25 марта 2022

Дроби бить – не щи варить: в Северном русском народном хоре проводят мастер-классы по хореографии

Это продолжение серии интерактивных программ в рамках социально-культурного проекта министерства культуры Архангельской области «Культурный саквояж».

Дроби бить – не щи варить: в Северном русском народном хоре проводят мастер-классы по хореографии

Хотя проект «Дроби, дроби бей!» рассчитан на людей старшего возраста, на мастер-класс в Архангельске собрались участники самодеятельных творческих коллективов и любители народного танца всех возрастов.

На занятии они постигали азы всего лишь одного из многочисленных элементов русской народной хореографии – дроби. Секретами профессионального мастерства делился главный балетмейстер Государственного академического Северного русского народного хора Александр Селиванов.

Оказалось, что правильно бить дроби – совсем не просто. В танце даже шагать надо по-особенному. Северная красавица идет – словно лебедь плывет, не шелохнется. При этом на девице может быть не один, а несколько сарафанов. Вес такого наряда достигает нескольких килограммов.

– Как бы красиво ни была одета девушка, она должна уметь правильно ходить, чтобы обратить на себя внимание в хороводе: красиво, ровно, с достоинством, держа корпус и стать. Чтобы этого добиться,  нужно вес тела перенести на полупальцы и с этим ощущением полета нести себя вперед,  – пояснил Александр Селиванов.

Искусство выбивания дроби состоит всего из трех основных движений: шаг, удар и перескок. Из этих простых элементов создается бесконечное многообразие русского народного танца. Комбинации шагов, ударов, двойных ударов рождают неповторимый индивидуальный рисунок танца, у каждого исполнителя свой.

– Сложность танца не в количестве движений, а в их вариациях. Идут танцоры по кругу, и вдруг один сделал в какой-то момент вместо шага удар – дробь становится неповторимой. Это творчество танцора, его живая импровизация. Так постепенно он находит для себя какое-то решение, а затем пять-восемь решений соединяет в комбинацию, и эта комбинация становится индивидуальной, ее невозможно повторить, – рассказал Александр Селиванов. – Рисунки северных хороводов повторяют узоры народных росписей. В танце при помощи хороводных движений, шагов, может быть, даже каких-то дробных  комбинаций мы рисуем эти узоры.

Народный танец – основа основ

Участники мастер-класса изучали дроби с большим интересом. Многие пришли уже подготовленными, несколько лет занимаясь в творческих коллективах. Русская песня неотделима от танца. Петь и плясать, водить хороводы наши предки умели с детства, нам же приходится учиться с азов, как азбуку постигать искусство северной кадрили.

Галина Семушина десять лет пела в «Радеюшке» и уже шесть лет занимается в хоре ветеранов «Поморочка»: «Мне очень интересно научиться правильно плясать кадриль. Я бесконечно люблю наши северные танцы. Они дают такой заряд настроения, хорошей энергии. Хватает на всю неделю до следующего занятия».

Участницы хореографического коллектива «Каблучок» филиала «Космос» при МУК «Луч» раньше бывали только на концертах Северного хора, на мастер-класс пришли впервые.

– Очень хотелось бы продолжения, закрепить. Мы серьезно относимся к изучению народного танца. Занимаемся для души, чтобы  осуществить все то, что не могли осилить, когда работали, – рассказала участница коллектива Светлана Поспелова.

Воспитанники коллектива «Золотая стрекоза» ДК АО «Быт» в полном составе приехали на мастер-класс из Новодвинска. Народный танец – не их профиль, девочки занимаются эстрадным и современным танцем, но педагоги посчитали, что окунуться в атмосферу народной хореографии будет полезным.

– Для нас на мастер-классе многое было открытием. Мы детей окунули в ту атмосферу, которой они никогда не касались, и они были под большим впечатлением. Конечно, они видят народный танец. И они под большим впечатлением! Мы живем в России, и надо знать свою традицию, ведь вся современная хореография вышла из народного танца. Это наши истоки, – считает заместитель директора по творческой работе Дворца культуры Галина Маркова.

По мнению главного балетмейстера Северного русского народного хора Александра Селиванова, участницы мастер-класса с программой справились на отлично.

– Вначале было тяжело, но все получилось. Главное – понять структуру, очередность ударов. Если человек слышит музыку, понимает ритм, и если музыка играется с азартом, в этот ритм невозможно не попасть. Я сегодня это наблюдал. Народный танец незаменим. Во все периоды были разные пути хореографического развития: модерн и постмодерн, контемпорари, в хип-хопе множество разных направлений, но народный танец всегда шел по своему пути. Человек, который любит русскую культуру, попробует то или иное направление и все равно вернется к народному танцу. Ему это будет необходимо. Ну а танцевать для себя никогда не поздно.

О проекте «Культурный саквояж»

В рамках проекта министерства культуры Архангельской области «Культурный саквояж» люди старше 60 лет могут посетить мероприятия учреждений культуры Архангельской области по льготной цене. В рамках проекта в Северном русском народном хоре разработано  и уже реализуется четыре концертных программы «Порато баско» о народном костюме, «Споемте, друзья» об особенностях народного вокала, музыкальные инструменты и «Дроби, дроби бей!» об основах народного танца.

Надежда Лебедева

Поделиться
118872