14 августа 2015

Дерзкая победа северодвинских авантюристов

Воскресным утром погода, похоже, испытывала яхтсменов: под пасмурным небом ветер менял направление, тучи сыпали крупным ливнем, а за двести метров до финиша наступил штиль. 

Как вызвать бога попутного ветра?

С реки на город дует теплый южный ветер. За десять минут до старта яхты беспокойно кружат возле невидимой линии. В этом году она совсем рядом с Кузнечевским мостом. Одно из нововведений в регламенте 41-й Соловецкой регаты – две портовые гонки. Одна из них открыла соревнования, другая теперь закрывает. Так хотели порадовать архангелогородцев парусниками на Двине, но в десять утра набережная пуста – горожане, в отличие от яхтсменов, любят поспать. 

Возня перед стартом из-за того, что лодкам нужно принять правильную позицию. Бывалые спортсмены говорят, что это самая адреналиновая часть гонки: яхтенная толкотня, крики, переругивания через борт… 

Наконец, судья выбрасывает флаг и старт дан. Яхты начинают зигзагами двигаться к Красной пристани.

– Ветер сегодня слабенький, но соревновательный. Яхты пойдут по дистанции не одним галсом, то есть не по прямой, а будут идти как бы виляя из стороны в сторону, потому что против ветра, – предвкушает капитан яхты сопровождения «Сияние» Дмитрий Васильев. 

– А если ветра не будет? 

– То сиди кури, – смеется яхтсмен. – Можно дуть на мачту, скрести ее. То есть по древней традиции вызывать бога ветра Эола. Мне вот недавно на регате в Хорватии примета помогла: так наскреб, что волны аж на палубу заскакивали! 

Escapade на мели

«Мустанг», «Ропак», Escapade лидируют. 

– Правый! Дорогу! – отчаянно кричат на Escapade членам соседних экипажей. 

На реке правила похожи на правила дорожного движения: кто подрезает тебя на повороте справа, тот и должен уступить. 

Команда для поворота – «оверштаг». Услышав ее, рулевые занимают места и начинают проворно дергать за тросы и веревки, словно у них в руках огромная марионетка. Затем садятся на борт и откренивают, немного отдыхают до следующего виража. 

Разъехались. Escapade объезжает всех играючи, но вдруг не замечает банку и садится на мель. Все-таки Двина мелкая для яхты с такой осадкой, да и отлив. 

Все члены экипажа, кроме капитана, выстраиваются по левому борту и стоя начинают равномерно раскачивать лодку, толкаются от борта, чтобы выбить ее с банки. 

– Р-р-раз! Р-р-раз! – слышно издалека их дружное рвение. 

На других яхтах приободрились: повезло, есть шансы уйти в отрыв от главного конкурента! Но тут две лодки едва не врезаются друг в друга на злосчастном повороте, все же избегая столкновения. 

– Протест! – повторяют те, кто прав. Так они больше пугают соперника. На самом деле протесты после гонки подают нечасто. Лишь тогда, когда ситуация после финиша откровенно выигрышная и можно существенно улучшить свои позиции в зачете. 

Escapade по-прежнему на мели. Пока впереди «Ропак». 

– Что вы чувствуете? – кричим через борт капитану.

– Жажду мести! – отвечают нам. 

Позавидовал бы сам Айвазовский

Северодвинцам все же удается вернуть яхту в гонку. Они уже мчатся наверстывать упущенные время и метры, потихоньку подбираясь к соперникам. 

«Ропак», «Мустанг» и «Шанс» вроде бы парус в парус идут по дистанции. Но вот у «Шанса» появляется шанс: он ловит сильный ветер, галс становится круче, и яхта обходит соперников. Но и у Escapade – период везения.

– Здесь больше пространства, ветер задувает в паруса сильнее. Могут подобраться и финишировать не последними. Тем более что обтекаемость у лодки хорошая, – предполагает Дмитрий Васильев. 

Когда яхты преодолели уже треть дистанции, неожиданно потемнело. Сверху гоночный участок реки накрывает тяжелая и низкая свинцовая туча. Ее края, что в стороне, противоположной городу, остаются сиять, пробиваемые солнцем. От поверхности воды, серебрясь, с шумом отскакивают крупные капли. За стеной дождя яхты видны как в тумане. Такому пейзажу позавидовал бы сам Айвазовский. Впрочем, шторм утихает так же быстро, как и начался. 

За это время «Мустанг» вырвался вперед, а «Ропак» отстает. 

Военная хитрость досталась от предков

Ветер, замечают спортсмены, после бури поменялся на сто восемьдесят градусов и задул с севера, со стороны города. Теперь уже «Командор», бывший на вторых ролях, не зевает: он в зоне попутного ветра, самое время ставить гинакер – большой пузатый парус, который поймает больше ветра и даст больше скорости. 

– Он теперь «Ропака» объедет как стоячего, – профессионально отмечает Дмитрий. 

И действительно, яхта выходит на передовые позиции. 

Половина дистанции позади. Перед поворотом у буя все ставят стаксель – так удобнее идти против ветра. «Мустанг» все еще лидер, «Командор» второй. За ними держится «Шанс». А прыткая Escapade, вытащившая себя с мели, уже на пятой позиции. 

Всю вторую половину гонки на реке по-летнему солнечно. Проезжаем Гостиный двор. Как раз недалеко от того места, где северодвинская лодка выскочила на «банку». 

– Здесь глубина. А чуть подальше в свое время навозили камней. Иностранные захватчики, подходя к крепости, думали, что глубина нормальная, а на самом деле садились на мель. И наши из пушек их быстренько расстреливали. Такая вот военная хитрость, – рассказывает капитан нашей яхты. 

Увели удачу из-под носа

Участники регаты пока идут в том же порядке, одним галсом. Но скоро их снова поджидает смена условий: ветер ближе к финишу пропадает. 

– Белая полоска на воде предупреждает об этом. Плюс идет прилив. Иногда яхты могут стоять перед самым финишем по два-три часа, бросив якорь, чтобы их не сносило от финиша. Якорем пользоваться можно, двигателем – нельзя, – объясняет Дмитрий Васильев. 

Капитан Escapade за две сотни метров перед финишем принимает решение поднять гинакер. На таком коротком участке, чтобы ускориться и обойти «Мустанга», нужно делать это быстро. Ловкость рук демонстрируют северодвинские яхтсмены, и вот уже яхты поравнялись, вот Escapade на полкорпуса, на корпус впереди! 

Юнга с «Мустанга» отчаянно скребет мачту и дует в паруса, но Эол, похоже, сегодня не на их стороне. 

– Ур-р-ра-а-а-а! – протяжно кричат, вскидывая вверх руки, члены экипажа Escapade. 

Они оправдали название свой яхты, которое можно перевести как «авантюра» и «дерзкая, вызывающая выходка», вырвав победу прямо из-под носа «Мустанга». Тот предварительно второй, «Шанс» – третий. 

– После старта увлеклись, в пылу гонки не заметили мель. Вообще-то мы не позволяем себе расслабляться. Поэтому тут же стали исправлять ситуацию. Цель на любом этапе – прийти первыми. В этом помогает слаженная работа экипажа, – рассказал после финиша капитан Escapade Сергей Воронин. 

– Это была, пожалуй, самая интересная гонка регаты! Мы предполагали, что Escapade со старта начнет отрываться, ведь у нее большой запас скорости. То, что лодка села на мель, пожалуй, везение. Перед нами были хорошие гонщики на «Шансе» и «Ропаке», поэтому мы рады предварительному второму месту, – подытожил впечатления рулевой «Мустанга» Роман Сивцов. 

Портовые гонки со стартом у кузнечевского моста – новшество 41-й Соловецкой регаты

Дерзкая победа северодвинских авантюристов

Как вызвать бога попутного ветра?

С реки на город дует теплый южный ветер. За десять минут до старта яхты беспокойно кружат возле невидимой линии. В этом году она совсем рядом с Кузнечевским мостом. Одно из нововведений в регламенте 41-й Соловецкой регаты – две портовые гонки. Одна из них открыла соревнования, другая теперь закрывает. Так хотели порадовать архангелогородцев парусниками на Двине, но в десять утра набережная пуста – горожане, в отличие от яхтсменов, любят поспать. 

Возня перед стартом из-за того, что лодкам нужно принять правильную позицию. Бывалые спортсмены говорят, что это самая адреналиновая часть гонки: яхтенная толкотня, крики, переругивания через борт… 

Наконец, судья выбрасывает флаг и старт дан. Яхты начинают зигзагами двигаться к Красной пристани.

– Ветер сегодня слабенький, но соревновательный. Яхты пойдут по дистанции не одним галсом, то есть не по прямой, а будут идти как бы виляя из стороны в сторону, потому что против ветра, – предвкушает капитан яхты сопровождения «Сияние» Дмитрий Васильев. 

– А если ветра не будет? 

– То сиди кури, – смеется яхтсмен. – Можно дуть на мачту, скрести ее. То есть по древней традиции вызывать бога ветра Эола. Мне вот недавно на регате в Хорватии примета помогла: так наскреб, что волны аж на палубу заскакивали! 

Escapade на мели

«Мустанг», «Ропак», Escapade лидируют. 

– Правый! Дорогу! – отчаянно кричат на Escapade членам соседних экипажей. 

На реке правила похожи на правила дорожного движения: кто подрезает тебя на повороте справа, тот и должен уступить. 

Команда для поворота – «оверштаг». Услышав ее, рулевые занимают места и начинают проворно дергать за тросы и веревки, словно у них в руках огромная марионетка. Затем садятся на борт и откренивают, немного отдыхают до следующего виража. 

Разъехались. Escapade объезжает всех играючи, но вдруг не замечает банку и садится на мель. Все-таки Двина мелкая для яхты с такой осадкой, да и отлив. 

Все члены экипажа, кроме капитана, выстраиваются по левому борту и стоя начинают равномерно раскачивать лодку, толкаются от борта, чтобы выбить ее с банки. 

– Р-р-раз! Р-р-раз! – слышно издалека их дружное рвение. 

На других яхтах приободрились: повезло, есть шансы уйти в отрыв от главного конкурента! Но тут две лодки едва не врезаются друг в друга на злосчастном повороте, все же избегая столкновения. 

– Протест! – повторяют те, кто прав. Так они больше пугают соперника. На самом деле протесты после гонки подают нечасто. Лишь тогда, когда ситуация после финиша откровенно выигрышная и можно существенно улучшить свои позиции в зачете. 

Escapade по-прежнему на мели. Пока впереди «Ропак». 

– Что вы чувствуете? – кричим через борт капитану.

– Жажду мести! – отвечают нам. 

Позавидовал бы сам Айвазовский

Северодвинцам все же удается вернуть яхту в гонку. Они уже мчатся наверстывать упущенные время и метры, потихоньку подбираясь к соперникам. 

«Ропак», «Мустанг» и «Шанс» вроде бы парус в парус идут по дистанции. Но вот у «Шанса» появляется шанс: он ловит сильный ветер, галс становится круче, и яхта обходит соперников. Но и у Escapade – период везения.

– Здесь больше пространства, ветер задувает в паруса сильнее. Могут подобраться и финишировать не последними. Тем более что обтекаемость у лодки хорошая, – предполагает Дмитрий Васильев. 

Когда яхты преодолели уже треть дистанции, неожиданно потемнело. Сверху гоночный участок реки накрывает тяжелая и низкая свинцовая туча. Ее края, что в стороне, противоположной городу, остаются сиять, пробиваемые солнцем. От поверхности воды, серебрясь, с шумом отскакивают крупные капли. За стеной дождя яхты видны как в тумане. Такому пейзажу позавидовал бы сам Айвазовский. Впрочем, шторм утихает так же быстро, как и начался. 

За это время «Мустанг» вырвался вперед, а «Ропак» отстает. 

Военная хитрость досталась от предков

Ветер, замечают спортсмены, после бури поменялся на сто восемьдесят градусов и задул с севера, со стороны города. Теперь уже «Командор», бывший на вторых ролях, не зевает: он в зоне попутного ветра, самое время ставить гинакер – большой пузатый парус, который поймает больше ветра и даст больше скорости. 

– Он теперь «Ропака» объедет как стоячего, – профессионально отмечает Дмитрий. 

И действительно, яхта выходит на передовые позиции. 

Половина дистанции позади. Перед поворотом у буя все ставят стаксель – так удобнее идти против ветра. «Мустанг» все еще лидер, «Командор» второй. За ними держится «Шанс». А прыткая Escapade, вытащившая себя с мели, уже на пятой позиции. 

Всю вторую половину гонки на реке по-летнему солнечно. Проезжаем Гостиный двор. Как раз недалеко от того места, где северодвинская лодка выскочила на «банку». 

– Здесь глубина. А чуть подальше в свое время навозили камней. Иностранные захватчики, подходя к крепости, думали, что глубина нормальная, а на самом деле садились на мель. И наши из пушек их быстренько расстреливали. Такая вот военная хитрость, – рассказывает капитан нашей яхты. 

Увели удачу из-под носа

Участники регаты пока идут в том же порядке, одним галсом. Но скоро их снова поджидает смена условий: ветер ближе к финишу пропадает. 

– Белая полоска на воде предупреждает об этом. Плюс идет прилив. Иногда яхты могут стоять перед самым финишем по два-три часа, бросив якорь, чтобы их не сносило от финиша. Якорем пользоваться можно, двигателем – нельзя, – объясняет Дмитрий Васильев. 

Капитан Escapade за две сотни метров перед финишем принимает решение поднять гинакер. На таком коротком участке, чтобы ускориться и обойти «Мустанга», нужно делать это быстро. Ловкость рук демонстрируют северодвинские яхтсмены, и вот уже яхты поравнялись, вот Escapade на полкорпуса, на корпус впереди! 

Юнга с «Мустанга» отчаянно скребет мачту и дует в паруса, но Эол, похоже, сегодня не на их стороне. 

– Ур-р-ра-а-а-а! – протяжно кричат, вскидывая вверх руки, члены экипажа Escapade. 

Они оправдали название свой яхты, которое можно перевести как «авантюра» и «дерзкая, вызывающая выходка», вырвав победу прямо из-под носа «Мустанга». Тот предварительно второй, «Шанс» – третий. 

– После старта увлеклись, в пылу гонки не заметили мель. Вообще-то мы не позволяем себе расслабляться. Поэтому тут же стали исправлять ситуацию. Цель на любом этапе – прийти первыми. В этом помогает слаженная работа экипажа, – рассказал после финиша капитан Escapade Сергей Воронин. 

– Это была, пожалуй, самая интересная гонка регаты! Мы предполагали, что Escapade со старта начнет отрываться, ведь у нее большой запас скорости. То, что лодка села на мель, пожалуй, везение. Перед нами были хорошие гонщики на «Шансе» и «Ропаке», поэтому мы рады предварительному второму месту, – подытожил впечатления рулевой «Мустанга» Роман Сивцов. 

Портовые гонки со стартом у кузнечевского моста – новшество 41-й Соловецкой регаты

Поделиться
10083