Чтобы запомнилось: утверждена символика юбилея Победы

Федеральный оргкомитет по празднованию 75-летия Великой Победы утвердил символику юбилея.

В 2020 году 9 Мая станет, пожалуй, самой значимой датой. Юбилей Великой Победы будет отмечен торжествами и массовыми акциями во всех уголках страны, в Москву на празднование приедут самые смелые лидеры зарубежных стран, на Красной площади пройдёт самый грандиозный за последние годы парад.

У нашей страны уже накоплен опыт в части проведения масштабных мероприятий мирового уровня. Одним из элементов праздника станет его стилистика, которая уже разработана, утверждена федеральным оргкомитетом и недавно была обнародована. Символика юбилея и правила её использования уместились на 30 страницах брендбука. Что же станет символом юбилея?

Брендбук – что в имени твоём?

Начать стоит с того, что английский термин brand book как-то не очень уверенно смотрится на фоне победы Советского Союза над фашизмом. Lend lease ещё куда ни шло, выручили, конечно, в трудную минуту, хотя тоже не бескорыстно. Сейчас эту акцию назвали бы «Танки и самолёты в обмен на золото», которое, кстати, мы ещё десятилетиями после Победы отправляли в США. Но деваться тогда было некуда.

Понятие «символика» – ближе и понятнее, тем более что изначально брендбук разрабатывался для целей развития бизнеса, для более успешного позиционирования бренда (торговой марки). Победу сложно продвигать на рынке и даже не стоит пробовать, потому что это не бренд, а символ, и между этими понятиями – пропасть.

Но в то же время стоит признать, что само понятие «брендбук» максимально точно и ёмко включает в себя весь комплекс работ по разработке и использованию фирменного стиля, содержит подробное описание использования каждого фирменного элемента на различных носителях. А это как раз то, что требуется в данном случае.

Далее – везде

Символика, утвёрждённая оргкомитетом, рекомендуется для использования в оформлении рекламной и сувенирной продукции, телепередач, печатных информационных материалов, праздничного украшения улиц и площадей и так далее. Вместе с тем в качестве примеров показано, как элементы и символы юбилея использовать нельзя.

«Центральным элементом логотипа является графическая стилизация цифры 75. Она составлена из графических элементов – стрелок, обозначающих военные маневры. Подобные красные стрелки использовались на картах генштабов советских войск, а затем обыгрывались в великих военных кинокартинах: «Освобождение», «Они сражались за Родину». Стрелки символизируют динамику боевых действий и продвижение войск, штурмы вражеских позиций. Цветовая схема ассоциируется с красными развевающимися знаменами Победы на фоне белого цвета – цвета весны, чистоты, мира. Логотипу характерны строгость и динамичность, его символика понятна для всех поколений».

К пуговицам вопросов, как говорится, нет. Всё красиво и гармонично. Плавные красные линии действительно ассоциируются со схемами Петсамо-Киркенесской или Львовско-Сандомирской операций Красной армии, с десятью Сталинскими ударами.

И здесь само собой напрашивается сравнение с менее удачным логотипом прошлого юбилея Победы, выполненным в бело-голубых тонах с огромным голубем по центру. Ассоциация тогда получилась менее однозначная. Да и на мавзолее во время парада он смотрелся явно не к месту. Но вот что смутило на этот раз.

На шестой странице брендбука читаем: «на картах генштабов советских войск». Ошибку заметишь не сразу. А в Красной армии, простите, граждане разработчики брендбука, сколько было генеральных штабов? По одному на каждом фронте или всё же поменьше? Может, у каждого ещё и свой бренд был? Вопрос скорее не к дизайнерам, которые действительно сумели разработать простой и говорящий логотип, а к писарям из генштаба оргкомитета, отвечающим за описательную часть брендбука. Ведь эта мелочь в официальном документе будет растиражирована далее везде, уйдёт на цитаты и так и останется в памяти народной. Тем более что документ этот – не проходная статья в газете, а свод символов Великой Победы. Ошибок быть не может в принципе!
Тщательнее надо, товарищи!

И всё же…

И всё же новый символ юбилея оставляет приятное впечатление. Он действительно прост, как всё гениальное, в нём нет ничего лишнего, вычурного или инородного. Он очень эмоционален и создаёт праздничное настроение.

Утверждённая юбилейная символика уже разослана во все органы исполнительной власти и в муниципалитеты. С начала следующего года она начнёт появляться в печати, а затем и на улицах городов, создавая в сознании потомков победителей возвышенный и свящённый образ, сугубо личный и в то же время один на всех – образ Победы!

Губернатор Игорь Орлов:

— Для нас это не просто дата, а большой комплекс работ, который мы начали проводить уже в этом году. Соответствующие планы проведения Года Памяти и Славы, юбилея Победы, разработаны как на региональном уровне, так и в каждом муниципалитете. Предлагаю рассмотреть возможность использования различных форматов, новых решений в проведении традиционных мероприятий, например, пригласить для участия в акции «Бессмертный полк» представителей городов-побратимов Архангельска или организовать колонну полка, которая бы объединила представителей всех районов Архангельской области.