23 октября 2014

Что учебник грядущий нам готовит?

Голубь быстрее самолета

Уже около года депутаты Госдумы спорят о создании единых учебников по истории, русскому языку и литературе. Инициаторы законопроекта говорят о том, что различных учебников у нас сейчас существует огромное множество. Каждый учитель волен преподавать по той программе, по которой ему заблагорассудится, и надо бы все это буйство знаний привести в какое-то единое соответствие. Другая сторона высказывает опасения: а не вернемся ли мы после создания таких пособий в Советский Союз, ограничив учителей, школьников и родителей в выборе получаемых знаний? Есть и другие вопросы. Не будет ли в этом учебнике искажений фактов в угоду политике и банально – ошибок, которые как непреложную истину выучит назубок все молодое поколение нашей страны. Вообще мне всегда было интересно, как, пройдя множество инстанций, проверок, экспертных оценок и заключений, учебник для детей может выйти в свет иногда со смешными, а иногда и с грубейшими фактическими ошибками. Часто своими находками ляпов из учебных пособий в Интернете делятся между собой родители учащихся, которые вместе со своими детьми заново проходят ступени школьного образования. Вот, к примеру, мама ученика третьего класса нашла в учебнике по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой и Г. С. Калиновой (издательский центр «Вентана-граф», Москва) целый список ошибок. Оказывается, толщина атмосферы 1000 километров, хотя на деле за верхнюю границу атмосферы сейчас принята отметка в 120 километров. На изображении компаса восток почему-то находится слева, а голубь умеет доставлять письма быстрее, чем самолет. И это только несколько примеров.

Ошибки – не самое страшное

– Каких-то грубейших ошибок в учебниках по истории в среднем звене так сразу и не вспомню, – поделилась учитель истории и обществознания Катунинской средней общеобразовательной школы Ольга Федоровцева. – Разве что раньше Керенский всегда был эсером, а в новых учебниках его называют трудовиком. Дети спрашивают: что выбирать на ЕГЭ, если такой вопрос попадется? А я даже не знаю, что им ответить. Наверное, выбирать эсера, а потом, если что, писать апелляцию. Тем не менее Ольга Вячеславовна вспоминает, что иногда все-таки подмечала в учебниках, что Екатерину I путали с Екатериной II, ошибались с датами на целые столетия, путали года, особенно часто в истории древнего мира. Более важная проблема, по ее словам, – большие объемы предлагаемого к изучению материала. Например, в шестых классах всеобщую историю она ведет по учебникам Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского. И если раньше у них был только один учебник на год, то теперь два. Прочитывать по девять параграфов к уроку дети не успевают, из-за чего у них пропадает интерес к предмету. Язык изложения тоже не всегда бывает прост и доступен, часто встречается много лишних отступлений. То же самое касается учебников для седьмого и восьмого классов. – Приходится скакать «галопом по Европам», – отметила Ольга Федоровцева. – Для хорошего, качественного изучения предмета и подготовки ребят к экзаменам нам не хватает двух часов. Зато вот к созданию учебника по истории Архангельской области учитель относится положительно. Несколько лет назад для школ обязательным пунктом ввели региональный компонент. Дело хорошее. Правда, преподают его кто во что горазд, потому что учебника по этому предмету не существует в природе.

Комментарии:

Марина Пантелеева, заместитель директора Емецкой средней школы: – Учебники, как мне кажется, – это самая прибыльная статья дохода издательств. Представьте, если хотя бы одно учреждение образования закажет 300 книжек. Причем купить их в магазине сейчас нельзя. Мы оформляем заявку, которую подаем в декабре–январе. Пусть они напечатают их к сентябрю, но в издательстве будут точно знать, что у них эти учебники выкупят. Вообще сейчас учебников и разных учебных программ – море. По моему мнению, лучше бы как-то все это ограничить. Конечно, в большинстве своем учителя пользуются уже обкатанными и проверенными учебниками, но постоянно появляются какие-то новые издания, которые могут расхвалить на курсах для учителей. Мы стараемся, чтобы учебники у нас прослужили года три-четыре как минимум, ведь они все покупаются на государственные деньги. Татьяна,  ученица 11-го класса: – Часто встречаются опечатки в учебниках по математике, постоянно их можно найти в заданных примерах. Дается число с ошибкой, и вроде ты все правильно решил, а с ответами в конце учебника почему-то не сходится. Чуть ли не на каждой самостоятельной мы находим такие ошибки. Например, учебник по математике Мордковича учительница нам сказала просто с собой не приносить, потому что там очень сложным языком все написано. Зато учебники по истории у нас хорошие, авторы А. А. Данилов и Л. Г. Косулина, очень понятно и просто написано. Иногда в разных учебниках по истории даются разные даты, особенно это касается древнейших времен. Может быть, считается, что история не такая уж точная наука, и это не ошибка, наверное, но расхождения серьезные. А как быть на ЕГЭ в таком случае? В учебниках по русскому языку Н. Г. Гальцовой для 10–11 классов видела опечатки в словах, например вместо «капуста» – «каписта», но это незначительно. Примеры: В учебнике «Русский язык 4 класс» Т. Г. Рамзаевой дано такое предложение в тексте для разбора: «Лебеди стадом налетели из холодной страны в теплые земли». В учебнике по русскому языку для 5-го класса С. Г. Бархударова в одном из примеров написано такое предложение: «Над Москвою рАзовеют дали».
Мнения

Довольны ли современными учебниками школьники и их родители?

Елена, мама шестиклассницы: – Иногда я помогаю дочке в учебе, листаю учебники. И замечаю, что язык сложный, и даже сама программа не очень подходит по возрасту – это точно можно сказать про английский язык с четвертого по шестой класс. Если вспомнить мои школьные годы, то учителя раньше были ответственней. В том числе и от них зависит, как строится работа с учебниками. Раньше больше внимания уделялось правописанию, оттачивали выработку хорошего почерка и, конечно, много читали. Современные учебники красочнее, чем наши, но информация в них сложнее для понимания ребенка. Развить любовь к чтению и самообразованию с такой подачей – задача не из легких. Екатерина, жительница города: Екатерина-жительница-города aa161– Мой ребенок учится в 1-м классе. И я, конечно, часто заглядываю в его учебники. Претензий к учебной литературе у меня нет. Может, потому что мы только начали наш школьный путь. Оценивать книги для старшеклассников не берусь, а что касается учебников для начальной школы, в них ничего особенно сложного для понимания я не нашла. Язык доступный, подача простая и оригинальная. Это радует. Наши, советские еще, книжки не были так насыщенны наглядным материалом, да и сам стиль текстов был сухим. Авторы учебников должны помнить, что их адресат – ребенок, и надо увлечь его, чтобы чему-то научить. Ирина Шестакова, мама девятиклассницы: Ирина-Шестакова-мама-девятиклассницы bc5ba– С учебой не помогаю, знаю, что сама все сделает. От других родителей слышу, что программа сложная. Спросила об этом у дочери, она сказала так: «На уроке надо внимательно слушать, а не дурака валять». Чем старше дети, тем больше времени уходит на домашнюю работу. По устным предметам дочь готовится уже в кровати перед сном. Сейчас некоторые учителя настаивают, чтобы ребята готовились не по учебникам, а по записям в тетради. Видимо, их учебники не очень устраивают или они на своих уроках пытаются обобщить и структурировать слишком большой поток информации из книг. Учебников у дочки много, и они очень объемные. И потому тяжелые, как бы осанку не испортить… Олеся Антонова, ученица 9-го класса: Олеся-Антонова-ученица-9-класса 4f6a1– Я учусь в школе № 17. Самый непонятный, пожалуй, учебник – по химии. Я, например, вообще не понимаю этот предмет. Потому стараюсь больше слушать на уроках, чтобы запомнить уже обработанный для нас учителем материал. Дома, правда, все равно читать приходится – задают каждый раз параграф для повторения темы, но если на уроке вник, то разобраться проще. На втором месте по сложности – история. Там куча информации, ориентироваться непросто, потому что всеобщая история и история России идут у нас параллельно. Некоторые темы перекликаются между собой, и мы вечно путаем даты, факты… Максим, ученик 11-го класса: Максим-ученик-11-класса 36d91– Я учусь в школе № 35, и самым бесполезным учебником считаю пособие… по физкультуре. Оно несложное, просто скучное. Из наших редко кто его открывает. Или взять ОБЖ. Этот учебник не мешало бы просто заменить. Такие актуальные вещи, как помощь в чрезвычайной ситуации себе и другому, а написано так сухо, что больше походит на бесконечную инструкцию. Когда информации не хватает, тема кажется непонятной, я ищу материалы в Интернете. Обычно так приходится поступать с экономикой. Учебник по физике тоже писался не для нашего возраста, а картинки с опытами, которые должны помогать, только усугубляют ситуацию.

Есть и другие вопросы. Не будет ли в этом учебнике искажений фактов в угоду политике и банально – ошибок, которые как непреложную истину выучит назубок все молодое поколение нашей страны.

Вообще мне всегда было интересно, как, пройдя множество инстанций, проверок, экспертных оценок и заключений, учебник для детей может выйти в свет иногда со смешными, а иногда и с грубейшими фактическими ошибками. Часто своими находками ляпов из учебных пособий в Интернете делятся между собой родители учащихся, которые вместе со своими детьми заново проходят ступени школьного образования.

Вот, к примеру, мама ученика третьего класса нашла в учебнике по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой и Г. С. Калиновой (издательский центр «Вентана-граф», Москва) целый список ошибок. Оказывается, толщина атмосферы 1000 километров, хотя на деле за верхнюю границу атмосферы сейчас принята отметка в 120 километров. На изображении компаса восток почему-то находится слева, а голубь умеет доставлять письма быстрее, чем самолет. И это только несколько примеров.

Ошибки – не самое страшное

– Каких-то грубейших ошибок в учебниках по истории в среднем звене так сразу и не вспомню, – поделилась учитель истории и обществознания Катунинской средней общеобразовательной школы Ольга Федоровцева. – Разве что раньше Керенский всегда был эсером, а в новых учебниках его называют трудовиком. Дети спрашивают: что выбирать на ЕГЭ, если такой вопрос попадется? А я даже не знаю, что им ответить. Наверное, выбирать эсера, а потом, если что, писать апелляцию.

Тем не менее Ольга Вячеславовна вспоминает, что иногда все-таки подмечала в учебниках, что Екатерину I путали с Екатериной II, ошибались с датами на целые столетия, путали года, особенно часто в истории древнего мира.

Более важная проблема, по ее словам, – большие объемы предлагаемого к изучению материала. Например, в шестых классах всеобщую историю она ведет по учебникам Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского. И если раньше у них был только один учебник на год, то теперь два. Прочитывать по девять параграфов к уроку дети не успевают, из-за чего у них пропадает интерес к предмету. Язык изложения тоже не всегда бывает прост и доступен, часто встречается много лишних отступлений. То же самое касается учебников для седьмого и восьмого классов.

– Приходится скакать «галопом по Европам», – отметила Ольга Федоровцева. – Для хорошего, качественного изучения предмета и подготовки ребят к экзаменам нам не хватает двух часов.

Зато вот к созданию учебника по истории Архангельской области учитель относится положительно. Несколько лет назад для школ обязательным пунктом ввели региональный компонент. Дело хорошее. Правда, преподают его кто во что горазд, потому что учебника по этому предмету не существует в природе.


Комментарии:

Марина Пантелеева, заместитель директора Емецкой средней школы:

– Учебники, как мне кажется, – это самая прибыльная статья дохода издательств. Представьте, если хотя бы одно учреждение образования закажет 300 книжек. Причем купить их в магазине сейчас нельзя. Мы оформляем заявку, которую подаем в декабре–январе. Пусть они напечатают их к сентябрю, но в издательстве будут точно знать, что у них эти учебники выкупят.

Вообще сейчас учебников и разных учебных программ – море. По моему мнению, лучше бы как-то все это ограничить. Конечно, в большинстве своем учителя пользуются уже обкатанными и проверенными учебниками, но постоянно появляются какие-то новые издания, которые могут расхвалить на курсах для учителей. Мы стараемся, чтобы учебники у нас прослужили года три-четыре как минимум, ведь они все покупаются на государственные деньги.

Татьяна,  ученица 11-го класса:

– Часто встречаются опечатки в учебниках по математике, постоянно их можно найти в заданных примерах. Дается число с ошибкой, и вроде ты все правильно решил, а с ответами в конце учебника почему-то не сходится. Чуть ли не на каждой самостоятельной мы находим такие ошибки. Например, учебник по математике Мордковича учительница нам сказала просто с собой не приносить, потому что там очень сложным языком все написано.

Зато учебники по истории у нас хорошие, авторы А. А. Данилов и Л. Г. Косулина, очень понятно и просто написано.

Иногда в разных учебниках по истории даются разные даты, особенно это касается древнейших времен. Может быть, считается, что история не такая уж точная наука, и это не ошибка, наверное, но расхождения серьезные. А как быть на ЕГЭ в таком случае?
В учебниках по русскому языку Н. Г. Гальцовой для
10–11 классов видела опечатки в словах, например вместо «капуста» – «каписта», но это незначительно.

Примеры: В учебнике «Русский язык 4 класс» Т. Г. Рамзаевой дано такое предложение в тексте для разбора: «Лебеди стадом налетели из холодной страны в теплые земли». В учебнике по русскому языку для 5-го класса С. Г. Бархударова в одном из примеров написано такое предложение: «Над Москвою рАзовеют дали».


Мнения

Довольны ли современными учебниками школьники и их родители?

Елена, мама шестиклассницы:

– Иногда я помогаю дочке в учебе, листаю учебники. И замечаю, что язык сложный, и даже сама программа не очень подходит по возрасту – это точно можно сказать про английский язык с четвертого по шестой класс. Если вспомнить мои школьные годы, то учителя раньше были ответственней. В том числе и от них зависит, как строится работа с учебниками. Раньше больше внимания уделялось правописанию, оттачивали выработку хорошего почерка и, конечно, много читали. Современные учебники красочнее, чем наши, но информация в них сложнее для понимания ребенка. Развить любовь к чтению и самообразованию с такой подачей – задача не из легких.

Екатерина, жительница города:

Екатерина-жительница-города aa161– Мой ребенок учится в 1-м классе. И я, конечно, часто заглядываю в его учебники. Претензий к учебной литературе у меня нет. Может, потому что мы только начали наш школьный путь. Оценивать книги для старшеклассников не берусь, а что касается учебников для начальной школы, в них ничего особенно сложного для понимания я не нашла. Язык доступный, подача простая и оригинальная. Это радует. Наши, советские еще, книжки не были так насыщенны наглядным материалом, да и сам стиль текстов был сухим. Авторы учебников должны помнить, что их адресат – ребенок, и надо увлечь его, чтобы чему-то научить.

Ирина Шестакова, мама девятиклассницы:

Ирина-Шестакова-мама-девятиклассницы bc5ba– С учебой не помогаю, знаю, что сама все сделает. От других родителей слышу, что программа сложная. Спросила об этом у дочери, она сказала так: «На уроке надо внимательно слушать, а не дурака валять». Чем старше дети, тем больше времени уходит на домашнюю работу. По устным предметам дочь готовится уже в кровати перед сном. Сейчас некоторые учителя настаивают, чтобы ребята готовились не по учебникам, а по записям в тетради. Видимо, их учебники не очень устраивают или они на своих уроках пытаются обобщить и структурировать слишком большой поток информации из книг. Учебников у дочки много, и они очень объемные. И потому тяжелые, как бы осанку не испортить…

Олеся Антонова, ученица 9-го класса:

Олеся-Антонова-ученица-9-класса 4f6a1– Я учусь в школе № 17. Самый непонятный, пожалуй, учебник – по химии. Я, например, вообще не понимаю этот предмет. Потому стараюсь больше слушать на уроках, чтобы запомнить уже обработанный для нас учителем материал. Дома, правда, все равно читать приходится – задают каждый раз параграф для повторения темы, но если на уроке вник, то разобраться проще. На втором месте по сложности – история. Там куча информации, ориентироваться непросто, потому что всеобщая история и история России идут у нас параллельно. Некоторые темы перекликаются между собой, и мы вечно путаем даты, факты…

Максим, ученик 11-го класса:

Максим-ученик-11-класса 36d91– Я учусь в школе № 35, и самым бесполезным учебником считаю пособие… по физкультуре. Оно несложное, просто скучное. Из наших редко кто его открывает. Или взять ОБЖ. Этот учебник не мешало бы просто заменить. Такие актуальные вещи, как помощь в чрезвычайной ситуации себе и другому, а написано так сухо, что больше походит на бесконечную инструкцию. Когда информации не хватает, тема кажется непонятной, я ищу материалы в Интернете. Обычно так приходится поступать с экономикой. Учебник по физике тоже писался не для нашего возраста, а картинки с опытами, которые должны помогать, только усугубляют ситуацию.

Поделиться
5541