4 июня 2015

Духовной жаждою томим…

Как относился великий поэт к вере и православию, как поиски духовной истины отразились на его жизни и творчестве? Размышлениями об этом поделился клирик Свято-Сретенского храма Заостровья иерей Димитрий Костюченко.

Тема актуальна и сегодня

Поэт родился в православной стране, православной семье, был крещен.

– Если обратиться к устоям семьи, в которой он рос, вспомнить взгляды его деда, прадеда, родителей, то можно сделать вывод, что к православию они относились формально. Это подтверждают воспоминания самого Пушкина, материалы биографов, – сказал отец Димитрий. – Более того, его близкие читали произведения атеистического направления. Да и сам он не сразу в своих произведениях обращался к православию. Его путь к этому оказался долгим.

Случилось так, что по жизни он шел не всегда благочестиво, о чем свидетельствуют и факты его биографии, и содержание некоторых произведений. И все же Александр Сергеевич искал истинную веру.

– Тема «Пушкин и православие», – пояснил священнослужитель, – чаще обсуждается лишь в узких научных кругах. Поэтому у многих она ассоциируется с «Гаврилиадой» и «Сказкой о попе и работнике его Балде». Но ее изучение необходимо, так как это позволит понять внутренний мир поэта.

Параллели души и творчества

Произведения, относящиеся к результатам духовного труда Пушкина, появились во второй половине 20-х годов XIX века. Тут нельзя не упомянуть его прозу – повесть «Капитанская дочка» – и ряд стихотворений, например «Пророк». Известно, что Александр Сергеевич переписывался с Филаретом Дроздовым.

Параллельно духовному преображению души поэта появлялись его произведения на православную тему. Критики упоминали, что она впервые в творчестве Пушкина возникла, когда тот оказался в ссылке в Михайловском. 

Литературный критик Аполлон Григорьев утверждал: «Пушкин – наше все». Поэт стал создателем русского литературного языка, а православие оказалось той сокровищницей, которая питала его творчество.

– У Пушкина было несколько тем, к которым он обращался в разные периоды своей жизни, – продолжил иерей. – Так, интересна тема странничества. Со странником поэт сравнивает себя, он идет по огромному полю и ищет духовную истину, Бога, Христа. И находит то, что искал.

Есть в творчестве Александра Сергеевича и тема безверия. К ней он обращался тоже. Это стало отражением состояния его души, в которой тогда боролись добро и зло. Боролось сердце, в котором жила вера и рассудок, что также выражено в ряде стихотворений.

О покаянии и пророчестве

Создавая свои произведения, поэт часто использовал духовные тексты. Известно, что Пушкин очень любил молитву Ефрема Сирина, которая считается символом Великого поста. Он сделал ее переложение на стихи. И это свидетельствует о том, что его волновала тема покаяния, то есть изменения человеческого ума с земного на небесное.

– Почему именно покаяние? Да потому, что жизнь Александра Сергеевича изначально не была благочестивой, – пояснил отец Димитрий.

Еще одно направление в творчестве Пушкина – пророчество. Поэтическое. Как отмечают критики, он впервые стал писать о поэте как о пророке. До него об этом говорили только в античности.

Он вошел в вечность

Последняя дуэль поэта закончилась трагически.

– Дуэль с христианской точки зрения – грех. Он никогда не может быть оправдан, – пояснил священнослужитель. – Даже Христос говорил, что если человека оскорбили, то Бог воздаст обидчику, Он совершит над ним суд.

Александра Сергеевича называют невольником чести. Тут речь идет, скорее всего, о чести дворянской, но не о христианской. Каждый человек – подобие образа Божия. Даже враг имеет этот образ.

В том поединке погиб именно Пушкин. Почему? Он много лет искал Бога. Но все же традиции светской жизни не нарушал, в том числе и не менял мнение о дворянской чести.

– Что бы стало с поэтом, если бы он убил Дантеса? Тогда великого Пушкина следовало считать убийцей, – сказал священнослужитель. – Но смертельное ранение нанесли ему, и дуэль прекратилась. Так у поэта появилась возможность покаяния, он просил Вяземского не мстить за него, сказал, что своего врага он простил.

И это говорит о духовном изменении Пушкина. Его гибель – национальная трагедия, но для него как для человека произошедшее стало возможностью измениться духовно. И позволило ему войти в вечность.

Тема актуальна и сегодня

Поэт родился в православной стране, православной семье, был крещен.

– Если обратиться к устоям семьи, в которой он рос, вспомнить взгляды его деда, прадеда, родителей, то можно сделать вывод, что к православию они относились формально. Это подтверждают воспоминания самого Пушкина, материалы биографов, – сказал отец Димитрий. – Более того, его близкие читали произведения атеистического направления. Да и сам он не сразу в своих произведениях обращался к православию. Его путь к этому оказался долгим.

Случилось так, что по жизни он шел не всегда благочестиво, о чем свидетельствуют и факты его биографии, и содержание некоторых произведений. И все же Александр Сергеевич искал истинную веру.

– Тема «Пушкин и православие», – пояснил священнослужитель, – чаще обсуждается лишь в узких научных кругах. Поэтому у многих она ассоциируется с «Гаврилиадой» и «Сказкой о попе и работнике его Балде». Но ее изучение необходимо, так как это позволит понять внутренний мир поэта.

Параллели души и творчества

Произведения, относящиеся к результатам духовного труда Пушкина, появились во второй половине 20-х годов XIX века. Тут нельзя не упомянуть его прозу – повесть «Капитанская дочка» – и ряд стихотворений, например «Пророк». Известно, что Александр Сергеевич переписывался с Филаретом Дроздовым.

Параллельно духовному преображению души поэта появлялись его произведения на православную тему. Критики упоминали, что она впервые в творчестве Пушкина возникла, когда тот оказался в ссылке в Михайловском. 

Литературный критик Аполлон Григорьев утверждал: «Пушкин – наше все». Поэт стал создателем русского литературного языка, а православие оказалось той сокровищницей, которая питала его творчество.

– У Пушкина было несколько тем, к которым он обращался в разные периоды своей жизни, – продолжил иерей. – Так, интересна тема странничества. Со странником поэт сравнивает себя, он идет по огромному полю и ищет духовную истину, Бога, Христа. И находит то, что искал.

Есть в творчестве Александра Сергеевича и тема безверия. К ней он обращался тоже. Это стало отражением состояния его души, в которой тогда боролись добро и зло. Боролось сердце, в котором жила вера и рассудок, что также выражено в ряде стихотворений.

О покаянии и пророчестве

Создавая свои произведения, поэт часто использовал духовные тексты. Известно, что Пушкин очень любил молитву Ефрема Сирина, которая считается символом Великого поста. Он сделал ее переложение на стихи. И это свидетельствует о том, что его волновала тема покаяния, то есть изменения человеческого ума с земного на небесное.

– Почему именно покаяние? Да потому, что жизнь Александра Сергеевича изначально не была благочестивой, – пояснил отец Димитрий.

Еще одно направление в творчестве Пушкина – пророчество. Поэтическое. Как отмечают критики, он впервые стал писать о поэте как о пророке. До него об этом говорили только в античности.

Он вошел в вечность

Последняя дуэль поэта закончилась трагически.

– Дуэль с христианской точки зрения – грех. Он никогда не может быть оправдан, – пояснил священнослужитель. – Даже Христос говорил, что если человека оскорбили, то Бог воздаст обидчику, Он совершит над ним суд.

Александра Сергеевича называют невольником чести. Тут речь идет, скорее всего, о чести дворянской, но не о христианской. Каждый человек – подобие образа Божия. Даже враг имеет этот образ.

В том поединке погиб именно Пушкин. Почему? Он много лет искал Бога. Но все же традиции светской жизни не нарушал, в том числе и не менял мнение о дворянской чести.

– Что бы стало с поэтом, если бы он убил Дантеса? Тогда великого Пушкина следовало считать убийцей, – сказал священнослужитель. – Но смертельное ранение нанесли ему, и дуэль прекратилась. Так у поэта появилась возможность покаяния, он просил Вяземского не мстить за него, сказал, что своего врага он простил.

И это говорит о духовном изменении Пушкина. Его гибель – национальная трагедия, но для него как для человека произошедшее стало возможностью измениться духовно. И позволило ему войти в вечность.

Поделиться
8991