18 августа 2016

Братство северных конвоев

Учитель истории архангельской гимназии № 3, краевед и журналист Михаил Копица о северных конвоях услышал не в школе. В угоду идеологии холодной войны целое поколение советских людей не знало о героизме моряков и мужестве северян, о вкладе союзных конвоев в дело Великой Победы. Но историю нельзя замолчать. Ее нельзя переписать. Ее надо помнить.

Сначала тушить пожар, потом платить

– Михаил Николаевич, а вы рассказываете своим ученикам о роли союзных конвоев в годы Второй мировой войны?

– Специальных уроков по этой теме нет, но каждый учитель имеет право привносить в программу региональный аспект. Рассказывая о войне, я подчеркиваю, какой вклад в Великую Победу внесла Архангельская область. Свою задачу вижу в том, чтобы показать, что Советский Союз сражался не в одиночестве, что помощь стран-союзников была очень важна. Стараюсь противостоять попыткам преуменьшения роли антигитлеровской коалиции. В нашем обществе до сих пор существуют дикие представления о ленд-лизе, его причинах и условиях, на которых осуществлялись поставки.

– Разгоним туман невежества. Кто задумал такую масштабную схему, как ленд-лиз?

– После серии блицкригов в 1939 году нацистская Германия взяла под контроль большую часть Европы, и Британия осталась с ней один на один.

Англичане были заинтересованы в том, чтобы получать ресурсы не только от своих колоний, но и от высокоразвитой в экономическом отношении Америки. В условиях войны Англия была готова платить деньги, но делать это становилось все труднее, ресурсы таяли с каждым днем.

И тогда президент США Франклин Рузвельт предложил такую схему поставок, которая устроила бы и Британию, и все воюющие страны. Ее назвали «ленд-лиз», то есть «заем-аренда». Рузвельт очень по-американски изложил свою идею перед Сенатом: «Я хочу пояснить вам наглядным примером. Если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом. Когда пожар будет потушен, сосед вернет тебе шланг, а если тот окажется поврежденным, то заплатит за него, когда поднакопит деньжат». Так и по ленд-лизу – после войны нужно было вернуть поставки или оплатить, но только то, что не было израсходовано во время военных действий.

– Каким странам оказывали помощь?

– Рузвельт предложил помогать всем, кто в тот момент действовал в интересах национальной безопасности США. Это было еще до вступления Америки в войну, до Перл-Харбора. Постепенно все страны, которые присоединялись к антигитлеровской коалиции, попадали в программу ленд-лиза. СССР стал ее участником в 1941 году. Кстати, первый конвой «Дервиш» прошел еще не в рамках ленд-лизовских поставок.

Эрик Элли, радиолокаторщик эсминца «Инглфилд», шедшего в составе первого арктического конвоя:
Операция «Дервиш» была очень простой и легкой: не было штормов, не было боев и 24 часа в сутки было светло. Немцы просто не поняли, что мы делаем. И все мы подумали, что и дальше будет так же легко. Однако после «Дервиша» немцы очнулись и осознали, что происходит. Они перебросили в Северную Норвегию самолеты люфтваффе и подводные лодки, в связи с чем проводку конвоев приходилось осуществлять как можно севернее.

Жизненно важные поставки

– Как руководители трех ведущих держав антигитлеровской коалиции договорились о сотрудничестве?

– Отношения лидеров большой тройки всегда были непростыми и менялись в ходе войны. Черчилль относился к Сталину более скептически, чем Рузвельт. Американский президент, наоборот, максимально раскрывал объятья: ему было необходимо сотрудничество с СССР, особенно после атаки японцев на Перл-Харбор. Когда велись переговоры, Рузвельт предлагал наиболее радикальные варианты: открытие Второго фронта и серьезное увеличение поставок по ленд-лизу в северных морях в 1942 году. Он говорил о том, что из политических соображений союзники должны оказывать помощь, что Америка взяла на себя обязательства и должна их выполнить.

Черчилль же был против таких вариантов, ведь американский и английский флот несли большие потери в ходе проводки конвоев. Он хотел минимизировать ущерб настолько, насколько это возможно. Идея премьер-министра Великобритании заключалась в том, чтобы ударить в «мягкое подбрюшье крокодила», то есть разгромить Италию и ослабить нацистов. Рузвельт и Сталин отстаивали вариант высадки на севере Франции. Черчилль всячески оттягивал этот момент.

Пиком единения стала Тегеранская конференция в 1943 году, на которой лидеры впервые встретились в полном составе. Кстати, Архангельск рассматривался как один из городов, который мог бы принять конференцию. Но Папанин сразу сказал, что он не готов принимать большие делегации.

– Как Сталин относился к программе ленд-лиза?

– Его в этой программе интересовало соблюдение сроков и объема поставок. В 1941–1942 годах поставки по некоторым направлениям были жизненно важными. Например, поставки высокооктанового бензина, который в СССР вообще не производился. А по ленд-лизу поставлялись самолеты, которые летали только на нем. По мере укрепления советской военной экономики интерес к поставкам топлива несколько ослабевал, но никогда не прекращался. Исключительно важную роль

сыграли продовольственные поставки. В 1946 году, когда они закончились, наступил голод. Сталин считал ленд-лиз важной частью сотрудничества антигитлеровской коалиции. Сохранились его телеграммы и письма, где он требует соблюдения сроков поставок, где включает в них какие-то ранее не запланированные товары, например золотые нити для аксельбантов, часы или пуговицы для красноармейских офицеров. В 1943 году происходил возврат к традиционным формам и способам репрезентации военных, к дореволюционным традициям. Много таких интересных артефактов есть в коллекции нашего краеведческого музея.

Гибель лесовоза «Ижора». Фото: stat.mil.ru

Папанин навел порядок в порту

– Почему для конвоев выбрали маршрут, проходящий через северные моря?

– Это был самый короткий и быстрый, но и самый опасный маршрут. Значительную часть пути после Исландии конвои проходили в северных морях в непосредственной близости от берегов оккупированной нацистами Норвегии. Самолеты люфтваффе и подлодки кригсмарине как раз оперировали на той территории, где проходили конвои, поэтому были большие потери.

– Но ведь были и другие пути?

– Да. Самый нудный – трансиранский сухопутный, так как Иран в то время был под контролем СССР и Великобритании. Другой путь – долгий и дорогостоящий, но вне зоны боевых действий – через Аляску и Сибирь. По нему перегонялись самолеты.

– По северному маршруту грузы доставляли и в Мурманск. Почему их большая часть шла в Архангельск и Молотовск?

– Мурманск большую часть войны находился в сорока километрах от линии фронта. Поэтому Архангельск и Молотовск были наиболее выигрышны: далеки от боевых действий, имели внутренние коммуникации – через них можно быстро перенаправить грузы в другие регионы. В критические для страны моменты значение Архангельска резко возрастает, что способствует модернизации порта. Иван Папанин, который руководил портом в то время, хорошо описывает это в своих воспоминаниях «Лед и пламень». Когда он прибыл в Архангельск, здесь была загроможденная портовая линия, отсутствовали дноуглубительные работы, порт не мог принимать океанские корабли, люди были в шоке и панике. Папанин навел порядок: порт заработал, грузы пошли.

Волчьи стаи Кригсмарине

– Почему первый конвой назвали не по номеру, как последующие, а дали ему имя?

– Трудно сказать, точности нет. Иногда первый конвой называют PQ-0, так его стали называть уже после войны. Дервиш – странствующий мусульманский монах. Возможно, название родилось в недрах британского адмиралтейства как следствие колониального опыта англичан.

– Почему Гитлер недооценил конвои?

– Первый конвой «Дервиш» был организован еще до действия программы ленд-лиза. Отправка его имела политический и символический характер. А цель была – показать желание и готовность помочь СССР в борьбе с фашизмом. На нацистов это не произвело впечатления. Они ничего не сделали для того, чтобы остановить «Дервиш». Все конвои 1941 года прошли без потерь, потому что немецкое командование не придавало им значения. Немцы собирались закончить войну до наступления зимы, поэтому их не заботило, что будут какие-то поставки в СССР. Все поменялось в 1942 году, когда после битвы под Москвой стало понятно, что блицкриг не состоялся и война примет затяжной характер, что это будет война ресурсов, как Первая мировая. С 1942 года арктический маршрут становится объектом пристального внимания немецкого командования. Планируются операции, направленные на уничтожение конвоев. На севере Норвегии сосредотачиваются подлодки, корабли, самолеты.

– Насколько был силен немецкий флот?

– Мощность флота Третьего рейха, который назывался кригсмарине, во много раз уступала мощности британского флота и по количеству, и по качеству. Но в отдельных видах вооружений кригсмарине могли создать преимущество, например в подлодках. Наибольшие потери конвои понесли именно из-за их атак.

У кригсмарине была особая тактика нападения, так называемая «волчья стая», когда группа из трех подлодок атакует конвой или его часть и незаметно уходит. Надводный флот – большие крейсеры и линкоры, в том числе и знаменитые «Шарнхорст», «Тирпиц», «Лютцов», – той роли, которая на них возлагалась, к счастью, не сыграли. «Тирпиц», конечно, всех пугал. Один выход его из фьорда в открытое море заставил британцев оставить без охранения конвой PQ-17, печально знаменитый большими потерями. Рассеявшиеся суда поодиночке прорывались в Архангельск, большинство стали легкой добычей немецких самолетов и подлодок. Но в целом линкоры и крейсеры не сыграли той роли, которая была им уготована.

arh29 1 16 31 bc2f7

Немецкий линкор-гигант «Тирпиц», который одним своим видом устрашал моряков. Фото: korabley.net

– Когда произошел перевес сил и конвои без особых препятствий стали приходить в наши порты?

– После коренного перелома, на рубеже 1942–1943 годов.

26 декабря 1942-го состоялся Новогодний бой у мыса Нордкап, когда немцы попытались массированно использовать надводные корабли для уничтожения конвоя. Британцы оказали мощный отпор. После этого опасность для конвоев пошла на убыль, но не исчезла. Налеты на Архангельск продолжались до 1944 года. Но трагедий, подобных PQ-17, уже не было.

Цифры и факты
78 арктических конвоев в общей сложности доставили более 4 миллионов тонн грузов, в том числе около 7 тысяч самолетов, 5 тысяч танков и машин, а также медикаменты, топливо и сырье. Более трех тысяч моряков из состава торгового флота и ВМС погибли от взрывов, пожаров, в ледяной воде.
С августа 1941-го по май 1945-го 78 конвоев из Великобритании и США было проведено в северные порты СССР. В рамках программы ленд-лиза 1398 судов доставили в Советский Союз важные военные материалы. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании были потеряны. Германия потеряла один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолетов.

Потом, кровью и мозолями

– Михаил Николаевич, какова была роль жителей Архангельска в союзных конвоях?

– Корабли архангельского торгового и рыболовного флота, их экипажи сопровождали союзные конвои. Потом, кровью и мозолями горожан приводился в порядок порт, строились новые причалы, мосты, железнодорожные коммуникации, проходила разгрузка-погрузка, обслуживание кораблей… И это происходило в тяжелейших условиях зимы 1941–1942 годов, когда в Архангельске был сильный голод.

В процентном отношении от голода в нашем городе погибло не меньше людей, чем в блокадном Ленинграде. Это героизм, иначе не назвать.

– Хоть какая-то часть от продовольственных поставок в Архангельске оставалась?

– По плану ничего не должно было оставаться. Но в экстраординарных условиях Папанин на свой страх и риск просил, чтобы часть продовольствия, поставлявшегося по ленд-лизу (в основном пищевые концентраты и консервы), попадали в город.

Чтобы понять, что пережили простые архангелогородцы во время войны, особенно осенью-зимой 1941–1942 годов, рекомендую почитать дневник пенсионера Филадельфа Паршинского, где он описывает трудности, с которыми пришлось столкнуться обычным людям.

К примеру, он откармливает нескольких кошек, в конце концов их съедает и описывает, что вкус «не хуже кролика». Он также пишет, что ждет Гитлера, что придут немцы – такие настроения тоже были. Из песни слов не выкинешь…

Ленд-лиз – это не четыре процента

– Почему после войны забыли подвиг участников конвоев?

– С началом холодной войны возник миф о четырех процентах – якобы именно столько составляли поставки от союзников. Эти проценты, взятые с потолка, вошли во все учебники. Такое принижение роли ленд-лиза и арктических конвоев я считаю унизительным в отношении памяти тех людей, кто самоотверженно трудился в порту и в море. Интересно, что это идеологическое принижение сказалось даже на воспоминаниях Папанина. Сначала он в своих мемуарах описывает колоссальную работу, которую ему пришлось проделать, чтобы обеспечить бесперебойный прием поставок, но в угоду идеологии заключает, что, дескать, существенной роли эти поставки не сыграли. Я уверен, что сам он так не думал.

– Возврат к истинным цифрам и фактам начался в девяностые годы?

– Да, с окончанием холодной войны и распадом СССР. Помню празднование юбилея «Дервиша» 1991 года. Кстати, тогда я сам впервые узнал о конвоях. В школе про них ничего не рассказывали, и вдруг в Архангельск пришли британские и американские корабли, город наполнился седыми и бравыми моряками-ветеранами – наконец-то вспомнили, что войну выиграла коалиция.

– Сегодня есть потребность объединиться тегом «братство северных конвоев»?

– Да, это очень важно. Хорошо, что у нас есть возможность, пусть на короткое время, закрыть глаза на противоречия в политике, международных отношениях и благодаря общей исторической памяти воссоздать точки соприкосновения. Праздник «Дервиш-75» колоссально актуален. Победа в Великой Отечественной войне признана главным событием XX века, и «пройти» мимо арктических конвоев просто невозможно. Для нашей региональной истории это отличный повод вспомнить о прошлом.

arh29 1 16 32 ebfa3

Погрузка танков «Матильда» в английском порту и американские штурмовики «Мустанг» на борту транспорта. Фото: stat.mil.ru

Полезное чтение

Книги по истории арктических конвоев

Михаил Супрун. Ленд-лиз и северные конвои, 1941–1945 гг., 1997. Серьезное научное исследование по теме профессора, доктора исторических наук , заведующего кафедрой истории САФУ им. М. В. Ломоносова. Автор рассказывает об истории экономических отношений союзников по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны, об их сотрудничестве на маршрутах поставок, о роли союзных флотов в проводке северных конвоев. Широчайший документальный материал и уникальные фотографии делают книгу интересной не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.

Юрий Барашков. Арктические конвои «В настроении» Гленна Миллера: история из первых уст, 2014. Книга еще одного профессора САФУ им. М. В. Ломоносова, которую он сам называет опытом коллективной памяти. В ней собраны воспоминания как российских, так и иностранных ветеранов – участников конвоев. Их рассказы проиллюстрированы картами, схемами, фотографиями Архангельска 40-х годов, а также коллекцией иностранных марок, посвященных арктическим караванам.

Братство северных конвоев

Сначала тушить пожар, потом платить

– Михаил Николаевич, а вы рассказываете своим ученикам о роли союзных конвоев в годы Второй мировой войны?

– Специальных уроков по этой теме нет, но каждый учитель имеет право привносить в программу региональный аспект. Рассказывая о войне, я подчеркиваю, какой вклад в Великую Победу внесла Архангельская область. Свою задачу вижу в том, чтобы показать, что Советский Союз сражался не в одиночестве, что помощь стран-союзников была очень важна. Стараюсь противостоять попыткам преуменьшения роли антигитлеровской коалиции. В нашем обществе до сих пор существуют дикие представления о ленд-лизе, его причинах и условиях, на которых осуществлялись поставки.

– Разгоним туман невежества. Кто задумал такую масштабную схему, как ленд-лиз?

– После серии блицкригов в 1939 году нацистская Германия взяла под контроль большую часть Европы, и Британия осталась с ней один на один.

Англичане были заинтересованы в том, чтобы получать ресурсы не только от своих колоний, но и от высокоразвитой в экономическом отношении Америки. В условиях войны Англия была готова платить деньги, но делать это становилось все труднее, ресурсы таяли с каждым днем.

И тогда президент США Франклин Рузвельт предложил такую схему поставок, которая устроила бы и Британию, и все воюющие страны. Ее назвали «ленд-лиз», то есть «заем-аренда». Рузвельт очень по-американски изложил свою идею перед Сенатом: «Я хочу пояснить вам наглядным примером. Если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом. Когда пожар будет потушен, сосед вернет тебе шланг, а если тот окажется поврежденным, то заплатит за него, когда поднакопит деньжат». Так и по ленд-лизу – после войны нужно было вернуть поставки или оплатить, но только то, что не было израсходовано во время военных действий.

– Каким странам оказывали помощь?

– Рузвельт предложил помогать всем, кто в тот момент действовал в интересах национальной безопасности США. Это было еще до вступления Америки в войну, до Перл-Харбора. Постепенно все страны, которые присоединялись к антигитлеровской коалиции, попадали в программу ленд-лиза. СССР стал ее участником в 1941 году. Кстати, первый конвой «Дервиш» прошел еще не в рамках ленд-лизовских поставок.

Эрик Элли, радиолокаторщик эсминца «Инглфилд», шедшего в составе первого арктического конвоя:
Операция «Дервиш» была очень простой и легкой: не было штормов, не было боев и 24 часа в сутки было светло. Немцы просто не поняли, что мы делаем. И все мы подумали, что и дальше будет так же легко. Однако после «Дервиша» немцы очнулись и осознали, что происходит. Они перебросили в Северную Норвегию самолеты люфтваффе и подводные лодки, в связи с чем проводку конвоев приходилось осуществлять как можно севернее.

Жизненно важные поставки

– Как руководители трех ведущих держав антигитлеровской коалиции договорились о сотрудничестве?

– Отношения лидеров большой тройки всегда были непростыми и менялись в ходе войны. Черчилль относился к Сталину более скептически, чем Рузвельт. Американский президент, наоборот, максимально раскрывал объятья: ему было необходимо сотрудничество с СССР, особенно после атаки японцев на Перл-Харбор. Когда велись переговоры, Рузвельт предлагал наиболее радикальные варианты: открытие Второго фронта и серьезное увеличение поставок по ленд-лизу в северных морях в 1942 году. Он говорил о том, что из политических соображений союзники должны оказывать помощь, что Америка взяла на себя обязательства и должна их выполнить.

Черчилль же был против таких вариантов, ведь американский и английский флот несли большие потери в ходе проводки конвоев. Он хотел минимизировать ущерб настолько, насколько это возможно. Идея премьер-министра Великобритании заключалась в том, чтобы ударить в «мягкое подбрюшье крокодила», то есть разгромить Италию и ослабить нацистов. Рузвельт и Сталин отстаивали вариант высадки на севере Франции. Черчилль всячески оттягивал этот момент.

Пиком единения стала Тегеранская конференция в 1943 году, на которой лидеры впервые встретились в полном составе. Кстати, Архангельск рассматривался как один из городов, который мог бы принять конференцию. Но Папанин сразу сказал, что он не готов принимать большие делегации.

– Как Сталин относился к программе ленд-лиза?

– Его в этой программе интересовало соблюдение сроков и объема поставок. В 1941–1942 годах поставки по некоторым направлениям были жизненно важными. Например, поставки высокооктанового бензина, который в СССР вообще не производился. А по ленд-лизу поставлялись самолеты, которые летали только на нем. По мере укрепления советской военной экономики интерес к поставкам топлива несколько ослабевал, но никогда не прекращался. Исключительно важную роль

сыграли продовольственные поставки. В 1946 году, когда они закончились, наступил голод. Сталин считал ленд-лиз важной частью сотрудничества антигитлеровской коалиции. Сохранились его телеграммы и письма, где он требует соблюдения сроков поставок, где включает в них какие-то ранее не запланированные товары, например золотые нити для аксельбантов, часы или пуговицы для красноармейских офицеров. В 1943 году происходил возврат к традиционным формам и способам репрезентации военных, к дореволюционным традициям. Много таких интересных артефактов есть в коллекции нашего краеведческого музея.

Гибель лесовоза «Ижора». Фото: stat.mil.ru

Папанин навел порядок в порту

– Почему для конвоев выбрали маршрут, проходящий через северные моря?

– Это был самый короткий и быстрый, но и самый опасный маршрут. Значительную часть пути после Исландии конвои проходили в северных морях в непосредственной близости от берегов оккупированной нацистами Норвегии. Самолеты люфтваффе и подлодки кригсмарине как раз оперировали на той территории, где проходили конвои, поэтому были большие потери.

– Но ведь были и другие пути?

– Да. Самый нудный – трансиранский сухопутный, так как Иран в то время был под контролем СССР и Великобритании. Другой путь – долгий и дорогостоящий, но вне зоны боевых действий – через Аляску и Сибирь. По нему перегонялись самолеты.

– По северному маршруту грузы доставляли и в Мурманск. Почему их большая часть шла в Архангельск и Молотовск?

– Мурманск большую часть войны находился в сорока километрах от линии фронта. Поэтому Архангельск и Молотовск были наиболее выигрышны: далеки от боевых действий, имели внутренние коммуникации – через них можно быстро перенаправить грузы в другие регионы. В критические для страны моменты значение Архангельска резко возрастает, что способствует модернизации порта. Иван Папанин, который руководил портом в то время, хорошо описывает это в своих воспоминаниях «Лед и пламень». Когда он прибыл в Архангельск, здесь была загроможденная портовая линия, отсутствовали дноуглубительные работы, порт не мог принимать океанские корабли, люди были в шоке и панике. Папанин навел порядок: порт заработал, грузы пошли.

Волчьи стаи Кригсмарине

– Почему первый конвой назвали не по номеру, как последующие, а дали ему имя?

– Трудно сказать, точности нет. Иногда первый конвой называют PQ-0, так его стали называть уже после войны. Дервиш – странствующий мусульманский монах. Возможно, название родилось в недрах британского адмиралтейства как следствие колониального опыта англичан.

– Почему Гитлер недооценил конвои?

– Первый конвой «Дервиш» был организован еще до действия программы ленд-лиза. Отправка его имела политический и символический характер. А цель была – показать желание и готовность помочь СССР в борьбе с фашизмом. На нацистов это не произвело впечатления. Они ничего не сделали для того, чтобы остановить «Дервиш». Все конвои 1941 года прошли без потерь, потому что немецкое командование не придавало им значения. Немцы собирались закончить войну до наступления зимы, поэтому их не заботило, что будут какие-то поставки в СССР. Все поменялось в 1942 году, когда после битвы под Москвой стало понятно, что блицкриг не состоялся и война примет затяжной характер, что это будет война ресурсов, как Первая мировая. С 1942 года арктический маршрут становится объектом пристального внимания немецкого командования. Планируются операции, направленные на уничтожение конвоев. На севере Норвегии сосредотачиваются подлодки, корабли, самолеты.

– Насколько был силен немецкий флот?

– Мощность флота Третьего рейха, который назывался кригсмарине, во много раз уступала мощности британского флота и по количеству, и по качеству. Но в отдельных видах вооружений кригсмарине могли создать преимущество, например в подлодках. Наибольшие потери конвои понесли именно из-за их атак.

У кригсмарине была особая тактика нападения, так называемая «волчья стая», когда группа из трех подлодок атакует конвой или его часть и незаметно уходит. Надводный флот – большие крейсеры и линкоры, в том числе и знаменитые «Шарнхорст», «Тирпиц», «Лютцов», – той роли, которая на них возлагалась, к счастью, не сыграли. «Тирпиц», конечно, всех пугал. Один выход его из фьорда в открытое море заставил британцев оставить без охранения конвой PQ-17, печально знаменитый большими потерями. Рассеявшиеся суда поодиночке прорывались в Архангельск, большинство стали легкой добычей немецких самолетов и подлодок. Но в целом линкоры и крейсеры не сыграли той роли, которая была им уготована.

arh29 1 16 31 bc2f7

Немецкий линкор-гигант «Тирпиц», который одним своим видом устрашал моряков. Фото: korabley.net

– Когда произошел перевес сил и конвои без особых препятствий стали приходить в наши порты?

– После коренного перелома, на рубеже 1942–1943 годов.

26 декабря 1942-го состоялся Новогодний бой у мыса Нордкап, когда немцы попытались массированно использовать надводные корабли для уничтожения конвоя. Британцы оказали мощный отпор. После этого опасность для конвоев пошла на убыль, но не исчезла. Налеты на Архангельск продолжались до 1944 года. Но трагедий, подобных PQ-17, уже не было.

Цифры и факты
78 арктических конвоев в общей сложности доставили более 4 миллионов тонн грузов, в том числе около 7 тысяч самолетов, 5 тысяч танков и машин, а также медикаменты, топливо и сырье. Более трех тысяч моряков из состава торгового флота и ВМС погибли от взрывов, пожаров, в ледяной воде.
С августа 1941-го по май 1945-го 78 конвоев из Великобритании и США было проведено в северные порты СССР. В рамках программы ленд-лиза 1398 судов доставили в Советский Союз важные военные материалы. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании были потеряны. Германия потеряла один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолетов.

Потом, кровью и мозолями

– Михаил Николаевич, какова была роль жителей Архангельска в союзных конвоях?

– Корабли архангельского торгового и рыболовного флота, их экипажи сопровождали союзные конвои. Потом, кровью и мозолями горожан приводился в порядок порт, строились новые причалы, мосты, железнодорожные коммуникации, проходила разгрузка-погрузка, обслуживание кораблей… И это происходило в тяжелейших условиях зимы 1941–1942 годов, когда в Архангельске был сильный голод.

В процентном отношении от голода в нашем городе погибло не меньше людей, чем в блокадном Ленинграде. Это героизм, иначе не назвать.

– Хоть какая-то часть от продовольственных поставок в Архангельске оставалась?

– По плану ничего не должно было оставаться. Но в экстраординарных условиях Папанин на свой страх и риск просил, чтобы часть продовольствия, поставлявшегося по ленд-лизу (в основном пищевые концентраты и консервы), попадали в город.

Чтобы понять, что пережили простые архангелогородцы во время войны, особенно осенью-зимой 1941–1942 годов, рекомендую почитать дневник пенсионера Филадельфа Паршинского, где он описывает трудности, с которыми пришлось столкнуться обычным людям.

К примеру, он откармливает нескольких кошек, в конце концов их съедает и описывает, что вкус «не хуже кролика». Он также пишет, что ждет Гитлера, что придут немцы – такие настроения тоже были. Из песни слов не выкинешь…

Ленд-лиз – это не четыре процента

– Почему после войны забыли подвиг участников конвоев?

– С началом холодной войны возник миф о четырех процентах – якобы именно столько составляли поставки от союзников. Эти проценты, взятые с потолка, вошли во все учебники. Такое принижение роли ленд-лиза и арктических конвоев я считаю унизительным в отношении памяти тех людей, кто самоотверженно трудился в порту и в море. Интересно, что это идеологическое принижение сказалось даже на воспоминаниях Папанина. Сначала он в своих мемуарах описывает колоссальную работу, которую ему пришлось проделать, чтобы обеспечить бесперебойный прием поставок, но в угоду идеологии заключает, что, дескать, существенной роли эти поставки не сыграли. Я уверен, что сам он так не думал.

– Возврат к истинным цифрам и фактам начался в девяностые годы?

– Да, с окончанием холодной войны и распадом СССР. Помню празднование юбилея «Дервиша» 1991 года. Кстати, тогда я сам впервые узнал о конвоях. В школе про них ничего не рассказывали, и вдруг в Архангельск пришли британские и американские корабли, город наполнился седыми и бравыми моряками-ветеранами – наконец-то вспомнили, что войну выиграла коалиция.

– Сегодня есть потребность объединиться тегом «братство северных конвоев»?

– Да, это очень важно. Хорошо, что у нас есть возможность, пусть на короткое время, закрыть глаза на противоречия в политике, международных отношениях и благодаря общей исторической памяти воссоздать точки соприкосновения. Праздник «Дервиш-75» колоссально актуален. Победа в Великой Отечественной войне признана главным событием XX века, и «пройти» мимо арктических конвоев просто невозможно. Для нашей региональной истории это отличный повод вспомнить о прошлом.

arh29 1 16 32 ebfa3

Погрузка танков «Матильда» в английском порту и американские штурмовики «Мустанг» на борту транспорта. Фото: stat.mil.ru

Полезное чтение

Книги по истории арктических конвоев

Михаил Супрун. Ленд-лиз и северные конвои, 1941–1945 гг., 1997. Серьезное научное исследование по теме профессора, доктора исторических наук , заведующего кафедрой истории САФУ им. М. В. Ломоносова. Автор рассказывает об истории экономических отношений союзников по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны, об их сотрудничестве на маршрутах поставок, о роли союзных флотов в проводке северных конвоев. Широчайший документальный материал и уникальные фотографии делают книгу интересной не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.

Юрий Барашков. Арктические конвои «В настроении» Гленна Миллера: история из первых уст, 2014. Книга еще одного профессора САФУ им. М. В. Ломоносова, которую он сам называет опытом коллективной памяти. В ней собраны воспоминания как российских, так и иностранных ветеранов – участников конвоев. Их рассказы проиллюстрированы картами, схемами, фотографиями Архангельска 40-х годов, а также коллекцией иностранных марок, посвященных арктическим караванам.

Поделиться
16762