Юрий Лукин: станет ли Архангельск на 200 лет старше?

В обществе и научной среде с новой силой разгорелись дискуссии об истинном возрасте столицы Поморья. Профессор Юрий Лукин предложил скорректировать дату основания Архангельска с привычного 1584 года на более раннюю – 1388-й. Мы расспросили об аргументах и фактах, которые легли в основу его исследований.

Стоит отметить, что данную тему Юрий Федорович начал изучать еще в 1967 году, будучи студентом второго курса историко-филологического факультета Архангельского государственного педагогического института. Занимаясь подготовкой курсовой работы под руководством Георгия Георгиевича Фруменкова, пытливый студент много времени провел в библиотеке имени Добролюбова, где ознакомился с большим количеством исторических документов. Тема эта настолько заинтересовала Юрия Лукина, что тетради со студенческими записями хранятся у него дома до сих пор и используются уже более 50 лет.

– Всему свое время, – полагает профессор Лукин. – Хочется надеяться, что пришла пора собирать камни, время говорить правдиво об истории родного города и не врать, подрывая доверие горожан к власти и науке.

Официальная версия: неточности и противоречия

Совершенно очевидно, что необходимость создания города в устье Северной Двины исторически возникла для обеспечения безопасности международных торговых путей через Белое море и Двину. Согласно общепринятой официальной версии долгое время датой основания Архангельска считался 1584 год. По мнению профессора Лукина, в известных летописных источниках «Двинском летописце», «Холмогорской летописи», «Двинской летописи», «Древней российской Вивлиофике» проявлялось незнание или умалчивание первоисточников, искажалось время приезда воевод. Дату «1584 год» повторил даже известный архангельский историк Василий Крестинин. Эта же цифра опубликована и сегодня на сайте администрации Архангельска в качестве «точки отсчета» создания города.

Примечательно, что в 1984 году, когда на высшем партийно-государственном уровне было решено торжественно отметить 400-летие со дня образования Архангельска, увидело свет исследование еще одного архангельского историка Анатолия Александровича Куратова. К сожалению, данная работа в то время не получила должного отклика – очевидно, власти и общественности было удобнее и приятнее отметить круглую дату, чем заниматься научными спорами. Тем не менее исторические документы, приведенные автором в той брошюре, так и не были никем опровергнуты.

В качестве основных документов профессор Куратов приводил архивную фотокопию царской грамоты от 4 марта 1583 года (оригинал ее не сохранился, к сожалению), а также документальные свидетельства, что московские воеводы были здесь не в течение одного года, как это принято считать официально, а целых три – с 1582 по 1584-й.

Царская грамота

Мартовская грамота царя Ивана IV предписывала двинским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу Залешанину-Волохову в кратчайший срок построить на мысе Пур-Наволок деревянную крепость для защиты от врагов, которую в те далекие от нас времена и называли «городом». До этого царь давал воеводам указание заняться строительством новой крепости на Двине. Воеводы после приезда на Север должны были приготовить «роспись» (по-нашему – смету), чертеж будущей крепости и отправить все это царю на согласование. И уже потом в логической цепочке появляется место для той самой «мартовской» грамоты. Трудно представить даже мысленно, что воеводы в те суровые времена могли не выполнить повеления грозного царя. Они начали строить сразу же «часа того, наспех».

Строительство деревянной стены вокруг монастыря, по мнению Ю. Ф. Лукина, велось весь 1583 год. О «новом городе», как уже о существующем, упоминается в документах в связи с миссией царского посланника З. М. Болтина в августе 1583 года, который должен был встретить в Холмогорах английского посла Е. Боуса, а затем «ехати в Новогородок», чтобы высказать воеводам опальное слово царя за задержку посла.

Кроме того, факт строительства деревянной крепостной стены вокруг монастыря в 1583 году подтверждается исследованиями еще одного архангельского историка – Алексея Германовича Гемпа, бывшего в 50-е годы прошлого века деканом исторического факультета. В найденной им в ГААО архивной грамоте, датированной июнем 1584 года, воевода Залешанин-Волохов, готовясь к отъезду, отписал свой двор со всеми постройками в дар Михайло-Архангельскому монастырю.

Время, назад!

Главным аргументом в пользу своей идеи взять за дату основания Архангельска именно 1388 год профессор Лукин считает появление первых людей, социума на месте будущего города, кем бы они не были: монахами или крестьянами, торговыми людьми или моряками…

Одним из ранних документов о начале истории Архангельска является Благословенная грамота новгородского владыки Иоанна, в которой фигурирует архангельский игумен Лука. Данный документ заверен свинцовой архиерейской печатью, но никаких дат в нем не упоминается.

Чтобы добиться истины, известные ученые П. М. Строев (1796–1876), А. А. Шахматов (1864–1920), В. Г. Миронова (1943–2002) сопоставили периоды правления Иоанна (а в российской истории в период с XII по XIV век остались имена трех «одноименных» архиереев), даты игуменства Луки и монастырских старост. Совпал только Иоанн III (1388–1414), при этом в XIV веке в монастыре был игуменом только один Лука. Академик П. М. Строев считал, что пост игумена Лука занимал с 1388 по 1400 год. Его можно считать первым легитимным правителем Михайло-Архангельского монастыря и законным основателем Архангельска. Это, выражаясь современным языком, игумен-градоначальник, совмещающий одновременно должности игумена православной обители и «первого мэра» Архангельского града – того давнего маленького монастырского поселения людей в устье Северной Двины, – убежден профессор Лукин.

В качестве подтверждения правоты своих слов профессор приводит три купчие, которые свидетельствуют о фактах приобретения монастырем и его игуменом участков земли у крестьян (примечательно, что эти документы ранее не были опубликованы в СМИ).

– Здесь очень важно отметить, – считает Юрий Лукин, что, анализируя эти и другие купчие, никто из историков не подвергает даже малейшему сомнению хронологическое первенство игуменства Луки. Есть обоснованные предположения, что монастырь на Пур-Наволоке появился еще раньше. Например, историки Николай Карамзин и Василий Крестинин относили время основания обители к XII веку. Если далее вести речь о дате основания самого монастыря, то читателям, надеюсь, будет интересно узнать мнение академика В. Л. Янина (1929–2020). В работе «Новгородские акты XII–XV вв.: Хронологический комментарий» он писал о колебаниях летописца в датировании события между 1387/88 и 1388/89 гг. Сам ученый предпочел тогда 1388/89 г. Почему указано два года? Летописное 6896 лето от сотворения мира соотносится с мартом-декабрем 1388 года и январем-февралем 1389 года по юлианскому календарю.

Во втором томе «Арктической энциклопедии», ответственным редактором которой был профессор Лукин, говорится: «Архангельск – город, основанный на мысе Пур-Наволок в устье Северной Двины в 1388–1389 гг. как Михайло-Архангельский монастырь», что согласуется с датировкой академика В. Л. Янина, не противоречит дате основания православной обители в 6896 лето.

Страна монастырей

О том, как велико было в России того времени влияние и значение монастырей, осталось немало исторических свидетельств. Так, например, Джайлс Флетчер, английский поэт и дипломат, посетивший Россию в царствование Федора Ивановича, называл ее страной монастырей с бесчисленным множеством монахов.

В начале двадцатого века академик М. К. Любавский в книге «Историческая география России в связи с колонизацией» отмечал, что «…монастырям обязаны своим возникновением города: Тихвин, Кириллов, Череповец в Новгородской губернии, Юхнов в Смоленской, Жиздра в Калужской, Воскресенск и Сергиев Посад в Московской губернии, Ковров и Покров во Владимирской, Макарьев в Нижегородской, Варнавин и Макарьев в Костромской губернии, наконец, около монастыря же возник и Архангельск».

Ради исторической правды нужно сказать, что не все монастырские поселения трансформировались впоследствии в городские поселения. Антониево-Сийский монастырь основан в 1520 году, имел крупнейший архив, богатую библиотеку. Но при этом никогда не назывался в своей истории «городом», и таких примеров множество.

Николо-Корельский монастырь основан в начале XV столетия. С 1920 года в нем была колония для детей, потом коммуна «Искра». В 1936 году началось строительство судоверфи. В 1938-м основан город Молотовск, с 1957 года переименован в Северодвинск.

Непосредственно с монастыря начинал свою историю город Вологда, где признанной официально датой основания считается приход одного монаха Герасима в 1147 году и основание им Троице-Герасимовского монастыря.

На официальном сайте администрации Сергиево-Посадского городского округа сообщается:

«История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков насыщенной яркими событиями жизни. Начав свое существование в 40-х годах XIV века в глухом заповедном лесу, обитель Сергия Радонежского переросла в лавру, а затем объединила вокруг себя слободы и поселения, став в 1782 году по Указу Екатерины II городом Сергиевским Посадом».

Отсель грозить мы будем «мурманам»

Очень значимый аргумент в пользу пересмотра официального возраста нашего города, как считает Юрий Лукин, заключается в анализе важного исторического события, описанного в Новгородской первой летописи.

Там, в частности, сообщается, что в лето 6927 (1419 год) «…пришедши Мурмане воиною, в 500 человек, в бусах и в шнеках, и повоеваша в Варгузе погост Корельский, и в земли Заволочской погосты: в Неноксе, в Корельском манастырь святого Николы, Конечныи погостъ, Яковлю курью, Ондреяновъ берег, Киг остров, Кяр остров, Михаилов манастырь, Чиглоним, Хечинима; 3 церкви сожгли, а христиан и черноризец посекли, а Завлочане шнеки Мурман избиша, а иныи избегоша на море».

Только дойдя до Михайло-Архангельского монастыря на правовом берегу Северной Двины (мыс Пур-Наволок), «мурмане» получили достойный отпор: «двѣ шнеки Мурманъ избиша, а инии избѣгоша на море». В этом бою, вероятно, погиб игумен Михайло-Архангельского монастыря. Летописное упоминание Кегострова, Цигломени позволило этим современным частям Архангельска определить свой древний возраст – более 600 лет. В итоге возникла абсурдная, несуразная ситуация: Кегостров, Цигломень, упомянутые в 1419 году, а также Соломбальская деревня древнее, чем сам Архангельск.

Может ли сегодня какая-то часть современного Архангельска вполне доказательно и легитимно быть древнее его самого? Или, образно говоря, тело города оказалось древнее, чем голова…

Город – это живой организм

Говоря о динамике исторического развития нашего города, профессор Лукин уверен, что в разное время Архангельск имел разные задачи и в зависимости от этого успел побывать городом-монастырем, городом-крепостью, городом-портом. Жизнедеятельность города представляет собою бесконечный, вполне естественный и объективный исторический процесс изменений во времени и пространстве во всех сферах жизни общества.

Об этом же в свое время написал в первом томе «Поморской энциклопедии» – «История Архангельского севера» профессор А. А. Куратов. Он разделил историю Архангельска на шесть хронологических периодов:

  1. Конец XIV века – монастырское поселение.
  2. 1584–1613 гг. – становление международного морского порта.
  3. 1613 год – начало XVIII века – главный морской порт России, с каменными Гостиными дворами (1668–1684 гг.).
  4. Начало XVIII века – 1862 год – административный центр Архангелогородской (позднее Архангельской) губернии; оформление «трех частей» города; деятельность Соломбальской верфи, архангельского адмиралтейства; военный порт (до 1862 г.); градостроительство по плану 01.04.1794.
  5. 1863–1917 гг. с двумя этапами: закат парусного мореходства и кораблестроения (1863–1890 гг.) и развитие пароходного судостроения и судовождения (1890–1917 гг.). Торгово-промышленный центр, развитие лесоэкспорта.
  6. C 1917 года – современный Архангельск.

Профессор Куратов однозначно выделял в хронологической динамике развития Архангельска первым именно монастырское поселение, а не деревянную военную крепость. Строительные работы объективно велись в Архангельске не только в 1582–1583 годах, а также в 1584–1587 годах, но и продолжались в XVII–XX веках, вплоть до настоящего времени.

Важно осмыслить, что Архангельск, его пространственная, экономическая и социокультурная среда, его лики (образ, вид, ипостась) не появляются одномоментно, «однем годом». Архангельск как город-социум (население), его пространственная, экономическая и культурная среда жизнедеятельности людей постоянно изменяются, строятся, модернизируются, развиваются во времени уже на протяжении 632 лет. Неоднократно изменялся во времени сам статус Архангельска. Такая динамика городской жизни воспринимается и осознается, к сожалению, далеко не всеми.

Что мешает городу стать старше?

– Датировку основания Архангельска 1583 годом, исходя из устаревшего исторического концепта «город как военная крепость», также как и «1584 год», сегодня нелегитимно считать временем основания Архангельска, – подчеркивает профессор Лукин.

По мнению ученого, сложности для изменения официальной даты основания возникают в основном из-за восприятия общественным мнением, государственными и муниципальными органами власти и управления давно устаревшего концепта «город».

Вот такой удивительный для понимания консерватизм. Объясняется, видимо, это тем, что длительное время во всеобщей и отечественной истории городом считалось поселение, обнесенное стеной. По существу мало чем отличавшееся от деревни, кроме наличия укреплений для обеспечения безопасности. Архангельский деревянный острог неоднократно горел и просуществовал всего лишь чуть более двух столетий до конца XVIII в., когда окончательно обветшал и разрушился. Рассуждая логически, получается, что если нет Архангельского деревянного острога, то фактически нет и «города» в узком его понимании прежних лет. Соответствующее российской законодательство о городах было составлено впервые только при Екатерине II в 1785 году.

В XXI веке в мире и в нашей стране процессы урбанизации ускоряются. Статус современного города во многом зависит от численности населения и его занятости; трансформации сельской экономики в городскую; развития городской инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговых, морских и других коммуникаций; сохранения культурного наследия. Кстати, понятие «город» в смысле военного объекта, крепости сегодня практически не употребляется. Ультрасовременную, недавно построенную базу Министерства обороны РФ «Арктический трилистник» на острове Земля Александры никто ведь официально не пытается называть городом.

– Архангельску, можно сказать, крупно повезло с его многовековой историей, – убежден профессор Лукин. – Ведь чем древнее город, тем почтительнее и уважительнее отношение к нему. Тем богаче все горожане, имея такой многовековой историко-культурный потенциал. Древними городами чаще интересуются туристы во всем мире.

Алексей Новиков

P. S. Для того чтобы сделать первый шаг по пути уточнения главной исторической даты Архангельска, Юрий Федорович предложил создать «Благотворительный фонд Архангельска», собранные средства которого могут использоваться для реновации устаревших информационных объектов (вывесок, знаков и т. п.) с прежней фейковой датой основания – «1584 год», а также для благоустройства города, инфраструктуры его окраин – Цигломени, Кегострова, Соломбалы, Маймаксы, и для других потребностей города Архангельска. Профессор готов внести и свой посильный денежный вклад в этот фонд.

Комментарий

Елена Кудряшова, ректор САФУ им. М. В. Ломоносова:

– Тема исторического начала Архангельска обсуждается давно. Периодически проходят дискуссии по этому вопросу. Я как историк и преподаватель философии считаю, что корни должны быть глубокими. Благодаря истории наш регион будет вызывать большее уважение на российском и международном уровне. Сегодня дата основания Архангельска – это еще и геополитический вопрос, который позволяет претендовать на лидирующие позиции в Арктике.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 13 марта 2020 г.