1 марта 2022

Дом научной коллаборации в Архангельске помогает школьникам приобщиться к науке

Директор центра дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации имени М. В. Ломоносова» САФУ Марина Попова рассказала, почему проект – отличная форма профориентации, зачем детям изучать роботов и как удержать молодежь в области.

Дом научной коллаборации в Архангельске помогает школьникам приобщиться к науке

— Марина Сергеевна, расскажите, как всё начиналось?

– 1 февраля 2020 года был подписан приказ о создании нового подразделения в структуре САФУ – центра дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации имени М.В. Ломоносова». Дата открытия — 1 сентября 2020 года. За семь месяцев предстояло проделать огромное количество работы: ремонт помещений, согласование инфраструктурных листов, закупка оборудования, выбор преподавателей, написание программ, налаживание сетевого взаимодействия со школами.

Для меня это самый интересный проект, которым я когда-либо занималась. Главное, что он очень интересен и детям, которые приходят к нам учиться. Уже первая приемная кампания показала, что желающих обучаться по нашим программам гораздо больше, чем мест на них.

— Кто преподает детям?

– Для работы с детьми я приглашаю лучших преподавателей САФУ. Мне важно, чтобы они были не только профессионалами в определенном направлении, но и могли интересно вести занятия, уметь взаимодействовать с детьми. Средний возраст педагогов ДНК – 36 лет.

Помимо доцентов и старших преподавателей, детям преподают аспиранты, талантливые магистранты и даже бакалавры, которые преуспели в каком-то направлении.

— Какие программы предлагает ДНК детям?

– С каждым годом программ всё больше, одна интереснее другой. Все они либо технической, либо естественнонаучной направленности. С их полным перечнем можно ознакомиться в нашем разделе на сайте САФУ, там я стараюсь наполнять страничку каждой программы максимально подробной информацией.

Ребятам есть из чего выбрать. Одной только робототехники несколько видов: «Основы робототехники», «Робототехника на платформе Arduino», «Нейротехнологии в робототехнике», «Программирование роботов на языке Python» и другие. Обучение по всем программам абсолютно бесплатное. Даже если оно требует дорогих расходных материалов, всё это предоставляется нашим ученикам в нужном количестве и на каждом занятии бесплатно.

— Расскажите об успехах и победах ваших учеников за последнее время.

– Наши ученики постоянно участвуют в каких-либо конкурсах, поэтому достижения быстро обновляются. Одна из последних побед: на региональном фестивале технического творчества в области робототехники «РобоСТЕМ-2022» наши самые юные робототехники заняли семь призовых мест в разных номинациях, хотя к обучению приступили только в ноябре.

— В чем главное преимущество ДНК как центра дополнительного образования?

– Самое главное отличие ДНК от других подобных организаций дополнительного образования детей в том, что наш центр создан на базе университета. Поэтому в распоряжении наших учеников прекрасная учебно-лабораторная база САФУ с самым современным оборудованием.

Не все организации допобразования могут похвастаться и таким высококлассным педагогическим составом.

Дома научной коллаборации – одна из самых правильных и совершенных форм организаций дополнительного образования, созданная на очень прочном фундаменте. Здесь всё способствует приобщению детей к науке.

 — Как связана учеба в ДНК с профориентацией школьников?

– Обучение в ДНК – одна из лучших форм профориентации для школьников. Здесь они пробуют себя в разных направлениях, понимают, интересно ли им это. Сотни и тысячи школьников региона проходят через ДНК, обучаясь на программах и сетевых уроках, участвуя в мероприятиях, лабораторных практикумах и мастер-классах.

Они видят университет изнутри, знакомятся с его прекрасными преподавателями, оценивают оснащение и возможности, которые предлагает САФУ своим студентам. Пока у нас был только один выпуск одиннадцатиклассников. Пришли они ко мне в начале прошлого учебного года со словами: «Мы тут у вас в ДНК поучимся, но всё равно уедем в столичные вузы».

После годового обучения в Доме научной коллаборации большая часть из них передумала. Ребята остались в Архангельске и поступили в САФУ. Причем на направления, схожие с теми программами, по которым учились в ДНК: к примеру, почти все, кто учился у нас программировать, поступили в Высшую школу информационных технологий и автоматизированных систем САФУ. Чему мы очень рады.

Может быть, так потихоньку можно влиять на отток молодежи в другие регионы? Нужно показывать возможности своего университета не один раз в год на Дне открытых дверей, а ежедневно и со всех сторон.

— Как долго будет функционировать ДНК?

– Если бы это зависело от меня, то ДНК существовал довольно продолжительное время. Качественная профориентационная работа в вузе очень сильно зависит от того, есть ли подобные структуры в его составе. Выше я уже говорила, что обучение у нас меняет мышление школьников, которым зачастую учителя и родители внушают, что нужно уезжать в столичные вузы.

Мы на деле доказываем ребятам, что качественное образование можно получить в Архангельске, никуда не уезжая. Подводим их к пониманию того, что карьеру можно построить в Арктическом регионе, которому очень нужны высококвалифицированные кадры.

А вообще, открывая Дом научной коллаборации, регион взял обязательства по его финансированию до 2024 года. По сути, осталось два года. Надеюсь, что, понимая всю важность нашей работы с подрастающим поколением, которое мы стараемся удержать в регионе, правительство найдет возможность поддерживать этот проект в дальнейшем.

Мария Вершинина

Поделиться
116920