13 марта 2014

Чем обернется графа «капремонт»?

Новый платеж рождает десятки вопросов – кто же будет доволен, если придется снова отдавать свои деньги. Чем обернется в ближайшие годы графа «капремонт» для северян и как будет работать новый механизм капитального ремонта жилья? Попытаемся в этом разобраться.

Как было раньше? 

Деньги на капремонт собирала управляющая компания. Сумма по итогам года получалась небольшая: хватало на то, чтобы покрасить подъезд или наладить обветшавшее крыльцо.

И это, конечно, был далеко не капремонт. Бывало и так: деньги собирались, а ремонта – ни капитального, ни косметического – жильцы не видели. А иной раз больше никогда не видели и управляющую компанию, собиравшую деньги. Примеров масса.

Вот поэтому была предложена, а пару лет назад внедрена и опробована в благополучном Татарстане новая, централизованная система капремонта, которую сейчас вводят по всей стране. В чем ее суть? 

Два варианта 

Сразу оговоримся, что есть два варианта того, где накапливать деньги на капитальный ремонт. Первый – в специальном региональном фонде, который будет отвечать за поступившие средства, проведение конкурсов, формирование смет на конкретные виды работ и контроль за их качественным выполнением.

Второй – на специальном счете, который могут открыть сами жильцы, объединившись в ТСЖ или ЖСК. В этом случае все вопросы по срокам и объемам работ и даже по размеру взносов будет определять общее собрание жильцов. Именно таким образом организован сбор средств на капитальный ремонт в жилищных кооперативах, и их участники прекрасно об этом осведомлены. Так что для ЖСК практически ничего не изменится.

В любом случае жильцы дома сами станут определять, где собирать деньги – на спецсчете или в фонде. Времени для этого будет достаточно – с момента принятия областной программы капремонта (а она еще формируется) дается четыре месяца на то, чтобы определиться.

Если за это время жильцы не приняли решения, то дом автоматически попадает под опеку фонда. Но закон позволяет в любой момент перейти в течение месяца на «свой» счет: то есть принять на общем собрании жильцов решение о переходе на систему накопления средств на собственном счете.

В открытом доступе

Итак, первый этап: все дома в области «посчитают». Информацию о жилье сейчас собирают со всех муниципалитетов, чтобы внести ее в базу данных, которая будет содержать сведения обо всех жилых домах региона, а их 19 тысяч…

Эта база данных станет частью информационной системы, где будут аккумулироваться перечни работ по конкретному дому, сметы, акты выполненных работ, начисления, объемы государственных субсидий и многое другое.

Система будет полностью прозрачной: ее интегрируют в уже работающий интернет-портал ЖКХ Архангельской области. Каждый житель региона через «личный кабинет» сможет узнать о сумме средств, накопленных на капремонт его дома, сроках и объемах предстоящих или текущих работ.

Более того, система будет автоматически составлять программу капитального ремонта, исходя из уровня износа дома, перечня работ, объема собранных средств. То есть у региональной системы капремонта появится своего рода «мозг».

Много или мало?

Второй момент – взносы. В правительстве области уже определена минимальная сумма взноса, и она соответствует средней по стране: 6 рублей 10 копеек с квадратного метра. Это больше, чем платили раньше, но меньше, чем стоит капитальный ремонт на самом деле.

По расчетам специалистов, реальная стоимость капитального ремонта дома с учетом цен на работы и материалы составляет от 9,5 до 34 рублей с «квадрата». Понимая, что такой взнос не потянут даже семьи со средним достатком, правительство Архангельской области будет компенсировать разницу из бюджета. Кроме того, регионам намерен помогать федеральный Фонд ЖКХ, но только в том случае, если будут выполняться его очень жесткие условия по параллельным программам: энергосбережения, расселения «аварийки» и других.

Вас здесь не стояло?

Как будет формироваться очередь на капремонт? Если у дома «свой» счет, то все просто. Накопили денег на крышу – общее собрание может принять решение о ее ремонте. Можно подождать и сделать все разом? Тогда продолжаем собирать деньги. Все эти решения принимает общее собрание жильцов. Владельцем счета может быть ТСЖ или жилищный кооператив.

Если же деньги на счете регионального оператора, дом попадает в «общую очередь», и тут – как у стоматолога: пациенты с острой болью идут первыми. Кроме, разумеется, «безнадежных» – аварийный фонд и дома с износом свыше 70 процентов в программе не участвуют.

Особо в законе отмечено: «В первоочередном порядке региональной программой предусматривается проведение капитального ремонта тех многоквартирных домов, в которых требовалось его проведение на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что капремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта».

Платить придется в любом случае

Тут все строго: Жилищный кодекс не делает исключений для жильцов домов, в которых недавно был проведен капитальный ремонт. Платить взносы на него придется в любом случае.

Накопленные средства будут использованы для проведения очередного капитального ремонта в соответствии с регламентными сроками, которые определяются программой капитального ремонта в регионе. 

Кстати, судьбу средств, которые собирались управляющей компанией прежним порядком (те самые несколько десятков рублей на капремонт), также придется решать на общем собрании жильцов. 

Собственники вправе потребовать от УК отчета о сумме собранных средств, перечне и стоимости проведенных работ и сумме неиспользованных денег. Если в отчете УК найдутся неиспользованные средства, можно принять решение направить их в региональный фонд капремонта или на спецсчет дома.

И еще один важный переходный момент: если кто-то из жильцов вдруг надумает переезжать, «забрать» с собой накопленную долю «ремонтных» не выйдет – она вместе с квартирой достанется новому хозяину. А прежний, поселившись в новом жилье, получит в «наследство» ту долю, которая была внесена предыдущими владельцами.

Кто будет отвечать за качество? 

Если средства лежат на спецсчете дома – контроль осуществляет правление ТСЖ или ЖСК. Если деньги у регионального оператора – заказывает, оплачивает и контролирует ремонт фонд. Но специалисты подчеркивают: лучшим контролером работ в любом случае являются сами жильцы. 

Поможет контролировать подрядчика и «компьютерный мозг», о котором говорилось выше. На областном портале ЖКХ (и в региональной прессе) будут регулярно публиковаться данные о том, какой дом планируется ремонтировать, какие работы проводить, кто является подрядчиком, сколько денег планируется потратить и, разумеется, в какие сроки уложиться. 

Увидели нарушение – повод обратиться к региональному оператору (кстати, в его структуре предусмотрено отдельное подразделение, которое будет контролировать качество работ), в Государственную жилищную инспекцию, муниципалитет, а также в прокуратуру или суд.

Как было раньше? 

Деньги на капремонт собирала управляющая компания. Сумма по итогам года получалась небольшая: хватало на то, чтобы покрасить подъезд или наладить обветшавшее крыльцо.

И это, конечно, был далеко не капремонт. Бывало и так: деньги собирались, а ремонта – ни капитального, ни косметического – жильцы не видели. А иной раз больше никогда не видели и управляющую компанию, собиравшую деньги. Примеров масса.

Вот поэтому была предложена, а пару лет назад внедрена и опробована в благополучном Татарстане новая, централизованная система капремонта, которую сейчас вводят по всей стране. В чем ее суть? 

Два варианта 

Сразу оговоримся, что есть два варианта того, где накапливать деньги на капитальный ремонт. Первый – в специальном региональном фонде, который будет отвечать за поступившие средства, проведение конкурсов, формирование смет на конкретные виды работ и контроль за их качественным выполнением.

Второй – на специальном счете, который могут открыть сами жильцы, объединившись в ТСЖ или ЖСК. В этом случае все вопросы по срокам и объемам работ и даже по размеру взносов будет определять общее собрание жильцов. Именно таким образом организован сбор средств на капитальный ремонт в жилищных кооперативах, и их участники прекрасно об этом осведомлены. Так что для ЖСК практически ничего не изменится.

В любом случае жильцы дома сами станут определять, где собирать деньги – на спецсчете или в фонде. Времени для этого будет достаточно – с момента принятия областной программы капремонта (а она еще формируется) дается четыре месяца на то, чтобы определиться.

Если за это время жильцы не приняли решения, то дом автоматически попадает под опеку фонда. Но закон позволяет в любой момент перейти в течение месяца на «свой» счет: то есть принять на общем собрании жильцов решение о переходе на систему накопления средств на собственном счете.

В открытом доступе

Итак, первый этап: все дома в области «посчитают». Информацию о жилье сейчас собирают со всех муниципалитетов, чтобы внести ее в базу данных, которая будет содержать сведения обо всех жилых домах региона, а их 19 тысяч…

Эта база данных станет частью информационной системы, где будут аккумулироваться перечни работ по конкретному дому, сметы, акты выполненных работ, начисления, объемы государственных субсидий и многое другое.

Система будет полностью прозрачной: ее интегрируют в уже работающий интернет-портал ЖКХ Архангельской области. Каждый житель региона через «личный кабинет» сможет узнать о сумме средств, накопленных на капремонт его дома, сроках и объемах предстоящих или текущих работ.

Более того, система будет автоматически составлять программу капитального ремонта, исходя из уровня износа дома, перечня работ, объема собранных средств. То есть у региональной системы капремонта появится своего рода «мозг».

Много или мало?

Второй момент – взносы. В правительстве области уже определена минимальная сумма взноса, и она соответствует средней по стране: 6 рублей 10 копеек с квадратного метра. Это больше, чем платили раньше, но меньше, чем стоит капитальный ремонт на самом деле.

По расчетам специалистов, реальная стоимость капитального ремонта дома с учетом цен на работы и материалы составляет от 9,5 до 34 рублей с «квадрата». Понимая, что такой взнос не потянут даже семьи со средним достатком, правительство Архангельской области будет компенсировать разницу из бюджета. Кроме того, регионам намерен помогать федеральный Фонд ЖКХ, но только в том случае, если будут выполняться его очень жесткие условия по параллельным программам: энергосбережения, расселения «аварийки» и других.

Вас здесь не стояло?

Как будет формироваться очередь на капремонт? Если у дома «свой» счет, то все просто. Накопили денег на крышу – общее собрание может принять решение о ее ремонте. Можно подождать и сделать все разом? Тогда продолжаем собирать деньги. Все эти решения принимает общее собрание жильцов. Владельцем счета может быть ТСЖ или жилищный кооператив.

Если же деньги на счете регионального оператора, дом попадает в «общую очередь», и тут – как у стоматолога: пациенты с острой болью идут первыми. Кроме, разумеется, «безнадежных» – аварийный фонд и дома с износом свыше 70 процентов в программе не участвуют.

Особо в законе отмечено: «В первоочередном порядке региональной программой предусматривается проведение капитального ремонта тех многоквартирных домов, в которых требовалось его проведение на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что капремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта».

Платить придется в любом случае

Тут все строго: Жилищный кодекс не делает исключений для жильцов домов, в которых недавно был проведен капитальный ремонт. Платить взносы на него придется в любом случае.

Накопленные средства будут использованы для проведения очередного капитального ремонта в соответствии с регламентными сроками, которые определяются программой капитального ремонта в регионе. 

Кстати, судьбу средств, которые собирались управляющей компанией прежним порядком (те самые несколько десятков рублей на капремонт), также придется решать на общем собрании жильцов. 

Собственники вправе потребовать от УК отчета о сумме собранных средств, перечне и стоимости проведенных работ и сумме неиспользованных денег. Если в отчете УК найдутся неиспользованные средства, можно принять решение направить их в региональный фонд капремонта или на спецсчет дома.

И еще один важный переходный момент: если кто-то из жильцов вдруг надумает переезжать, «забрать» с собой накопленную долю «ремонтных» не выйдет – она вместе с квартирой достанется новому хозяину. А прежний, поселившись в новом жилье, получит в «наследство» ту долю, которая была внесена предыдущими владельцами.

Кто будет отвечать за качество? 

Если средства лежат на спецсчете дома – контроль осуществляет правление ТСЖ или ЖСК. Если деньги у регионального оператора – заказывает, оплачивает и контролирует ремонт фонд. Но специалисты подчеркивают: лучшим контролером работ в любом случае являются сами жильцы. 

Поможет контролировать подрядчика и «компьютерный мозг», о котором говорилось выше. На областном портале ЖКХ (и в региональной прессе) будут регулярно публиковаться данные о том, какой дом планируется ремонтировать, какие работы проводить, кто является подрядчиком, сколько денег планируется потратить и, разумеется, в какие сроки уложиться. 

Увидели нарушение – повод обратиться к региональному оператору (кстати, в его структуре предусмотрено отдельное подразделение, которое будет контролировать качество работ), в Государственную жилищную инспекцию, муниципалитет, а также в прокуратуру или суд.

Поделиться
949