10 апреля 2015

Девушка или Леди Смерть?

В преддверии 70-летия Великой Победы на экранах – военная драма «Битва за Севастополь», в которой жена американского президента Элеонора Рузвельт пытается понять легендарного советского снайпера как женщину. 

Интернациональное кино

Уже прочно укоренившаяся в голливудском кино волна байопиков закрепилась и в российском кинематографе. Вслед за биографиями Александра Колчака, Владимира Высоцкого, Валерия Харламова, Юрия Гагарина, Ивана Поддубного появилось жизнеописание Людмилы Павличенко, прозванной американскими журналистами Леди Смерть. 

Символично, что фильм в контексте сложных отношений России с западными государствами получился более чем интернациональный. В условиях нового поиска исторической правды подчеркнуто: к той Победе шли многие. 

Драму Людмилы Павличенко от первого лица рассказывает не кто-нибудь, а Элеонора Рузвельт. Она познакомилась с советской женщиной-снайпером уже после ее демобилизации. Прибывшая в 1942 году с делегацией в Вашингтон Людмила выступила перед американской общественностью с короткой, но действенной речью. Которая, как принято считать, стала одним из стимулов к открытию союзниками второго фронта. 

«Битва за Севастополь» – лента российско-украинского производства. Украинская сторона профинансировала проект почти на 80 процентов. Актерский состав национально разнообразен: британка Джоан Блэкэм, родившийся в Австрии Никита Тарасов, белорус Анатолий Кот, уроженка Одессы Полина Юрьева. 

В эпизодических ролях заняты украинские актеры, в главных – звезды российского экрана. И даже музыкальные композиции отражают товарищество бывших республик СССР. 

«Война – такая жизнь»

В украинском прокате фильм вышел под названием «Несокрушимая», которое гораздо лучше отражает его суть. Ведь непосредственно боевым действиям отведено совсем мало экранного времени. Центральная тема – человек на войне. Вот Людмила, мечтающая об учебе в мединституте, открывает в себе талант стрелка. 

Грянула война, и ее умение как никогда востребовано. Других мотивировок, кроме того, что война пришла в твой дом и логично его защищать, нет. Разве что доказать отцу-генералу свою профпригодность. И если в случае с «Батальоном» сценаристы не смогли убедить зрителя в необходимости жертвы женщин-вояк, то здесь нет ни ложного пафоса, ни милитаризации жизни. 

Три раза Павличенко придется терять любимых на войне. И три раза ей придется найти причину, чтобы продолжать бороться. Это может быть долг, любовь, месть. Но и Леди Смерть не железная. Ей хочется сына, ей хочется платье, ей хочется жить. 

Юлия Пересильд блестяще справилась со своей задачей. В ее исполнении личность Павличенко не выглядит однобоко. В ней сочетаются и холодность, и страсть, и жестокость, и нежность. 

Сравнение с экранизацией Клинтом Иствудом мемуаров американского снайпера Криса Кайла, служившего в Ираке, определяет главное преимущество «Несокрушимой». Раздвоение чувств (тот эпизод, когда медсестра Маша спасает раненого немца, а ее подруга затем с ликованием стреляет в него), неоднозначность подвига – то, что отличает любую войну. 

Снайпер Леонид Киценко, которого играет Евгений Цыганов, вместе с Людмилой понимает, что «война – такая жизнь», в которой надо придумать, ради чего существовать. 

И ради любви – самый адекватный вариант. Постепенно из мстительной фурии рождается гуманист. 

От «Перл Харбора» до клипа

Визуально «Битва за Севастополь» не оригинальна, но местами очень симпатична. Особенно хороши звуковые спецэффекты. Проблема в эклектичности. Первая часть напоминает одновременно и лучшие образцы советского военного кинематографа, и голливудские картины «Спасти рядового Райана», «Письма с Иводзимы», а в сцене атаки города и эвакуирующихся кораблей явно видится «Перл Харбор». 

Ближе к финалу режиссер Сергей Мокрицкий (сам по профессии оператор, здесь доверивший камеру Юрию Королю) вдруг переходит к клиповой стилистике. История об отношениях с Киценко получается скомканной и заштампованной. 

Несмотря на недостатки, «Несокрушимую» смело можно назвать лучшей картиной о Великой Отечественной в постсоветской России. От нее на фоне возвращения к формуле «кино – средство агитации и пропаганды» ждешь нравоучительную лекцию ура-патриотизма, а получаешь лиричную историю. Ждешь Героя Советского Союза, а видишь женщину, которая, да, убила более трехсот человек, но среди взрывов и пулеметных очередей любила жизнь, мужчин и Родину. 

В тему

На этой неделе фильм «Битва за Севастополь» возглавил российский кинопрокат. Картина собрала рекордную сумму в 209 миллионов рублей, притом что бюджет российско-украинской картины составляет 124 миллиона рублей. За первую неделю проката картину посмотрело около 830 000 зрителей. 

Девушка или Леди Смерть?

Интернациональное кино

Уже прочно укоренившаяся в голливудском кино волна байопиков закрепилась и в российском кинематографе. Вслед за биографиями Александра Колчака, Владимира Высоцкого, Валерия Харламова, Юрия Гагарина, Ивана Поддубного появилось жизнеописание Людмилы Павличенко, прозванной американскими журналистами Леди Смерть. 

Символично, что фильм в контексте сложных отношений России с западными государствами получился более чем интернациональный. В условиях нового поиска исторической правды подчеркнуто: к той Победе шли многие. 

Драму Людмилы Павличенко от первого лица рассказывает не кто-нибудь, а Элеонора Рузвельт. Она познакомилась с советской женщиной-снайпером уже после ее демобилизации. Прибывшая в 1942 году с делегацией в Вашингтон Людмила выступила перед американской общественностью с короткой, но действенной речью. Которая, как принято считать, стала одним из стимулов к открытию союзниками второго фронта. 

«Битва за Севастополь» – лента российско-украинского производства. Украинская сторона профинансировала проект почти на 80 процентов. Актерский состав национально разнообразен: британка Джоан Блэкэм, родившийся в Австрии Никита Тарасов, белорус Анатолий Кот, уроженка Одессы Полина Юрьева. 

В эпизодических ролях заняты украинские актеры, в главных – звезды российского экрана. И даже музыкальные композиции отражают товарищество бывших республик СССР. 

«Война – такая жизнь»

В украинском прокате фильм вышел под названием «Несокрушимая», которое гораздо лучше отражает его суть. Ведь непосредственно боевым действиям отведено совсем мало экранного времени. Центральная тема – человек на войне. Вот Людмила, мечтающая об учебе в мединституте, открывает в себе талант стрелка. 

Грянула война, и ее умение как никогда востребовано. Других мотивировок, кроме того, что война пришла в твой дом и логично его защищать, нет. Разве что доказать отцу-генералу свою профпригодность. И если в случае с «Батальоном» сценаристы не смогли убедить зрителя в необходимости жертвы женщин-вояк, то здесь нет ни ложного пафоса, ни милитаризации жизни. 

Три раза Павличенко придется терять любимых на войне. И три раза ей придется найти причину, чтобы продолжать бороться. Это может быть долг, любовь, месть. Но и Леди Смерть не железная. Ей хочется сына, ей хочется платье, ей хочется жить. 

Юлия Пересильд блестяще справилась со своей задачей. В ее исполнении личность Павличенко не выглядит однобоко. В ней сочетаются и холодность, и страсть, и жестокость, и нежность. 

Сравнение с экранизацией Клинтом Иствудом мемуаров американского снайпера Криса Кайла, служившего в Ираке, определяет главное преимущество «Несокрушимой». Раздвоение чувств (тот эпизод, когда медсестра Маша спасает раненого немца, а ее подруга затем с ликованием стреляет в него), неоднозначность подвига – то, что отличает любую войну. 

Снайпер Леонид Киценко, которого играет Евгений Цыганов, вместе с Людмилой понимает, что «война – такая жизнь», в которой надо придумать, ради чего существовать. 

И ради любви – самый адекватный вариант. Постепенно из мстительной фурии рождается гуманист. 

От «Перл Харбора» до клипа

Визуально «Битва за Севастополь» не оригинальна, но местами очень симпатична. Особенно хороши звуковые спецэффекты. Проблема в эклектичности. Первая часть напоминает одновременно и лучшие образцы советского военного кинематографа, и голливудские картины «Спасти рядового Райана», «Письма с Иводзимы», а в сцене атаки города и эвакуирующихся кораблей явно видится «Перл Харбор». 

Ближе к финалу режиссер Сергей Мокрицкий (сам по профессии оператор, здесь доверивший камеру Юрию Королю) вдруг переходит к клиповой стилистике. История об отношениях с Киценко получается скомканной и заштампованной. 

Несмотря на недостатки, «Несокрушимую» смело можно назвать лучшей картиной о Великой Отечественной в постсоветской России. От нее на фоне возвращения к формуле «кино – средство агитации и пропаганды» ждешь нравоучительную лекцию ура-патриотизма, а получаешь лиричную историю. Ждешь Героя Советского Союза, а видишь женщину, которая, да, убила более трехсот человек, но среди взрывов и пулеметных очередей любила жизнь, мужчин и Родину. 

В тему

На этой неделе фильм «Битва за Севастополь» возглавил российский кинопрокат. Картина собрала рекордную сумму в 209 миллионов рублей, притом что бюджет российско-украинской картины составляет 124 миллиона рублей. За первую неделю проката картину посмотрело около 830 000 зрителей. 

Поделиться
8165