просматривает ноты, делая поправки или советуя, что можно изменить.

Дети Катя и Коля, несмотря на то что избрали другие профессии (дочь – специалист отдела кадров, получает дополнительно юридическое образование, а сын заканчивает учебу в Институте математики и космических технологий САФУ), все же, как и родители, прошли хорошую музыкальную подготовку.

Дети пошли своим путем, родители же остались верны своей первой любви – музыке: Татьяна Петровна преподает в детской школе искусств, Сергей Николаевич там же занимается в оркестре народных инструментов, создает музыкальные произведения и обработки.

Говорят, талантливые люди талантливы во всем. Миролюбов – подтверждение тому.

– Обожаю художественную фотографию, – говорит он, демонстрируя свои работы на компьютере. Здесь собраны не только замечательные снимки, отражающие индивидуальное видение объектов автором, но и неподражаемая графика.

Некоторые из его предков были хорошими мастеровыми. Их умения из глубины веков передались и потомку. Личное авто, которым пользуются как глава семейства, так и его сын, всегда в боевой готовности – ухожено, работает, как часы. Да и в квартире чувствуется хозяйская рука. Кухня – единоличная лаборатория женщины, а мужчины занимаются ремонтом, мастерят. Заходишь в комнату и сразу бросается в глаза самодельный оригинальной конструкции стол-подставка под телевизор. Это – работа отца, но и сын, кстати, такой же «самоделкин».

В специальном выдвижном отделении стола хранится весь творческий архив Миролюбова. Есть в нем и сканированные файлы наград. Наиболее памятные, дорогие из них (разумеется, вместе с мурманским дипломом) – те, что подписаны первым секретарем Союза композиторов СССР Тихоном Хренниковым, председателем правления областного хорового общества, директором музыкального училища А. С. Мартиросовой, заведующим дирижерско-хоровым отделением АМУ Г. П. Буинским, от Министерства культуры СССР и другие.

Один из дипломов вручен в 1997 году за создание цикла концертного репертуара для учащихся детских музыкальных школ. И, как естественное продолжение, в 1999 году вышел в свет сборник нот этого же цикла.

– Я знаком с пьесами Сергея Миролюбова. Они являются полезным педагогическим репертуаром для работы в начальных музыкальных учебных заведениях, – так отозвался о творчестве новодвинского композитора Юрий Шишаков.

Не стоит на месте Сергей Николаевич, все время движется вперед, находится в поиске.

– Человек – большая аналитическая машина, – рассуждает он. – Важно настроиться на определенный резонанс, и тогда на выходе будет колоссальная отдача.

Откуда все это в нем? Может быть, передалось по крови, заложено было генетически? А может, и пришло свыше? Как бы то ни было, оно есть и будет.

Поделиться
17493