Драйвером роста для порта Архангельск могут стать контейнерные перевозки

порт Архангельск

В этом уверены эксперты, участвовавшие в форуме «Порты Арктики». Он впервые прошел в Архангельске 20 октября. Конференция стала составной частью Арктической форумной недели, в ходе которой обсуждались вопросы инфраструктурного развития, логистики, судостроения и реализации крупнейших инвестиционных проектов в Арктической зоне.

Перспективы порта Архангельск специалисты связывают с наращиванием перевалки грузов для освоения арктических месторождений, привлечением новых грузовладельцев. Однако нацеливаться на одно направление, ориентируясь лишь на снабжение крупных проектов, не стоит.

Необходимо развивать перевалку специализированных грузов, диверсификация грузопотока придаст Архангельскому порту более серьезную устойчивость – считает директор ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области» и ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов.

Сегодня на территории Архангельского транспортного узла 12 терминалов универсальной и специализированной направленности. На всех объектах суммарно работает более трех тысяч человек. Десятки тысяч работников заняты в сопутствующих отраслях.

Соломбальский терминал обслуживает ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис», порты Экономия и Бакарица принадлежат ОАО «Архангельский морской торговый порт», рыбный порт – Архангельскому траловому флоту, новый терминал построен компанией МРТС, ПРУ «Жаровиха» обслуживает Архангельский речной порт. Это ключевые стивидоры в Архангельске. Свои терминалы эксплуатируют ЗАО «Лесозавод 25», НК «Роснефть», ЗАО «Первая бункерная компания».

– По нашей оценке, только за последние семь лет в обустройство инфраструктуры порта Архангельск было направлено около 25 млрд рублей инвестиций частных компаний. Мы видим не только реконструкцию существующих комплексов, но и появление новых – например, это логистический комплекс «Полар Транс» и терминал МРТС на Левом берегу, – отметил директор ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области» Сергей Смирнов.

По словам директора транспортной компании «Полар Транс» Сергея Брилина, участок на Маймаксанском шоссе в Архангельске между портом Экономия и Архангельским рыбным портом был приобретен в 2017 году. Сейчас общая площадь занимаемой территории составляет 4,5 га.

Появление на рынке морских перевозок новых участников, как заметил Сергей Брилин, не привело к жесткой конкуренции. Работы хватает всем, при этом Архангельский морской торговый порт как был загружен, так и не теряет своих объемов.

Активизировались перевозки после открытия Сабетты, когда поставки в порт стали круглогодичными. С 2013 по 2020 год региональные судовладельцы приобрели около 25 судов ледового класса водоизмещением до 18 тысяч тонн.

В настоящее время общая региональная база судов насчитывает 300 единиц, из них круглогодичную навигацию осуществляют 55 грузовых судов российских и региональных судовладельцев.

Новые проекты

Еще один вектор развития порта – перевалка рыбной продукции. Уже три года компания «Доброфлот» доставляет рыбу в Архангельск по Северному морскому пути, при этом переход с Дальнего Востока занимает менее двух недель. Из Архангельска рыбу направляют в центр России по кратчайшему пути.

Еще одно знаковое событие, которое отметили на форуме, – приход в Архангельск лихтеровоза «Севморпуть». Атомный контейнеровоз – единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой.

«Севморпуть» – крупнейшее судно, когда-либо швартовавшееся у архангельских причалов. Его длина составляет 260 метров, а водоизмещение – почти 60 тысяч тонн.

За последние два года «Севморпуть» заходил в Архангельск три раза, и это позволило отработать схему поставки грузов для нефтегазовых месторождений Ямала. В будущем такие рейсы могут стать постоянными.

– Чтобы принять лихтеровоз, были проведены масштабные работы. В результате глубина у порта Экономия на данный момент составляет 9,5 м, а судно типа «Севморпуть» можно разворачивать в акватории порта.

Перспективы Архангельского транспортного узла связаны с еще одним важным проектом – строительством производственно-логистического комплекса (ПЛК) «Архангельск» в интересах Минобороны.

ПЛК планируется построить в Маймаксанском округе Архангельска. Проект осуществляется по схеме концессионного соглашения. По предварительным оценкам, ежегодно через терминал ПЛК будет переваливаться более миллиона тонн грузов, при этом грузы Минобороны составят всего около 20% этого объема – основная часть грузопотока будет сформирована коммерческими перевозками.

Площадь крытых складов ПЛК на территории 146 га составит 31,5 тысячи кв. м, площадь открытых площадок для хранения – 300 тысяч кв. м. Это позволит обеспечить единовременное хранение до 27 тысяч тонн твердых грузов, 78 тысяч тонн ГСМ и более 260 единиц техники.

Переманить клиентов

Вместе с тем стратегия развития морского порта Архангельск может основываться на возврате тех грузов, которые сейчас транспортируются по железной дороге. Это пиломатериалы, фанера, другая продукция ЛПК и ЦБП.

Объем возможных грузов в данном сегменте оценивается в 4 млн тонн в год. Большая часть этого потока проходит через порты Санкт-Петербург и Усть-Луга, а потом направляется в Китай.

форум «Порты Арктики»
С 20 по 23 октября на Арктической форумной неделе в Архангельске представители власти, бизнеса и науки обсуждали вопросы развития экономического потенциала северных территорий. Мероприятие объединило три тематических форума: «Арктические проекты – сегодня и завтра», «Судостроение в Арктике» и прошедший впервые форум «Порты Арктики».

 

Членам судостроительного кластера Архангельской области будущее развитие порта видится в создании концепции формирования контейнерной линии по новым морским маршрутам с использованием Северного морского пути на Дальний Восток и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Цена морского фрахта в летний период с учетом обратной загрузки сопоставима или ниже альтернативных маршрутов через Санкт-Петербург.

Таким образом, экспортный потенциал морского порта Архангельск может быть переориентирован за счет грузопотоков местных предприятий ЛПК и регионов, не имеющих выхода к морю. Тем более что лесные грузы переправляют уже не вагонами, а контейнерами. Это изменение позволяет рассматривать для перевозки Северный морской путь.

– Сейчас объем контейнеризированных грузов в порту составляет около 30%, – отметил директор ОАО «Архангельский морской торговый порт» Алексей Павлов. – Переход на контейнеры позволяет значительно ускорять обработку судна. В сутки АМТП может обрабатывать 230 контейнеров. Что касается сохранности, то сегодня мы применяем современные способы крепления.

Архангельский морской торговый порт может обслуживать все виды контейнеров. Сегодня в грузообороте предприятия контейнерные грузы составляют более 300 тысяч тонн в год.

По мнению директора по аналитике и логистике ООО «Морстройтехнология» Александра Головизина, переманить клиентов порта Санкт-Петербурга будет проблематично. Контейнерная отправка продукции лесопереработки и леса будет конкурировать по условиям, которые предлагает не только порт Северной столицы, но и железная дорога.

– Это трудно в ситуации, когда Российский экспортный центр достаточно серьезно субсидирует железнодорожные перевозки, а Китай софинансирует железнодорожную транспортировку у себя в стране, причем даже импортных грузов. В результате этот маршрут становится даже дешевле, чем контейнерные перевозки по Северному морскому пути.

Александр Головизин предложил рассматривать работу Архангельского порта прежде всего как базу снабжения Арктики.

– Мурманск не обладает достаточным количеством свободных терминалов и ограничен в работе с генеральными грузами, грузами снабжения. В связи с растущим освоением Арктики роль Архангельска как перевалочного пункта будет серьезно возрастать, – считает эксперт.

Что касается новых арктических маршрутов для переориентации поставщиков соседних регионов, то здесь могут возникнуть трудности у инвесторов. Для обслуживания маршрутов необходимо несколько судов, причем дорогостоящих, которые способны работать в северных широтах. Высокие риски сопряжены с большими затратами: в случае если линии не будут востребованы, суда превратятся в мертвый груз, так как в более теплых водах их применение экономически неэффективно.

Руководитель проектов ООО «Морстройтехнология» Софья Каткова считает, что прорывным направлением для Архангельской области в части морских перевозок может стать пеллетное производство.

– Нужно тщательно проанализировать статистику повышенного спроса в мире на пеллеты. Рынок будет расти, а крупнейшие производства расположены в Красноярском крае и в Архангельской области. Нужны специализированные терминалы, как это делается в Канаде и Великобритании. Кроме того, в Европе не используют контейнеры, пеллеты перевозят балком (судами для сыпучих продуктов), – отметила эксперт.

Для лидерства в таких перевозках нужны прорывные технологии, а главные условия для строительства современного терминала уже есть – доступ к железнодорожной ветке, выход к реке и к морю.

 

КОММЕНТАРИЙ

Сергей Смирнов, директор ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области» и ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие»:

смирнов– В связи с возрастающей ролью освоения Арктики повышается значение морских арктических портов как транспортно-логистических центров. Морской порт Архангельск востребован для перевалки арктических грузов, но нужно смотреть вперед: диверсификация и контейнеризация грузов – это наше будущее.

Чтобы не потерять, а нарастить наше первое направление – арктические перевозки – и в полной степени освоить второе направление, необходимы усилия власти и бизнеса.

Мы инициировали разработку новой комплексной программы развития Архангельского транспортного узла/морского порта, и нас поддержало правительство Архангельской области. Цели программы – привлечение инвестиций в модернизацию существующей портовой и сопутствующей инфраструктуры для формирования дополнительной грузовой базы.

Необходимые этапы развития – цифровизация транспортно-логистических процессов в Архангельском транспортном узле, совершенствование стратегического и оперативного взаимодействия с грузоотправителями и крупными логистическими операторами.

Модернизация дорог, мостов, подъездных путей – одна из важных составляющих этой программы, стимулирование создания новых сервисов в порту для перехода на использование контейнеров.

Этот процесс уже идет на частных терминалах, но мы обсуждаем и создание тылового накопительного контейнерного терминала. Кроме того, мы ставим задачу интеграции автоматизированных цифровых процессов. Это поможет достигнуть большей эффективности. Нам сейчас важно, чтобы все перевозчики внедряли эти процессы – речь идет о железнодорожном, автомобильном, морском и речном транспорте.

Текст: Елена Светличная

Фото: Николай Гернет

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 28 октября 2020 г.