14 октября 2014

Доживем до среды?

Час «Ч» близится. 1 октября на сайтах Минобрнауки России и Рособрнадзора опубликованы критерии оценки итогового сочинения для школ. А так называемые «тематические направления», по которым выпускники будут их писать, стали известны еще раньше.

Зачет – незачет

Вернуть сочинение в число обязательных экзаменов было предложено прошлой осенью на совещании президентского Совета по культуре и искусству с «целью повышения уровня чтения и изложения собственных мыслей у школьников». Сейчас выпускники сдают экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ, где в части «С» пишут эссе.

– Если ЕГЭ в какой-то мере и дает возможность объективной оценки знаний, только тех знаний, которые в него входят, – заметила тогда во время встречи с президентом президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына. – Поэтому было просто преступлением отменять экзамен по литературе, делать его предметом по выбору. Значит, часы на литературу уменьшены, от учителей требуют какого-то кордебалета с невероятными, жуткими, заумными словами, и они должны писать отчеты, и их аттестация зависит от этого. Отняв сочинение, мы отнимаем у наших детей навыки речи, даже устной. Разве не так? Мы не хотим, чтобы наши дети вырастали полуобразованными людьми. Более того, считаю, это наносит прямой урон национальной безопасности России.

Именно Наталья Солженицына и возглавила эскпертный Совет по вопросам проведения итогового сочинения Минобрнауки, который после долгих дискуссий назвал пять тематических направлений для сочинений. Подчеркнем, слово «направлений», ибо конкретные темы для каждого часового пояса будут объявлены непосредственно на экзамене. Система оценки мягкая: зачет – незачет, но от нее будет зависеть – допустят ли выпускника к ЕГЭ.

Книга для голодного

– Меня это система допуска несколько смущает, – призналась заведующая кафедрой русского языка и речевой культуры САФУ Лариса Попова, – хотя возврат к сочинению с опорой на литературное произведение приветствую. Это учит рассуждать, формулировать, грамотно выстраивать речь, помогает формированию собственной точки зрения.

Ветеран, учитель русского языка и литературы с большим стажем Людмила Беляева привела как положительный пример итоговую аттестацию девятиклассников по русскому языку, темы которой тоже основаны на литературных текстах, высказываниях ученых.

– Трудноватенько, но справиться можно, – говорит Людмила Георгиевна, – а в 11-м классе важно сохранить принцип экзамена советской школы: две-три темы по литературным произведениям, а одна – свободная. Хотя считаю, или у меня глаз замылился уже, программу по литературе надо бы серьезно пересмотреть, особенно из современных авторов: что-то выкинуть, а новинки инте-ресные прибавить. Сейчас ведь голод интеллектуальный!

Тема для размышления

Итак, в списке пять тематических направлений.

«Недаром помнит вся Россия…», посвящена 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Лермонтова.

«Вопросы, заданные человечеству войной», где, опираясь на изученную литературу, необходимо будет поразмышлять «о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне».

«Человек и природа в отечественной и мировой литературе» и «Спор поколений: вместе и врозь», где надо вспомнить о важности семейных ценностей и проанализировать «различные грани проблемы взаимоотношений между поколениями».

«Чем люди живы?»– выражение взято из Льва Толстого. Темы этого направления «предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия» сквозь призму отечественной и зарубежной литературы.

– Сочинение – важный шаг на пути к возрождению отечественного гуманитарного школьного образования, без которого не мыслится жизнеспособность нашего общества,– подчеркнула Наталья Солженицына.

Уже готовимся

Писать итоговое сочинение (изложение – для детей-инвалидов) выпускники будут в первую среду декабря, пересдать при необходимости они смогут в феврале и конце апреля – начале мая. Проверять работы будут учителя, также возможно привлечение независимых экспертов. По решению вуза сочинение может быть учтено при поступлении. Баллы за него суммируют с результатами ЕГЭ.

– С одной стороны, попытка вернуть юношество к размышлению о проблемах бытия достойна уважения, – считает директор школы №51 имени Федора Абрамова, словесник Татьяна Ларина. – С другой – все понимают, что ребята к этому не очень готовы. Для того чтобы написать такую работу, надо иметь серьезную литературную базу, которая, увы, у многих явно мала. Если человек не читает художественную литературу, знает произведения только по пересказам и Интер-нету, неэрудирован, не имеет опыта изложения своих мыслей, ему будет сложно.

Еще меня очень волнуют критерии оценки сочинения. Как бы выпускники не стали заложниками ситуации. Ну что ж, в любом случае мы уже готовимся.

И конечно, справимся.

Критерии оценки сочинения:

Соответствие теме.
Аргументация. Привлечение литературного материала.
Композиция и логика рассуждения.
Качество письменной речи.
Грамотность.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Зачет – по трем критериям ( № 1 и № 2 – в обязательном порядке), объем не менее 250 слов и оригинальность работы (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).


Не вырубить топором

Фразы из школьных сочинений

«Пьер был светский человек и поэтому мочился духами».
«Он увидел следы копыт и навоз. Это значит, что здесь прошли красные».
«По всей площади был разбросан мусор: камни, обрывки плакатов, куски дерева. Был и Ленин».
«Наташа Ростова хотела что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла ей рот».
«Поражают его карие глаза, которые не смеются даже тогда, когда смеются его другие части тела».
«У нас, оказывается, можно бить царя челом…»
«Предстояло сношение храма».
«Тарас и Бульба были братьями».
«И вот одна мцыря сбежала…»
«Славяне были вольнолюбивым народом. Их часто угоняли в рабство, но и там они не работали».
«Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта».
«На берегу реки доярка доила корову, а в воде отражалось все наоборот».
«Графиня ехала в карете с приподнятым, сложенным в гармошку задом».
«Во время второго акта Софьи и Молчалина у них под лестницей сидел Чацкий».
«Он был зажиточным крестьянином: у него были свиньи и жена».
«Эта сцена смешно кончила, а я люблю веселые концы».

Зачет – незачет

Вернуть сочинение в число обязательных экзаменов было предложено прошлой осенью на совещании президентского Совета по культуре и искусству с «целью повышения уровня чтения и изложения собственных мыслей у школьников». Сейчас выпускники сдают экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ, где в части «С» пишут эссе.

– Если ЕГЭ в какой-то мере и дает возможность объективной оценки знаний, только тех знаний, которые в него входят, – заметила тогда во время встречи с президентом президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына. – Поэтому было просто преступлением отменять экзамен по литературе, делать его предметом по выбору. Значит, часы на литературу уменьшены, от учителей требуют какого-то кордебалета с невероятными, жуткими, заумными словами, и они должны писать отчеты, и их аттестация зависит от этого. Отняв сочинение, мы отнимаем у наших детей навыки речи, даже устной. Разве не так? Мы не хотим, чтобы наши дети вырастали полуобразованными людьми. Более того, считаю, это наносит прямой урон национальной безопасности России.

Именно Наталья Солженицына и возглавила эскпертный Совет по вопросам проведения итогового сочинения Минобрнауки, который после долгих дискуссий назвал пять тематических направлений для сочинений. Подчеркнем, слово «направлений», ибо конкретные темы для каждого часового пояса будут объявлены непосредственно на экзамене. Система оценки мягкая: зачет – незачет, но от нее будет зависеть – допустят ли выпускника к ЕГЭ.

Книга для голодного

– Меня это система допуска несколько смущает, – призналась заведующая кафедрой русского языка и речевой культуры САФУ Лариса Попова, – хотя возврат к сочинению с опорой на литературное произведение приветствую. Это учит рассуждать, формулировать, грамотно выстраивать речь, помогает формированию собственной точки зрения.

Ветеран, учитель русского языка и литературы с большим стажем Людмила Беляева привела как положительный пример итоговую аттестацию девятиклассников по русскому языку, темы которой тоже основаны на литературных текстах, высказываниях ученых.

– Трудноватенько, но справиться можно, – говорит Людмила Георгиевна, – а в 11-м классе важно сохранить принцип экзамена советской школы: две-три темы по литературным произведениям, а одна – свободная. Хотя считаю, или у меня глаз замылился уже, программу по литературе надо бы серьезно пересмотреть, особенно из современных авторов: что-то выкинуть, а новинки инте-ресные прибавить. Сейчас ведь голод интеллектуальный!

Тема для размышления

Итак, в списке пять тематических направлений.

«Недаром помнит вся Россия…», посвящена 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Лермонтова.

«Вопросы, заданные человечеству войной», где, опираясь на изученную литературу, необходимо будет поразмышлять «о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне».

«Человек и природа в отечественной и мировой литературе» и «Спор поколений: вместе и врозь», где надо вспомнить о важности семейных ценностей и проанализировать «различные грани проблемы взаимоотношений между поколениями».

«Чем люди живы?»– выражение взято из Льва Толстого. Темы этого направления «предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия» сквозь призму отечественной и зарубежной литературы.

– Сочинение – важный шаг на пути к возрождению отечественного гуманитарного школьного образования, без которого не мыслится жизнеспособность нашего общества,– подчеркнула Наталья Солженицына.

Уже готовимся

Писать итоговое сочинение (изложение – для детей-инвалидов) выпускники будут в первую среду декабря, пересдать при необходимости они смогут в феврале и конце апреля – начале мая. Проверять работы будут учителя, также возможно привлечение независимых экспертов. По решению вуза сочинение может быть учтено при поступлении. Баллы за него суммируют с результатами ЕГЭ.

– С одной стороны, попытка вернуть юношество к размышлению о проблемах бытия достойна уважения, – считает директор школы №51 имени Федора Абрамова, словесник Татьяна Ларина. – С другой – все понимают, что ребята к этому не очень готовы. Для того чтобы написать такую работу, надо иметь серьезную литературную базу, которая, увы, у многих явно мала. Если человек не читает художественную литературу, знает произведения только по пересказам и Интер-нету, неэрудирован, не имеет опыта изложения своих мыслей, ему будет сложно.

Еще меня очень волнуют критерии оценки сочинения. Как бы выпускники не стали заложниками ситуации. Ну что ж, в любом случае мы уже готовимся.

И конечно, справимся.

Критерии оценки сочинения:

Соответствие теме.
Аргументация. Привлечение литературного материала.
Композиция и логика рассуждения.
Качество письменной речи.
Грамотность.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Зачет – по трем критериям ( № 1 и № 2 – в обязательном порядке), объем не менее 250 слов и оригинальность работы (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).


Не вырубить топором

Фразы из школьных сочинений

«Пьер был светский человек и поэтому мочился духами».
«Он увидел следы копыт и навоз. Это значит, что здесь прошли красные».
«По всей площади был разбросан мусор: камни, обрывки плакатов, куски дерева. Был и Ленин».
«Наташа Ростова хотела что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла ей рот».
«Поражают его карие глаза, которые не смеются даже тогда, когда смеются его другие части тела».
«У нас, оказывается, можно бить царя челом…»
«Предстояло сношение храма».
«Тарас и Бульба были братьями».
«И вот одна мцыря сбежала…»
«Славяне были вольнолюбивым народом. Их часто угоняли в рабство, но и там они не работали».
«Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта».
«На берегу реки доярка доила корову, а в воде отражалось все наоборот».
«Графиня ехала в карете с приподнятым, сложенным в гармошку задом».
«Во время второго акта Софьи и Молчалина у них под лестницей сидел Чацкий».
«Он был зажиточным крестьянином: у него были свиньи и жена».
«Эта сцена смешно кончила, а я люблю веселые концы».

Поделиться
5213