Буква «А» у входа в бакалею

httppsychcentral.comnewscat df156

Не дар, а бич

Существует научная теория, согласно которой человек помнит буквально все, с чем ему приходилось сталкиваться хотя бы однажды в жизни. Но большинство из нас просто не осознает хранящегося объема информации. И это считается нормальным. Однако истории известны люди, обладающие феноменальной памятью. 

Повышенная способность запоминать и воспроизводить информацию называется гипермнезией. Нужно отметить, что для обладателей гипермнезии это в большей степени бич, чем дар. Известный русский мнемонист Соломон Шерешевский признавался, что приходящие в голову воспоминания не могут ему позволить отвлечься и не дают уснуть. Он был способен запоминать множество букв, слов и цифр, совершенно не связанных между собой, и воспроизводил их даже спустя годы в той же самой последовательности. 

Когда Шерешевскому зачитывали материал для запоминания, он представлял улицу Горького, известную ему досконально. Он прогуливался в своем воображении по любимой улице и расставлял символы для запоминания по ходу. Букву «А» поставит у входа в бакалею, цифру «16» повесит на фонарный столб и так далее. А возвращаясь назад, собирал эти цифры и воспроизводил на потеху публике. Интересно, как однажды он забыл один символ. Он долго ходил потом в своем воображении по улице Горького, пока вдруг не догадался заглянуть в темную подворотню, где в тени он просто его не заметил. 

Пример Шерешевского дает нам огромное количество подсказок о том, как работает память.

Логическая связь — как нить жемчуга

Наша психика не является хранителем информации, просто слов, объектов, она хранит связи, на основе которых мы генерируем информацию. Но связи могут быть разными — логическими и ассоциативными. Следовательно, и все виды мнемотехник можно разделить на логические и ассоциативные. 

Логическая память последовательна и отличается тем, что более сложную информацию кодирует более простой. Эта память строится как нить жемчуга: на ниточку последовательно нанизывается одна часть информации, из которой вытекает следующая, и так далее. Большинство взрослых запоминает эту информацию подобным образом, а это очень медленно, и, главное, если один элемент выпадет, то вспомнить последующие оказывается сложно. 

Ассоциативная, или образная, память отличается возможностью образовывать спонтанные связи, лишенные последовательности и часто совершенно иррациональные. Поэтому информация обрастает огромным количеством богатых, ярких и эмоциональных образов. Забыть один элемент этой картины не страшно, так как она сохраняет целостность — остается множество других деталей, которые приведут к цели. 

sychcentral.com

Достаточно пяти правил

Сегодня придумано множество различных техник запоминания, называемых мнемотехниками, или мнемониками. Большинство из них основано на формировании ассоциаций с запоминаемой информацией. Одну из таких техник мы проиллюстрировали примером Соломона Шерешевского.

На самом деле не нужно «изобретать велосипед» и специально изучать мнемотехники не обязательно. Помнить это естественно и свойственно каждому. Для этого достаточно:

  1. Быть внимательным. Сосредоточьтесь на информации, если вы будете находиться мыслями где-то далеко, то просто не услышите и не увидите, что вам нужно сейчас воспринять. Знайте — можно слушать, а можно слышать. Будьте активны по отношению к информации, она сама себя не запомнит. 
  2. Замечайте связи. Если вы учите, например, конспект и сидите на кухне, а кто-то гремит кастрюлями и включен телевизор, это не помеха, а множество ассоциаций. Соедините информацию с происходящим, прокрутите пару раз в голове эту связь.
  3. Повторяйте. Повторять необходимо для того, чтобы привлечь внимание к информации. Но не перестарайтесь: можно переутомиться и вытеснить значимостью одной страницы конспекта другую.
  4. Больше эмоций. Эмоции — это мотиваторы. Чем больше эмоций вызывает информация, тем она значимей, и запоминание ее будет неизбежно, причем эмоции могут быть как отрицательные, так и положительные. Замечали, как помогало сдать экзамен, если разозлиться перед ним?
  5. Тренируйтесь. Как и любая способность, память тренируется. Как мышца, она увеличивается со временем. Не ленитесь: в старости внуки скажут вам спасибо. Но тренироваться никогда не поздно, используйте мнемотехники, учите стихи, повторяйте то, что слышали и видели, а главное — интересуйтесь!

Помогут стикеры и схемы

У любой информации есть множество различных сторон, но человек более чувствителен обычно только к некоторым из них. Для практики удобно выделить три основных вида памяти: двигательную, слуховую и зрительную. 

Для первого типа при запоминании информацию удобно ассоциировать с движениями, тактильными ощущениями, пространством. Вы можете приготовить стикеры, разместить их на стенах в разных частях квартиры и во время заучивания подходить к необходимому стикеру. Когда вам понадобится вспомнить необходимую информацию, представьте, как вы делаете движения, которые делали, когда учили необходимую информацию: мысленно подходите к стикеру, держите его в руках, ощущайте другие предметы рядом.

Слуховая память характерна для многих людей. Если вы такой человек, то вам удобно записать информацию на диктофон и переслушивать ее, вместе с этим надо проводить ассоциации с мелодиями, шумами на улице. Вам может быть полезно придумывать рифмы или накладывать текст на мелодию и распевать.

Визуалам можно составлять яркие схемы. Не делайте их скучными и одноцветными, подчеркивайте разными цветами, делайте маленькие рисунки. Но цвета и рисунки должны быть неслучайными, а связи неперепутанными. Представляйте. Привлекайте свое воображение: чем ярче и интересней удастся придумать образ, тем лучше будет запоминаться материал. 

Кстати, рисовать схемы хорошо и для людей с первым типом памяти, так как задействуется моторика рук. 

Когда опыт блокирует

Но бывает так, что мнемотехники и длительная зубрежка не помогают. В таком случае стоит задуматься: нет ли в вашей психике опыта, который блокирует память? 

У меня был случай, когда дама во время консультации часто жаловалась на плохую память. Оказалось, что она, когда необходимо что-то вспомнить, чувствует неловкость, тревогу и даже страх. Эти ощущения привели ее к ситуации в детстве. 

Когда она еще училась в школе, у нее был несправедливый преподаватель литературы, который всегда ставил ей плохие отметки. Она могла лучше всех рассказывать стихи, но стоило ей раз запнуться, и учитель все равно снижала оценку. Другим же прощалось все. 

Однажды она хотела доказать, что хорошо учит стихи, и старательно подготовилась. Вот идет урок, ее вызывают к доске, она начинает рассказывать и слышит из класса фразу: «Да что ты стараешься! Все равно не вспомнишь!». Учитель слышала это и только посмеялась. У девочки случился ступор. 

Это событие оказалось настолько травмирующим, что в будущем, всякий раз пытаясь вспомнить что-либо, она снова чувствовала себя девочкой, стоящей у доски перед классом. После осознания образа прошлого женщина почувствовала себя легче и скоро заметила, что ей значительно проще стало воспроизводить информацию. 

Эрик Павловский, 
практикующий психолог

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 18 июня 2014 г.