7 октября 2016

Человек – одна штука

Чеховский Ванька Жуков писал на деревню дедушке, а Иван Сидорович Жуков – герой премьерного спектакля в театре драмы «Русская народная почта» – сочиняет письма сам себе.

Два кило котлет

Ведь он остался один в квартире, где самодельные натяжные потолки из полиэтилена обвисли от протекшей с крыши воды, все его друзья-сверстники умерли, а телевизор и радио сломались. Пенсии хватает на противную китайскую лапшу и два кило любимых котлет. Чем скрасить существование? Разве что игрой на гармошке под крики и стуки соседей.

Некоторые «социально активные» зрители возмущаются – пошел бы в библиотеку, в театр, на компьютерные курсы, и потом – ветераны войны сегодня довольно обеспеченные люди. Однако пьеса написана лет двадцать назад, когда безысходность царила в обществе – вот такие старички от голода и осознания никчемности зря прожитой жизни уходили из жизни пачками. А этот – сопротивляется. Придумал себе веселое занятие. Решил поиграться, благо покойная жена в свое время натаскала с почты конвертов.

Жду ответа, как соловей лета

И он с воодушевлением пишет письма – забытым товарищам юности, директору Центрального телевидения, Президенту России, королеве Англии. И они ему отвечают, извиняясь, что почерк неразборчивый. Но ничего. «Я свой разбираю», – оговаривается Иван. В этих ответах он совсем не такой, как здесь – шаркающая походка, сползающие треники, тельняшка, очки на резинке, пиджак, усыпанный значками, – а стройный и соблазнительный, такой, что в него сама «Елизавета два» влюбляется, а народная артистка Любовь Орлова зовет ласково Сидорычем. Его игру на гармошке хочет снимать телевидение, а друзья, оказывается, вовсе не погибли на войне, а живут в прекрасном, утопическом мире, где нет несправедливости, морозов и грязи, где дети чтят пожилых родителей – «каждую субботу возят на курорты» и вообще – везде любовь и порядок.

Признаемся, мы и сами порой выдумываем себе такую жизнь – параллельную настоящей – и тешимся ею, хотя бы в переписке с виртуальными друзьями в соцсетях.

Комната смеха

Однако наш Иван Сидорович заигрался. Мир вокруг становится ирреальным, и уже непонятно – сам ли он пишет и кто ему отвечает… Его жилище превратилось, как и заявлено в подзаголовке пьесы, в «комнату смеха». За столом пьют чай и отчаянно спорят о том, что такое одиночество, куклы – Ленин и королева, на шкафе поет «Черного ворона» Чапаев, покуривает трубку на спинке дивана Сталин, по дому бродит некая Кикимора, а на самом деле – Смерть, которая, видно, из ревности постоянно пинает Елизавету. Не церемонится и с остальными куклами, заставляет их драться, деля наследство хозяина…

Под Новый год и юбилейный день рождения Жукову начинают поступать поздравления от марсиан, клопов с антресолей, незаконнорожденного сына Гитлера, который Ивана обзывает и уничтожает морально. И только космонавты с орбитальной станции жалеют старика, им-то оттуда видно, что ходит он в легком пальтеце и валенки прохудились…

Со слезами на глазах

Сергей Чуркин гораздо моложе своего героя, но ему веришь. Актер на обсуждении спектакля, которое состоялось на следующий день, процитировал Юрия Никулина: «Клоун не должен быть старым, потому что над старостью смеяться нельзя». Впрочем, смеха-то здесь мало, а вот злой иронии – много. Кикимора (не решаюсь лишний раз называть ее по имени) в исполнении Натальи Латухиной слишком агрессивна и жестока, хотя и обещает Ивану вечность. Все-таки уважает? Или тоже играет с ним? В пьесе, кстати, этого персонажа не было.

Там вообще в действующих лицах раз десять Ф. И. О. Ивана Сидоровича Жукова и под чертой итого: «Человек – одна штука». Но режиссер Андрей Тимошенко опасно усилил драматургию действия, обострил.

В результате Смерть с куклами переигрывают штучного человека, степень его никчемности и ненужности увеличивается, он выглядит на их фоне эдаким дурачком, с ума сошедшим. А зрители выходят со слезами на глазах.

– Мне уже пеняли, что открытие сезона должно быть веселым праздником, мы же шокируем публику
серьезной пьесой, – заметил главный режиссер, – хотя и признавались, что устали от танцевально-развле-
кательных постановок. Считаю, мы должны делать разные спектакли, заставляя зрителя думать, не оставаться равнодушным. А пьесу эту я уже давно хотел поставить, надеюсь, спектакль будет долго жить…

В полиэтиленовых «аквариумах» под потолком плавают настоящие золотые рыбки. Как уверяют, ни одна во время спектакля
не пострадала. Приходите 6 и 7 октября – на сцене будет играть другой состав – Андрей Калеев и Тамара Волкова. Сравним эмоции.

Мнение

Олег Богаев, автор пьесы:

arh39 16 35 fa5a1– Я много видел спектаклей по этой пьесе, признаюсь, она самая важная, любимая для меня. Ведь речь здесь не о «проблемах пенсионеров», а о природе актерской игры, театрализации, в которой человек открывает себя. Это как театр одного актера, который должен сыграть 15 разных ролей и тем самым восполнить несостоявшуюся жизнь. Ведь мы все хотим быть теми, кем не являемся, быть счастливыми и жить вечно. Иногда меня обвиняют в атеистических взглядах, даже в антирусскости пьесы. Но в Архангельске поставили ее замечательно – получился современный театр с гротескной яркой формой, где вскрывается внутренняя пульсация моего текста, а герой – живой. И это главное.

Человек – одна штука

Два кило котлет

Ведь он остался один в квартире, где самодельные натяжные потолки из полиэтилена обвисли от протекшей с крыши воды, все его друзья-сверстники умерли, а телевизор и радио сломались. Пенсии хватает на противную китайскую лапшу и два кило любимых котлет. Чем скрасить существование? Разве что игрой на гармошке под крики и стуки соседей.

Некоторые «социально активные» зрители возмущаются – пошел бы в библиотеку, в театр, на компьютерные курсы, и потом – ветераны войны сегодня довольно обеспеченные люди. Однако пьеса написана лет двадцать назад, когда безысходность царила в обществе – вот такие старички от голода и осознания никчемности зря прожитой жизни уходили из жизни пачками. А этот – сопротивляется. Придумал себе веселое занятие. Решил поиграться, благо покойная жена в свое время натаскала с почты конвертов.

Жду ответа, как соловей лета

И он с воодушевлением пишет письма – забытым товарищам юности, директору Центрального телевидения, Президенту России, королеве Англии. И они ему отвечают, извиняясь, что почерк неразборчивый. Но ничего. «Я свой разбираю», – оговаривается Иван. В этих ответах он совсем не такой, как здесь – шаркающая походка, сползающие треники, тельняшка, очки на резинке, пиджак, усыпанный значками, – а стройный и соблазнительный, такой, что в него сама «Елизавета два» влюбляется, а народная артистка Любовь Орлова зовет ласково Сидорычем. Его игру на гармошке хочет снимать телевидение, а друзья, оказывается, вовсе не погибли на войне, а живут в прекрасном, утопическом мире, где нет несправедливости, морозов и грязи, где дети чтят пожилых родителей – «каждую субботу возят на курорты» и вообще – везде любовь и порядок.

Признаемся, мы и сами порой выдумываем себе такую жизнь – параллельную настоящей – и тешимся ею, хотя бы в переписке с виртуальными друзьями в соцсетях.

Комната смеха

Однако наш Иван Сидорович заигрался. Мир вокруг становится ирреальным, и уже непонятно – сам ли он пишет и кто ему отвечает… Его жилище превратилось, как и заявлено в подзаголовке пьесы, в «комнату смеха». За столом пьют чай и отчаянно спорят о том, что такое одиночество, куклы – Ленин и королева, на шкафе поет «Черного ворона» Чапаев, покуривает трубку на спинке дивана Сталин, по дому бродит некая Кикимора, а на самом деле – Смерть, которая, видно, из ревности постоянно пинает Елизавету. Не церемонится и с остальными куклами, заставляет их драться, деля наследство хозяина…

Под Новый год и юбилейный день рождения Жукову начинают поступать поздравления от марсиан, клопов с антресолей, незаконнорожденного сына Гитлера, который Ивана обзывает и уничтожает морально. И только космонавты с орбитальной станции жалеют старика, им-то оттуда видно, что ходит он в легком пальтеце и валенки прохудились…

Со слезами на глазах

Сергей Чуркин гораздо моложе своего героя, но ему веришь. Актер на обсуждении спектакля, которое состоялось на следующий день, процитировал Юрия Никулина: «Клоун не должен быть старым, потому что над старостью смеяться нельзя». Впрочем, смеха-то здесь мало, а вот злой иронии – много. Кикимора (не решаюсь лишний раз называть ее по имени) в исполнении Натальи Латухиной слишком агрессивна и жестока, хотя и обещает Ивану вечность. Все-таки уважает? Или тоже играет с ним? В пьесе, кстати, этого персонажа не было.

Там вообще в действующих лицах раз десять Ф. И. О. Ивана Сидоровича Жукова и под чертой итого: «Человек – одна штука». Но режиссер Андрей Тимошенко опасно усилил драматургию действия, обострил.

В результате Смерть с куклами переигрывают штучного человека, степень его никчемности и ненужности увеличивается, он выглядит на их фоне эдаким дурачком, с ума сошедшим. А зрители выходят со слезами на глазах.

– Мне уже пеняли, что открытие сезона должно быть веселым праздником, мы же шокируем публику
серьезной пьесой, – заметил главный режиссер, – хотя и признавались, что устали от танцевально-развле-
кательных постановок. Считаю, мы должны делать разные спектакли, заставляя зрителя думать, не оставаться равнодушным. А пьесу эту я уже давно хотел поставить, надеюсь, спектакль будет долго жить…

В полиэтиленовых «аквариумах» под потолком плавают настоящие золотые рыбки. Как уверяют, ни одна во время спектакля
не пострадала. Приходите 6 и 7 октября – на сцене будет играть другой состав – Андрей Калеев и Тамара Волкова. Сравним эмоции.

Мнение

Олег Богаев, автор пьесы:

arh39 16 35 fa5a1– Я много видел спектаклей по этой пьесе, признаюсь, она самая важная, любимая для меня. Ведь речь здесь не о «проблемах пенсионеров», а о природе актерской игры, театрализации, в которой человек открывает себя. Это как театр одного актера, который должен сыграть 15 разных ролей и тем самым восполнить несостоявшуюся жизнь. Ведь мы все хотим быть теми, кем не являемся, быть счастливыми и жить вечно. Иногда меня обвиняют в атеистических взглядах, даже в антирусскости пьесы. Но в Архангельске поставили ее замечательно – получился современный театр с гротескной яркой формой, где вскрывается внутренняя пульсация моего текста, а герой – живой. И это главное.

Поделиться
18048