23 сентября 2016

Дети не думают эсэмэсками

В декабре этого года ученики выпускных классов напишут итоговое сочинение. Уже известны пять тематических направлений, а значит, пора начинать подготовку к экзамену. Что представляет собой эта проверка знаний, нам рассказала учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 14 Наталия Откупщикова.

Двоек и пятерок не будет

Минобрнауки не планирует менять форму проведения итогового сочинения (изложения) до 2019 года. Как сообщает пресс-служба Министерства образования и науки, в этом году экзамен пройдет в том же формате. В ведомстве отмечают, что результаты 2016 года стабильны относительно 2015-го, по результатам этих двух этапов 97 процентов участников получили зачет, а это заветное для школьников слово – допуск к итоговой аттестации. Обычно экзамен проходит в первую среду декабря, а потом – февраля и мая, это для тех, кто по каким-то причинам не сдал экзамен, а также для обучающихся средних специальных учреждений, которым предстоит сдавать ЕГЭ.

Экзамен надпредметный, однако одно из главных требований – литературное, автор сочинения должен опираться на прочитанный материал. Это могут быть произведения русской и мировой литературы из школьной программы и самостоятельного внеклассного чтения. Каждую работу будет читать один эксперт, для объективности в комиссию приглашаются учителя, которые не работают в выпускных классах. Если таких нет, в нее могут войти педагоги из других общеобразовательных учреждений.

Опыт и ошибки

– Наталия Сергеевна, Минобрнауки недавно озвучило тематические направления, что это за блоки?

– Это пять направлений: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Как видим, направления включают полярные понятия. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. Традиционно Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинения и комплектацию по часовым поясам. Они будут известны нам в день экзамена. Комплект будет включать пять тем из закрытого перечня – по одной от каждого направления. Наши учителя уже сориентировали учащихся в направлениях и даже предложили литературный материал, на который можно опираться. На уроках литературы мы обращаем внимание выпускников на то, каким образом то или иное произведение, его героя или эпизод можно использовать для аргументации при раскрытии темы.

– Как понимаю, простор для творчества широк, то есть в направлении «Победа и поражение» можно рассказать и о личных победах литературного героя, и о победе страны в мировых военных конфликтах…

– Верно, можно рассуждать в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. К тому же в литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных жизненных ситуациях и исторических условиях. В направлении «Честь и бесчестие» рассуждение следует связать с выбором личности: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства и лицемерия. «Опыт и ошибки» – это направление, где стоит поделиться мыслями о ценности духовного и практического опыта человека, народа, о цене ошибок и пути познания. И последний блок – «Дружба и вражда», здесь можно говорить не только об отношениях людей, но и народов, и стран, о пути достижения взаимопонимания, истоках и последствиях вражды. Выпускники должны использовать как минимум один литературный аргумент. Чем больше будет уместных и логичных отсылок к прочитанному, глубже будут размышления, тем больше будет шансов у такой работы.

Как видим, в одном сочинении могут соседствовать Гоголь и Пушкин, тут же могут появиться фамилии современных авторов, если указать во вступлении, что этими вопросами писатели задаются на протяжении многих лет.

Три часа 55 минут

Столько времени отводится для написания сочинения. Как отмечает Наталия Сергеевна, этого хватает, многие ученики даже справляются раньше. Обычно два организатора наблюдают за процессом, они не отвечают на какие-либо вопросы. Каждый ученик сидит за отдельным столом, получает перечень тем, перед ним – экзаменационные бланки ответов, паспорт, черная гелевая ручка, черновики и орфографический словарь. В аудитории ведется офлайн– или онлайн-наблюдение.

– Обычно наши ребята справляются с этим экзаменом, паники нет, выпускники готовятся сами, большую работу проводят с ними перед экзаменом учителя. Дети понимают, что экзамен – это допуск к итоговой аттестации, которая пройдет в мае, – говорит Наталия Сергеевна. – Есть ученики, которым легко излагать мысли в письменной форме, другим это дается намного сложнее, но для каждого из них – это серьезное испытание, и волнение может отразиться на качестве работы.

– Наталия Сергеевна, однако существует мнение, что юные представители интернет-культуры обладают клиповым мышлением и год от года менее способны выражать мысли сложными предложениями…

– Я думаю, это стереотип. Интернет-культура, конечно, отражается на письменной речи, но это не значит, что современные дети думают эсэмэсками. Среди наших учеников много начитанных ребят, тот же Интернет открывает им доступ в мировую библиотеку не только для программного, но и самостоятельного чтения. У них разные предпочтения и разные точки зрения. Сегодня помимо классики они активно знакомятся с современной литературой, читают детективы, фантастику, исторические и научно-популярные произведения. Им хочется обсуждать прочитанное, они дискутируют и делятся мнением на письме. И это тоже специфика интернет-эпохи – думать публично, поэтому заставлять юные головы рассуждать нам не приходится, но помочь в развитии речи, как устной, так и письменной, – наша обязанность.

Дети не думают эсэмэсками

Двоек и пятерок не будет

Минобрнауки не планирует менять форму проведения итогового сочинения (изложения) до 2019 года. Как сообщает пресс-служба Министерства образования и науки, в этом году экзамен пройдет в том же формате. В ведомстве отмечают, что результаты 2016 года стабильны относительно 2015-го, по результатам этих двух этапов 97 процентов участников получили зачет, а это заветное для школьников слово – допуск к итоговой аттестации. Обычно экзамен проходит в первую среду декабря, а потом – февраля и мая, это для тех, кто по каким-то причинам не сдал экзамен, а также для обучающихся средних специальных учреждений, которым предстоит сдавать ЕГЭ.

Экзамен надпредметный, однако одно из главных требований – литературное, автор сочинения должен опираться на прочитанный материал. Это могут быть произведения русской и мировой литературы из школьной программы и самостоятельного внеклассного чтения. Каждую работу будет читать один эксперт, для объективности в комиссию приглашаются учителя, которые не работают в выпускных классах. Если таких нет, в нее могут войти педагоги из других общеобразовательных учреждений.

Опыт и ошибки

– Наталия Сергеевна, Минобрнауки недавно озвучило тематические направления, что это за блоки?

– Это пять направлений: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Как видим, направления включают полярные понятия. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. Традиционно Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинения и комплектацию по часовым поясам. Они будут известны нам в день экзамена. Комплект будет включать пять тем из закрытого перечня – по одной от каждого направления. Наши учителя уже сориентировали учащихся в направлениях и даже предложили литературный материал, на который можно опираться. На уроках литературы мы обращаем внимание выпускников на то, каким образом то или иное произведение, его героя или эпизод можно использовать для аргументации при раскрытии темы.

– Как понимаю, простор для творчества широк, то есть в направлении «Победа и поражение» можно рассказать и о личных победах литературного героя, и о победе страны в мировых военных конфликтах…

– Верно, можно рассуждать в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. К тому же в литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных жизненных ситуациях и исторических условиях. В направлении «Честь и бесчестие» рассуждение следует связать с выбором личности: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства и лицемерия. «Опыт и ошибки» – это направление, где стоит поделиться мыслями о ценности духовного и практического опыта человека, народа, о цене ошибок и пути познания. И последний блок – «Дружба и вражда», здесь можно говорить не только об отношениях людей, но и народов, и стран, о пути достижения взаимопонимания, истоках и последствиях вражды. Выпускники должны использовать как минимум один литературный аргумент. Чем больше будет уместных и логичных отсылок к прочитанному, глубже будут размышления, тем больше будет шансов у такой работы.

Как видим, в одном сочинении могут соседствовать Гоголь и Пушкин, тут же могут появиться фамилии современных авторов, если указать во вступлении, что этими вопросами писатели задаются на протяжении многих лет.

Три часа 55 минут

Столько времени отводится для написания сочинения. Как отмечает Наталия Сергеевна, этого хватает, многие ученики даже справляются раньше. Обычно два организатора наблюдают за процессом, они не отвечают на какие-либо вопросы. Каждый ученик сидит за отдельным столом, получает перечень тем, перед ним – экзаменационные бланки ответов, паспорт, черная гелевая ручка, черновики и орфографический словарь. В аудитории ведется офлайн– или онлайн-наблюдение.

– Обычно наши ребята справляются с этим экзаменом, паники нет, выпускники готовятся сами, большую работу проводят с ними перед экзаменом учителя. Дети понимают, что экзамен – это допуск к итоговой аттестации, которая пройдет в мае, – говорит Наталия Сергеевна. – Есть ученики, которым легко излагать мысли в письменной форме, другим это дается намного сложнее, но для каждого из них – это серьезное испытание, и волнение может отразиться на качестве работы.

– Наталия Сергеевна, однако существует мнение, что юные представители интернет-культуры обладают клиповым мышлением и год от года менее способны выражать мысли сложными предложениями…

– Я думаю, это стереотип. Интернет-культура, конечно, отражается на письменной речи, но это не значит, что современные дети думают эсэмэсками. Среди наших учеников много начитанных ребят, тот же Интернет открывает им доступ в мировую библиотеку не только для программного, но и самостоятельного чтения. У них разные предпочтения и разные точки зрения. Сегодня помимо классики они активно знакомятся с современной литературой, читают детективы, фантастику, исторические и научно-популярные произведения. Им хочется обсуждать прочитанное, они дискутируют и делятся мнением на письме. И это тоже специфика интернет-эпохи – думать публично, поэтому заставлять юные головы рассуждать нам не приходится, но помочь в развитии речи, как устной, так и письменной, – наша обязанность.

Поделиться
17735