6 ноября 2019

«Дорога его жизни»: нарком, спасавший ленинградцев

Не так много уроженцев нашей области, занимавших высокие правительственные посты в СССР и постсоветской России. Каждый из них заслуживает отдельного рассказа.

«Дорога его жизни»: нарком, спасавший ленинградцев

Кто не знает наркома (а впоследствии министра) Военно-морского флота СССР Николая Кузнецова, памятник которому украшает архангельскую набережную? О другом выдающемся деятеле, руководившем в те же годы речным флотом, сказано и написано куда меньше. А ведь Зосима Шашков оставил яркий след в развитии речного флота.

Был период, когда управление всеми военно-морскими кораблями и речными судами государства оказалось в руках двух земляков. И они не подкачали!

Родившийся в соседнем с будущим адмиралом Победы уезде в «соседнем» же 1905 году, Зосима Алексеевич достойно вошел в анналы отечественной истории.

Потомственный речник

Вобрав воды Вычегды, Сухоны и Юга, стремится к Белому морю величественная Северная Двина. Шлепая большими колесами, бороздят ее пароходы, скользят парусники, буксиры, пыхтя, толкают баржи, покачиваются на волнах бакены. Юному Зосиме суждено стать бакенщиком, как и его отцу, кормильцу восьмерых детей. На дворе – грозный восемнадцатый год. На севере громыхают раскаты военного грома, Северо-Двинская флотилия не дает белогвардейцам и интервентам прорваться на юг, к Котласу, Великому Устюгу.

У крестьянской семьи из деревни Новинки свои заботы – собрать в дорогу сына, недавно окончившего церковно-приходскую школу: какая бы власть ни установилась в губернии и стране, бакенщики востребованы при любом режиме. Именно бакен на Двине станет отправной точкой на жизненном пути Зосимы. И не только у него. Вспомним, что с овладения профессией бакенщика началась трудовая биография будущего главы региона и мэра областного центра Павла Балакшина. Работа важная и ответственная: от того, насколько профессионально справляется с ней бакенщик, зависит безопасность навигации.

Впоследствии, работая на судах Северного речного пароходства, Зосима Шашков сменил множество профессий: был и простым матросом, и рулевым, и боцманом, наконец, начальником судоходного надзора. Трудясь на речной ниве, одновременно проходил обучение в Великоустюгском речном училище.

Путь в науку и во власть

– Не пора ли тебе, Зосима, от практики перейти к теории, освоить речное дело глубже и основательней? – старшие товарищи (Зосима Шашков уже год как член партии) настойчиво убеждают подающего надежды штурмана засесть за учебники и отправиться по стопам Ломоносова в столицу. Зосима и сам мечтает постигнуть речное дело не только руками, но и умом – иначе не подняться ему по ступенькам служебной лестницы, как требует здоровое честолюбие. И в 1929-м он поступает в Институт инженеров транспорта в Москве, в следующем году переходит в Ленинградский институт водного транспорта.

Студента-отличника по окончании вуза тут же переводят на преподавательскую работу в Горьковский институт инженеров водного транспорта – обучать теории речного дела волгарей, где перспективный молодой ученый практически сразу становится деканом, а через несколько лет – и директором вуза. Окончив аспирантуру, Зосима Шашков берется за проектирование и строительство каналов, в те годы это одно из важнейших государственных дел. Идея соединить каналами крупнейшие реки России, высказанная еще столетием ранее декабристом Никитой Муравьевым, обретает плоть и кровь… и кровь, пот и слезы тысяч заключенных-«каналоармейцев», надрывающихся на строительстве искусственных водных артерий. Уже после войны при Шашкове-министре, построят канал Волга – Дон.

Забегая вперед, скажу, что в активе Зосимы Шашкова – свыше полусотни научных работ плюс учебные пособия по теории водного транспорта. Ученый и управленец в одном лице – образцовый тип руководителя. Сегодня, когда СМИ периодически сообщают о скандалах с купленными дипломами и списанными диссертациями, фигурантами которых выступают весьма высокие персоны, Зосима Алексеевич воспринимается как идеальный государственный деятель.

Идеальным лидером он, конечно, не был (о чем ниже). Государственным деятелем стал в мрачном 1938 году – заместителем наркома водного транспорта. Причем наркомом был назначен ставший опальным бывший нарком внутренних дел Николай Ежов, чья фамилия еще вчера заставляла трепетать всю страну. Каково было начинать государственную службу под руководством недавнего начальника НКВД, озлобленного и предчувствующего свой скорый конец и готового вымещать злобу на подчиненных. К счастью для Шашкова, продолжалось это недолго. В следующем году ведомство преобразовали в Наркомат речного флота СССР, Ежов был арестован и расстрелян. Новый наркомат возглавил Зосима Алексеевич. Было это в 1939 году, в Европе сверкали первые зарницы Второй мировой войны.

Все для победы

Скажем сразу, что наследство Зосиме Шашкову досталось незавидное: большинство судов построено еще до революции, многие выработали свой ресурс и «ограниченно годны к эксплуатации», как деликатно гласит бюрократическая формулировка. По количеству судов, их совокупной мощности и грузоподъемности речной флот СССР не дотягивает до показателей пресловутого 1913 года. А ведь в подчинении у наркома не только флот, но и верфи, судоремонтные предприятия, которые необходимо модернизировать в кратчайшие сроки: немецкие войска уже маршируют по Парижу, бомбы падают на Англию. И нарком речного флота, засучив рукава принимается за приведение отрасли в состояние, достойное великой речной державы.

Основные фонды судоремонтных предприятий в предвоенные годы увеличиваются вдвое! Особенное внимание уделяется танкерному флоту: еще не протянули на просторах страны нитки трубопроводов, ставшие ныне визитной карточкой страны, железные дороги были перегружены. В бытность Шашкова наркомом речного флота СССР стала развиваться доставка нефтепродуктов и других грузов по рекам, что существенно удешевляло перевозку. Развивался и «Волготанкер» – первое в мире специализированное речное нефтеналивное пароходство.

Окончательно завершить перевооружение речного флота и обслуживающих его предприятий помешала война. На плечи наркома история взвалила тяжкий груз: обеспечивать бесперебойную работу речников в условиях войны. В обыденном сознании понятия «Великая Отечественная» и «речной флот» мало соотносятся друг с другом. То ли дело Гражданская война, когда речные флотилии вели бои на Волге, Северной Двине, реках Сибири. Кто в Архангельской области не знает командира Северо-Двинской флотилии Павлина Виноградова? Вспоминается еще советско-китайский конфликт 1929 года, в котором большую роль сыграли речные корабли. А какова была роль речного флота в Великую Отечественную?

Роль эта не столь масштабна, но от действий речных судов зависело очень многое. Зосима Шашков организует эвакуацию речного транспорта. А осенью 1941 года под его руководством налажена Ладожская переправа, первая Дорога жизни: тысячи ленинградцев вывезены из окруженного города на «большую землю», спасены от голодной смерти. Недавно показанный фильм «Спасти Ленинград» («Титаник» с хеппи-эндом», как назвали его придирчивые критики) – слабое отражение драмы, что разыгралась на водах Ладожского озера.

А потом была Сталинградская битва. Вновь был востребован «Волготанкер»: его баржи превратились в плавучие нефтехранилища для снабжения советских войск, державших оборону города, а затем перешедших в наступление. «Горела разлившаяся по Волге нефть» – когда вспоминают о Сталинградской битве, непременно представляют эту картину. А сколько нефти удалось спасти и переправить для снабжения фронта! Причем не только Сталинградского: в 1941-м, когда город на Волге еще был глубоким тылом, для нужд армии и перешедшей на военные рельсы экономики волжскими перевозчиками было доставлено около восьми миллионов тонн грузов! Снабжение советских войск под Сталинградом всем необходимым силами речного флота сыграло огромную роль в успехе операции по окружению и разгрому противника. И все это осуществлялось под руководством наркома речного флота, члена Транспортного комитета Зосимы Шашкова.

Министр и аферист

В 1946 году после преобразования наркоматов в министерства Зосима Алексеевич становится министром речного флота СССР. Новое время диктует новые задачи: восстановить пострадавшее в войну речное хозяйство. И он прекрасно справляется с трудным делом.

Биография Зосимы Алексеевича, конечно же, состояла не из одних успехов и достижений. Был в ней и один весьма малоприятный эпизод, когда министр стал жертвой излишней доверчивости.

В те же годы, когда Зосима Шашков совершал восхождение от бакенщика до наркома, путешествовал по тюрьмам и лагерям некто Вениамин Вайсман (в криминальных кругах – Веня Житомирский). За решеткой очутился он отнюдь не по политической статье, а за многочисленные кражи. Сын честных интеллигентных родителей ступил на криминальную дорожку еще в детстве, стащив у папы «рыжие бока» (золотые часы), потом диапазон краж варьировался от кошелька до целого вагона!

Во время неудачного побега Веня обморозил обе ноги. Ампутация, новый срок за побег, долгожданное освобождение. На воле проще всего было выдать себя за инвалида войны. Тогда в подмосковных электричках и на вокзалах их было немало, в вагонах и на перронах звучало под аккомпанемент гармони и без нее: «Я был батальонный разведчик, а он писаришка штабной». А заканчивалось просьбой подать на пропитание. Увы, в послевоенное время тысячи таких людей оказались пасынками государства, за которое они проливали кровь.

Веня решил выдать себя за инвалида войны… Но нет, играть на гармони в электричке он не собирался. Хитроумный аферист заказал у такого же жулика две Звезды Героя Советского Союза, документы к ним, купил на толкучке капитанскую форму. Даже пистолет раздобыл. И отправился за милостыней… по министерствам и ведомствам. И первым, к кому наведался «герой», был министр речного флота Зосима Шашков. Случилось это в июле 1946-го.

Самоварным золотом сверкали звезды на груди (жаль, пчелки липнут к липовым наградам только в анекдотах, а не в жизни), аферист слезно рассказывал о своей нелегкой фронтовой судьбе.
«Я ведь был мотористом Амурского пароходства», – между прочим сообщил он. Растроганный министр, в душе остававшийся сердобольным северным крестьянином, велел выдать «герою» немалую сумму денег, а еще материю – сатин и батист.

Прокутив деньги в кабаках, Веня имел наглость повторно явиться к Шашкову и получил от него еще две тысячи рублей, новенький костюм и нижнее белье. А потом были визиты в министерства лесной, пищевой промышленности, станкостроения, к академику Сергею Вавилову («моторист» придумал новую легенду – стал танкистом). Отправляясь в очередное министерство, снимал протезы ног, чтобы вызвать больше жалости и сочувствия. А погорел он, когда решил сменить легенду: дескать, служил не в танковых войсках, а в одной эскадрилье с самим Василием Сталиным. Министр авиационной промышленности Михаил Хруничев якобы передал этот разговор сыну вождя.

– Не знаю я никакого капитана Кузнецова (так обычно представлялся мошенник), – изумился Василий Сталин. В итоге взяли «моториста-танкиста-летчика» в министерстве станкостроения у кассы, где жулик готовился получать «матпомощь». Во всей этой истории удивляет вот что: в пору, когда от всех требовали проявлять бдительность, искать врагов и вредителей, министры, академики, хозяйственники не смогли разоблачить хитрого мошенника. С другой стороны, нам ли, охотно клюющим на удочку строителей финансовых пирамид, телефонных и интернет-жуликов, осуждать послевоенных министров за проявленное легковерие?

Из дальнейшей биографии обманутого министра явствует, что на его карьерном росте столь досадный прокол никак не отразился. В сентябре следующего года он получает звание генерал-директора речного флота, уже после смерти Сталина становится министром морского и речного флота СССР, после очередной управленческой трансформации – министром речного флота СССР.

Затем – министерство речного флота уже РСФСР, работа в союзном Госплане.

Признанием заслуг Зосимы Шашкова в военное и мирное время стали три ордена Ленина, ордена Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, медали за оборону Москвы, Сталинграда, Кавказа, где участвовал речной флот.

В 1986 году теплоход его имени спущен на воду Онежского озера, в 2002-м имя Шашкова получило Великоустюгское речное училище, где стоит бюст знаменитого выпускника. В родной деревне Шашкова открыт памятный знак, а в Котласе – мемориальная доска.

Поделиться
44805