20 февраля 2014

Дело в личности

Все началось с карандаша

А начиналась она с блокнота и карандаша, с которыми в 70–80-е годы прошлого столетия молодой ученый оправлялась по деревням Архангельской области. Чаще всего, вспоминает, ей встречались там пожилые женщины, одиноко коротающие свой век в родовых старинных домах. 

– Не раз они называли меня «сугревушкой», не раз парили в «баенке», сколько раз на «печь-матушку» укладывали и много памятных слов долгими вечерами «сказывливали». 

А сколько добра хранилось в их сундуках и коробах! Еще в обиходе были прялки и ткацкие станки, находились и те, кто «для памяти», «для внуков» плел из бересты, резал по дереву, мастерил корзины из дранки и ивы… Большинство народных ремесел и традиций сохранялись благодаря одному такому увлеченному человеку. 

У Нины Анатольевны о каждом есть своя история. Феофан Лодыгин мастерил шенкурских пав – щепных диковинных птиц на высоких ногах с коронами на голове, Михаил Варварский из плесецкого Конево – деревянные шаркунки, от 24 до 216 деталей! У пинежанки Александры Верещагиной сама Колотилова спала на повети и тканые полотенца покупала. Любава Панчина из поморской Возгоры прямо на ходу рифмы складывала и уверяла, что «у нас многие раньше стихи водили, в той деревне Яков Антонов – второй Пушкин». Глафира Антонова по прозвищу Холодная до снега с короткими рукавами платья носила, она и многолетний календарь погоды вела, и глиной лечила, и сама в море за рыбой ходила. Лешуконка Анна Кошунина сочиняла песни за лепкой козуль… 

От ядреной говори аж зубы заламывает

Перелистывая книгу, рассматриваешь фотографии, читаешь – как будто прикасаешься губами к чистой, холодной воде родника и осторожно пьешь ее, аж зубы заламывает. От ядреной северной говори, от встающих перед тобой образов людей-тружеников. 

– Если день без работы, дак и тяжело, – говорит берестянщик и бондарь Александр Тюкин из Вельска. – У меня такой характер – дело в личности. Наша порода по отцу была в славе по работе.

Счастье, что Филева еще успела их «захватить» и «зафиксировать», они уже и тогда были редкостью, а сейчас днем с огнем не сыщешь… А у нее до сих пор перед глазами стоят миски с вареной семгой в поморской Мегре, яркие лоскутные одеяла, что сушились на изгородях перед каждым домом в каргопольском Хотенове, ладные туески Мартына Фатьянова… Уходящая эпоха. 

– Очень хочется, – заметила Нина Анатольевна, – чтобы книга попала в те деревни к этим людям или их потомкам. Жизнь ее героев на исходе лет была радостной и творческой – заказы музеев, выставки, поездки на фестивали, встречи с учениками. Они успели сделать нам, городским, прививку традиций, передать часть этого светлого мира. 

Остается добавить, что вышла книга во многом благодаря личной заинтересованности директора издательства «Правда Севера» Екатерины Симоновой, а музей «Малые Корелы» собирается устроить в Коммерческом собрании (Марфин дом) серию выставок по ее материалам.

Дело в личности

– Не раз они называли меня «сугревушкой», не раз парили в «баенке», сколько раз на «печь-матушку» укладывали и много памятных слов долгими вечерами «сказывливали». 

А сколько добра хранилось в их сундуках и коробах! Еще в обиходе были прялки и ткацкие станки, находились и те, кто «для памяти», «для внуков» плел из бересты, резал по дереву, мастерил корзины из дранки и ивы… Большинство народных ремесел и традиций сохранялись благодаря одному такому увлеченному человеку. 

У Нины Анатольевны о каждом есть своя история. Феофан Лодыгин мастерил шенкурских пав – щепных диковинных птиц на высоких ногах с коронами на голове, Михаил Варварский из плесецкого Конево – деревянные шаркунки, от 24 до 216 деталей! У пинежанки Александры Верещагиной сама Колотилова спала на повети и тканые полотенца покупала. Любава Панчина из поморской Возгоры прямо на ходу рифмы складывала и уверяла, что «у нас многие раньше стихи водили, в той деревне Яков Антонов – второй Пушкин». Глафира Антонова по прозвищу Холодная до снега с короткими рукавами платья носила, она и многолетний календарь погоды вела, и глиной лечила, и сама в море за рыбой ходила. Лешуконка Анна Кошунина сочиняла песни за лепкой козуль… 

От ядреной говори аж зубы заламывает

Перелистывая книгу, рассматриваешь фотографии, читаешь – как будто прикасаешься губами к чистой, холодной воде родника и осторожно пьешь ее, аж зубы заламывает. От ядреной северной говори, от встающих перед тобой образов людей-тружеников. 

– Если день без работы, дак и тяжело, – говорит берестянщик и бондарь Александр Тюкин из Вельска. – У меня такой характер – дело в личности. Наша порода по отцу была в славе по работе.

Счастье, что Филева еще успела их «захватить» и «зафиксировать», они уже и тогда были редкостью, а сейчас днем с огнем не сыщешь… А у нее до сих пор перед глазами стоят миски с вареной семгой в поморской Мегре, яркие лоскутные одеяла, что сушились на изгородях перед каждым домом в каргопольском Хотенове, ладные туески Мартына Фатьянова… Уходящая эпоха. 

– Очень хочется, – заметила Нина Анатольевна, – чтобы книга попала в те деревни к этим людям или их потомкам. Жизнь ее героев на исходе лет была радостной и творческой – заказы музеев, выставки, поездки на фестивали, встречи с учениками. Они успели сделать нам, городским, прививку традиций, передать часть этого светлого мира. 

Остается добавить, что вышла книга во многом благодаря личной заинтересованности директора издательства «Правда Севера» Екатерины Симоновой, а музей «Малые Корелы» собирается устроить в Коммерческом собрании (Марфин дом) серию выставок по ее материалам.

Поделиться
141