14 июня 2016

День борьбы с незаконной рекламой

Алексей Новиков

Первое июня 2016 года запомнится архангелогородцам не только как День защиты детей или как первый день короткого северного лета. Ровно в 6 часов утра в столице Поморья началась настоящая спецоперация по тотальной зачистке города от незаконно установленных рекламных конструкций. «Первый удар» был нанесен по перетяжкам на Троицком проспекте, концертным афишам на заборе у театра драмы и нелепым металлическим рекламным конструкциям на кольце около здания бывшей швейной фабрики.

Почувствовав «вкус победы», городские власти при поддержке представителя прокуратуры торжественно пообещали перед телекамерами довести начатое дело до конца и избавить архангелогородцев от чрезмерно навязчивой рекламы. Совершенно очевидно, что одномоментно чистота и порядок на городских улицах не наступят. Однако в том, что приводить город в порядок необходимо, ни у кого сомнений не возникает.

Врасплох не застали

Судя по всему, информация о том, что муниципальные власти перестали шутить с «незаконными рекламщиками», распространилась по городу очень быстро. Иначе как можно объяснить тот интересный факт, что еще накануне один из главных проспектов «украшали» более 10 перетяжек, приглашая покупать различные товары в расположенных неподалеку торговых центрах, а к шести часам утра от них остались только стальные тросы.

Стоит отметить, что «бизнес на перетяжках» всегда был, что называется, теневым даже по сравнению с другими рекламными конструкциями. Несколько лет тому назад владельцев огромных билбордов обязали размещать на них наименование компании-оператора и контактную информацию. А поскольку перетяжки не были официально разрешены и места под них муниципалитетом не согласовывались, то и информация о том, кто является владельцем конструкции, оставалась «секретом Полишинеля» – все догадывались об этом, не называя точных имен. До поры это устраивало и предприимчивых рекламо-

распространителей, которые получали «чистый» доход и не платили с него налоги, и рекламодателей, которым это удовольствие обходилось чуть дешевле, чем на билбордах (в среднем около 15 тысяч рублей ежемесячно). Впрочем, закончилось все как в той известной поговорке «сколько веревочке ни виться….» – рекламодателям отдали назад их перетяжки, а потраченные деньги списали на форс-мажорные обстоятельства. В общем, «на войне – как на войне»…

Закон суров, но он закон

Представители городской администрации уточнили, что они выполняют решения майской сессии городской Думы. Напомним, что после достаточно продолжительных и острых дискуссий депутаты все-таки утвердили новые Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в Архангельске. «Вне закона» оказалась практически вся наружная реклама, за исключением щитов-билбордов: растяжки над проезжей частью, бесхозные штендеры, указатели и иные формы выражения креативной рекламной мысли. Принципиально важно, что законодатели существенно упростили процедуру демонтажа рекламных конструкций. Если раньше без судебного решения сделать это было нельзя, то теперь собственник рекламной конструкции должен демонтировать ее в течение месяца со дня выдачи муниципалитетом соответствующего предписания. Не убрал – конструкция будет демонтирована силами коммунальных служб, и решения суда ждать не придется.

Как отметила директор департамента градостроительства – главный архитектор Архангельска Александра Юницына, с начала текущего года администрация выдала уже около 200 предписаний о демонтаже незаконно установленных конструкций, но только 67 процентов собственников оказались законопослушными.

– Реакции владельцев остальных конструкций не последовало, значит, их можно считать бесхозными, и мы имеем полное право их снести, – рассказала Александра Николаевна. – Впредь мы будем делать то же самое со всеми конструкциями, которые установлены без разрешения.

По ее словам, демонтажом незаконных рекламных конструкций в ближайшее время займутся администрации округов, и в каждом из них работы предстоит сделать немало.

Косвенно тот факт, что принятие Правил размещения рекламы было далеко не простым и затянулось на несколько лет (причем в масштабах всей страны), подтвердила представитель городской прокуратуры.

– Рекламные конструкции в виде растяжек незаконны и не соответствуют требованиям федерального закона о рекламе. С 1 марта 2016 года использование рекламных конструкций должно соответствовать требованиям ГОСТа 2003 года, – пояснила помощник прокурора Архангельска Анастасия Здрецова.

Не перетяжками едиными…

Кстати, о рекламных конструкциях, размещенных вдоль спуска с железнодорожного моста до пересечения с проспектом Обводный канал. Именно это место чаще всего называют горожане, когда вспоминают о том, где наружная реклама выглядит особенно навязчиво. Вот уже в течение нескольких лет на этом месте некие предприниматели пытаются размещать (разумеется, не бесплатно) коммерческую рекламу, но разрешения на эту деятельность городские власти им не давали. Сегодня там установлена довольно крепкая конструкция на 11 рекламных мест. По данным сайта компании-оператора, «стоимость аренды модуля 5х2 м снижается до 6000 руб./ мес.».

Мы попытались выяснить ситуацию о том, почему крупнейшая транспортная компания России РЖД нарушает требования законодательства. Из отдела имущественных отношений Архангельского отделения СЖД нас сразу же перенаправили в специально уполномоченное «железнодорожное рекламное агентство» в Ярославле. Его представитель практически сразу признал, что на данный момент разрешения на размещение рекламных конструкций действительно нет. По его словам, документы для подачи в администрацию города уже готовятся и будут сделаны «в самое ближайшее время». Вопрос о том, почему это не было сделано раньше, и о том, не постигнет ли рекламодателей «у моста» участь тех, кто рекламировался на перетяжках на Троицком проспекте, остался без ответа…

Совершенно очевидно, что снятые во время первого рейда около десятка конструкций для подвеса перетяжек, несколько афиш и «самопальных» рекламных конструкций – это всего лишь малая часть того, что должно быть убрано с улиц и тротуаров Архангельска, самая настоящая капля в море. Главное, чтобы у городских властей и руководства округов хватило на это политической воли и данная работа приобрела по-настоящему системный характер, а не осталась лишь пиар-акцией. Ведь те же самые перетяжки ранее уже запрещали, но через какое-то время они вновь появились на центральных улицах.

Комментарий

Дмитрий Акишев, депутат городской Думы:

– Наверное, принятые депутатами новые Правила размещения наружной рекламы в чем-то и не идеальны. Возможно, ряд положений может показаться спорным, но это живой документ, по которому уже вполне можно работать.

Хотелось бы отметить, что «жесткая» часть новых Правил размещения рекламы, связанная с материальными наказаниями для нерадивых операторов наружной рекламы, вступит в действие через год. Депутаты специально дали рекламному сообществу год в качестве «переходного периода» для того, чтобы привести город в цивилизованный вид и найти необходимые компромиссы. Мы понимаем, что малому бизнесу придется нести дополнительные издержки и проводить согласования на размещение рекламы в установленной форме. И мы надеемся, что общими усилиями мы сможем привести наш город в порядок.

День борьбы с незаконной рекламой

Первое июня 2016 года запомнится архангелогородцам не только как День защиты детей или как первый день короткого северного лета. Ровно в 6 часов утра в столице Поморья началась настоящая спецоперация по тотальной зачистке города от незаконно установленных рекламных конструкций. «Первый удар» был нанесен по перетяжкам на Троицком проспекте, концертным афишам на заборе у театра драмы и нелепым металлическим рекламным конструкциям на кольце около здания бывшей швейной фабрики.

Почувствовав «вкус победы», городские власти при поддержке представителя прокуратуры торжественно пообещали перед телекамерами довести начатое дело до конца и избавить архангелогородцев от чрезмерно навязчивой рекламы. Совершенно очевидно, что одномоментно чистота и порядок на городских улицах не наступят. Однако в том, что приводить город в порядок необходимо, ни у кого сомнений не возникает.

Врасплох не застали

Судя по всему, информация о том, что муниципальные власти перестали шутить с «незаконными рекламщиками», распространилась по городу очень быстро. Иначе как можно объяснить тот интересный факт, что еще накануне один из главных проспектов «украшали» более 10 перетяжек, приглашая покупать различные товары в расположенных неподалеку торговых центрах, а к шести часам утра от них остались только стальные тросы.

Стоит отметить, что «бизнес на перетяжках» всегда был, что называется, теневым даже по сравнению с другими рекламными конструкциями. Несколько лет тому назад владельцев огромных билбордов обязали размещать на них наименование компании-оператора и контактную информацию. А поскольку перетяжки не были официально разрешены и места под них муниципалитетом не согласовывались, то и информация о том, кто является владельцем конструкции, оставалась «секретом Полишинеля» – все догадывались об этом, не называя точных имен. До поры это устраивало и предприимчивых рекламо-

распространителей, которые получали «чистый» доход и не платили с него налоги, и рекламодателей, которым это удовольствие обходилось чуть дешевле, чем на билбордах (в среднем около 15 тысяч рублей ежемесячно). Впрочем, закончилось все как в той известной поговорке «сколько веревочке ни виться….» – рекламодателям отдали назад их перетяжки, а потраченные деньги списали на форс-мажорные обстоятельства. В общем, «на войне – как на войне»…

Закон суров, но он закон

Представители городской администрации уточнили, что они выполняют решения майской сессии городской Думы. Напомним, что после достаточно продолжительных и острых дискуссий депутаты все-таки утвердили новые Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в Архангельске. «Вне закона» оказалась практически вся наружная реклама, за исключением щитов-билбордов: растяжки над проезжей частью, бесхозные штендеры, указатели и иные формы выражения креативной рекламной мысли. Принципиально важно, что законодатели существенно упростили процедуру демонтажа рекламных конструкций. Если раньше без судебного решения сделать это было нельзя, то теперь собственник рекламной конструкции должен демонтировать ее в течение месяца со дня выдачи муниципалитетом соответствующего предписания. Не убрал – конструкция будет демонтирована силами коммунальных служб, и решения суда ждать не придется.

Как отметила директор департамента градостроительства – главный архитектор Архангельска Александра Юницына, с начала текущего года администрация выдала уже около 200 предписаний о демонтаже незаконно установленных конструкций, но только 67 процентов собственников оказались законопослушными.

– Реакции владельцев остальных конструкций не последовало, значит, их можно считать бесхозными, и мы имеем полное право их снести, – рассказала Александра Николаевна. – Впредь мы будем делать то же самое со всеми конструкциями, которые установлены без разрешения.

По ее словам, демонтажом незаконных рекламных конструкций в ближайшее время займутся администрации округов, и в каждом из них работы предстоит сделать немало.

Косвенно тот факт, что принятие Правил размещения рекламы было далеко не простым и затянулось на несколько лет (причем в масштабах всей страны), подтвердила представитель городской прокуратуры.

– Рекламные конструкции в виде растяжек незаконны и не соответствуют требованиям федерального закона о рекламе. С 1 марта 2016 года использование рекламных конструкций должно соответствовать требованиям ГОСТа 2003 года, – пояснила помощник прокурора Архангельска Анастасия Здрецова.

Не перетяжками едиными…

Кстати, о рекламных конструкциях, размещенных вдоль спуска с железнодорожного моста до пересечения с проспектом Обводный канал. Именно это место чаще всего называют горожане, когда вспоминают о том, где наружная реклама выглядит особенно навязчиво. Вот уже в течение нескольких лет на этом месте некие предприниматели пытаются размещать (разумеется, не бесплатно) коммерческую рекламу, но разрешения на эту деятельность городские власти им не давали. Сегодня там установлена довольно крепкая конструкция на 11 рекламных мест. По данным сайта компании-оператора, «стоимость аренды модуля 5х2 м снижается до 6000 руб./ мес.».

Мы попытались выяснить ситуацию о том, почему крупнейшая транспортная компания России РЖД нарушает требования законодательства. Из отдела имущественных отношений Архангельского отделения СЖД нас сразу же перенаправили в специально уполномоченное «железнодорожное рекламное агентство» в Ярославле. Его представитель практически сразу признал, что на данный момент разрешения на размещение рекламных конструкций действительно нет. По его словам, документы для подачи в администрацию города уже готовятся и будут сделаны «в самое ближайшее время». Вопрос о том, почему это не было сделано раньше, и о том, не постигнет ли рекламодателей «у моста» участь тех, кто рекламировался на перетяжках на Троицком проспекте, остался без ответа…

Совершенно очевидно, что снятые во время первого рейда около десятка конструкций для подвеса перетяжек, несколько афиш и «самопальных» рекламных конструкций – это всего лишь малая часть того, что должно быть убрано с улиц и тротуаров Архангельска, самая настоящая капля в море. Главное, чтобы у городских властей и руководства округов хватило на это политической воли и данная работа приобрела по-настоящему системный характер, а не осталась лишь пиар-акцией. Ведь те же самые перетяжки ранее уже запрещали, но через какое-то время они вновь появились на центральных улицах.

Комментарий

Дмитрий Акишев, депутат городской Думы:

– Наверное, принятые депутатами новые Правила размещения наружной рекламы в чем-то и не идеальны. Возможно, ряд положений может показаться спорным, но это живой документ, по которому уже вполне можно работать.

Хотелось бы отметить, что «жесткая» часть новых Правил размещения рекламы, связанная с материальными наказаниями для нерадивых операторов наружной рекламы, вступит в действие через год. Депутаты специально дали рекламному сообществу год в качестве «переходного периода» для того, чтобы привести город в цивилизованный вид и найти необходимые компромиссы. Мы понимаем, что малому бизнесу придется нести дополнительные издержки и проводить согласования на размещение рекламы в установленной форме. И мы надеемся, что общими усилиями мы сможем привести наш город в порядок.

Поделиться
14925