Быть патриотом – значит помнить

Здесь нет статистики и пугающих цифр, за кадром практически не слышен голос автора. О своей судьбе с экрана рассказывают те, кому в раннем детстве довелось видеть маму за колючей проволокой Акмолинского лагеря жен изменников родины (Казахстан), а потом и вовсе потерять на долгие годы…

Документальный фильм «Дольше жизни» представила в Архангельске одна из его авторов – Дарья Виолина. Встреча со зрителями состоялась в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова, организаторами выступили культурно-просветительский фонд «Сретение» и Школа кино «Инфильм».

На Севере режиссер оказалась впервые и начала свое знакомство с нашим краем с посещения мемориала «Невинным жертвам Ягринлага» в Северодвинске. Тема репрессий стала знаковой в жизни и творчестве Виолиной. В 2009 году в соавторстве с Сергеем Павловским она снимает документальный фильм «Мы будем жить», посвященный узницам Акмолинского лагеря жен изменников родины, более известного под аббревиатурой АЛЖИР. В 2013-м авторы выпускают его продолжение – ленту «Дольше жизни», которая рассказывает о судьбе потомков этих женщин.

Работать над ним начали значительно раньше, сначала просто встречались с людьми, записывали интервью. По признанию режиссера, работали с Сергеем Павловским вдвоем, так что это была самая маленькая съемочная группа из возможных.

– Эти дети до трех лет содержались с мамами, а после их распределяли по детским домам страны, и счастье тех женщин, которые находили потом своих детей, потому что очень часто им меняли фамилии, – рассказала на встрече со зрителями Дарья Виолина. – Им с детства внушали, что их родители – враги народа. А они выросли и поставили памятники своим отцам и матерям. Тема мне особенно близка, потому что моя бабушка тоже была заключенной этого лагеря.

Первым героем картины стал Азарий Плисецкий – выдающийся хореограф, родной брат знаменитой балерины Майи Плисецкой. Его мать, актриса немого кино Рахиль Мессерер, оказалась в

АЛЖИРе среди таких же молодых женщин. Некоторые принадлежали к элите советского общества: жены маршалов Тухачевского, Якира, Блюхера и других. Еще пример: согласно одной из сохранившихся переписей, одновременно в лагере находилось 750 дипломированных пианисток с высшим консерваторским образованием.

Появляется в кадре и знаменитый писатель Чингиз Айтматов, лишь чудом избежавший подобной участи. Отец, почувствовав опасность, отправил жену и четверых детей в далекий аул, и только это спасло их от лагеря и разлуки. Отца расстреляли, и долгие годы потом Чингиз Айтматов искал его могилу…

Память об АЛЖИРе на всю жизнь сохранила Тамара Петкевич – автор книги «Жизнь – сапожок непарный», в которой и рассказала всем об ужасах, выпавших на долю узниц и их малолетних детей.

Голоса героев фильма звучат, сменяя друг друга. И особое место в нем, как и в жизни этих людей, занимают мемориалы, которые созданы в память о жертвах репрессий во всех уголках огромной территории бывшего Советского Союза.

Документальную ленту продолжительностью около полутора часов смотрели на одном дыхании около трехсот человек. А потом делились эмоциями, потому что зацепило каждого.

– Это так страшно, не дай бог еще когда-нибудь кому-то такое пережить! – говорит пенсионерка Валентина Петровна, промокая глаза платочком. – Я сама с 1932 года, ведь вздумай кто из соседей донос сделать, и нам бы не избежать такой судьбы – отец-то у меня председателем колхоза был. А вот обошлось же все, он потом даже с войны вернулся, хоть и без руки, но живой.

– Я уверен, что мы должны знать об этом страшном для страны времени не только из учебников, – считает архангельский студент Сергей Вересов. – Мне, например, очень интересны свидетельства очевидцев. Моих предков, насколько я знаю, репрессии не коснулись, но прабабушка рассказывала про подругу детства, у которой сначала забрали отца, а потом и они с матерью и младшими братишками куда-то исчезли. Надо разговаривать с нашими бабушками-прабабушками, пока они еще живы. Честно говоря, не ожидал, что фильм так зацепит.

– Кто-то пишет книги, делает выставки, создает мемориалы, преподает в школе и рассказывает правду об этом времени, мы же снимаем фильмы и будем продолжать это делать. Я работаю не только в документальном, но и художественном кино. Мы экранизировали роман Василия Аксенова и выпустили большой фильм «Московская сага», следующей серьезной работой стал кинороман «Тяжелый песок» по произведению Анатолия Рыбакова… На мой взгляд, истинный патриотизм не в том, чтобы рассказывать, как в стране всегда все было прекрасно, а в том, чтобы знать ее историю и не повторять то страшное, что в ней было, – отметила Дарья Виолина. – Любовь к Родине начинается с осмысления ее истории, а любовь к людям – с внимания к конкретному человеку.

В 1937-1938 годах в Архангельской области было репрессировано более 5200 человек, из которых 1135 расстреляны.

Фильму уже больше трех лет. За это время его увидели тысячи жителей разных городов России, и на каждом показе – полные залы. Отзывов в Интернете море. А это значит, что качественное документальное кино, авторские работы, да и серьезные художественные, игровые фильмы, интересны зрителям. Вот только в широкий прокат они попадают редко.

Между тем архангельских зрителей, стремящихся встретиться с хорошим кино, становится все больше. Да, в Год кино на различных площадках нашего города было реализовано немало тематических проектов. Но в Добролюбовке решили продолжить работу в этом направлении. Показ фильма «Дольше жизни» – уже второй в 2017 году совместный проект со Школой кино «Инфильм», в планах – еще несколько. Напомним также, что до 2 марта каждый четверг здесь показывают якутское кино, которое привезли в Архангельск в рамках фестиваля «Берегиня».

Конечно, благодаря современным технологиям многие фильмы мы можем скачать из Интернета и смотреть дома, лежа на диване. Но показанная на большом экране кинолента воспринимается совсем иначе, чем с экрана ноутбука, а обсудить его, поделиться впечатлениями с другими зрителями, глядя друг другу в глаза, намного интереснее, чем набивать комментарии в чат.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 26 января 2017 г.