22 октября 2014

Борьба за бренды

Архангельск – колыбель Российского Флота. Эта фраза знакома землякам с детства, и считается такой же азбучной истиной, как впадение Волги в Каспийское море, а Северной Двины – в Белое. Однако не все так однозначно. Сегодня на звание родины отечественного судостроения и мореплавания претендуют несколько российских городов.

Один из них – Ярославль. До Балтийского и Белого морей отсюда – дистанции огромного размера. Да и «потешный» ботик молодого Петра бороздил воды Плещеева озера в Переславле-Залесском, а не Волгу в Ярославле. Однако ж Ярославль – областной центр, и тамошним руководителям хочется застолбить за собой гордое звание прародины отечественного флота.

Воронеж – город, также отдаленный от морей. Между тем здесь с 1696 года было начато строительство военных кораблей. Неслучайно Воронеж стремится оставить  за собой титул «Родины Российского флота». Да, построенные здесь парусники участвовали в боях за Азов, Петр здесь был неоднократно и руководил строительством кораблей. Вот только Архангельск он впервые посетил в 1693 году, здесь были спущены на воду яхта «Святой Петр» (за три года до официального старта кораблестроения в Воронеже) и 24-пушечный корабль «Апостол Павел» (за два года). Кстати, для постройки кораблей на воронежских верфях были привезены корабельные мастера из Архангельска;  поморы на протяжении нескольких допетровских веков строили корабли для плавания в высоких широтах, так что традиция корабельного мастерства в нашем крае имеет долгую и славную историю. Визит Петра дал начало развитию новой отрасли – военного кораблестроения.

Воронеж оказался не очень приспособлен к решению поставленной задачи. На сайте www.voronezh.me  в краеведческой статье «Петр I и Воронеж» читаем: «Во время своего очередного приезда в 1705 году Петра беспокоило обмеление р. Воронеж после весенних разливов, оно мешало плаванию многопушечных кораблей. Построенный в 1704 году шлюз оказался малоэффективным. Царь дает указание подобрать ниже города, ближе к устью реки, новое место для верфи. Так была заложен город Тавров и Тавровская верфь, туда же был перевезен и деревянный домик Петра».

То ли дело Архангельск, расположенный в устье Северной Двины. Впрочем, звание колыбели судостроения оспаривает у нас еще один приморский город, да какой – Санкт-Петербург! Между тем, когда в Архангельске были спущены первые корабли, будущей столицы империи еще не было и в помине, а на берегах Невы стояли только избушки финских рыбаков и шведские крепости.

Интересно, кто еще станет оспаривать у Архангельска его исторический бренд?

Быть может, Карелия, где на скалах красуются изображения весьма крупных судов эпохи неолита – а это несколько тысяч лет назад? Такие долбленые из цельного ствола суда бороздили Белое море в глубокой древности, чему свидетельства – петроглифы.

В любом случае, за бренд прародины отечественного флота нашим историкам, общественным деятелям и, конечно, представителям власти еще предстоит побороться с надежными аргументами в руках.

Пока спорим о старом бренде, пытаются забрать себе и новый – Арктический университет. О том, что вуз с таким названием должен появиться в Мурманске на днях заявила губернатор Заполярья Марина Ковтун. Наряду с учебными заведениями региона ядром нового вуза должен, по мысли  мурманских руководителей, стать и Кольский научный центр. По иронии, буквально через день-другой после этого заявления в этом центре был произведен обыск. Как выяснилось, следствие интересуется: куда делись 70 миллионов рублей, предназначенных на строительство жилья для молодых ученых?

Сегодня в Северо-Западном федеральном округе уже действуют два вуза федерального подчинения: Санкт- Петербургский университет и наш САФУ. И вряд ли государственная власть решится на создание еще одного «арктического» вуза: бюджет, как конь Боливар, два федеральных образовательных комплекса со сходными названиями не вынесет. К тому же, в свете вышеупомянутых событий, есть серьезные опасения за судьбу бюджетных денег. И если уж мурманчане так хотят иметь свой арктический университет…что ж, кто против? Но придется ограничиться областным рангом.

Один из них – Ярославль. До Балтийского и Белого морей отсюда – дистанции огромного размера. Да и «потешный» ботик молодого Петра бороздил воды Плещеева озера в Переславле-Залесском, а не Волгу в Ярославле. Однако ж Ярославль – областной центр, и тамошним руководителям хочется застолбить за собой гордое звание прародины отечественного флота.

Воронеж – город, также отдаленный от морей. Между тем здесь с 1696 года было начато строительство военных кораблей. Неслучайно Воронеж стремится оставить  за собой титул «Родины Российского флота». Да, построенные здесь парусники участвовали в боях за Азов, Петр здесь был неоднократно и руководил строительством кораблей. Вот только Архангельск он впервые посетил в 1693 году, здесь были спущены на воду яхта «Святой Петр» (за три года до официального старта кораблестроения в Воронеже) и 24-пушечный корабль «Апостол Павел» (за два года). Кстати, для постройки кораблей на воронежских верфях были привезены корабельные мастера из Архангельска;  поморы на протяжении нескольких допетровских веков строили корабли для плавания в высоких широтах, так что традиция корабельного мастерства в нашем крае имеет долгую и славную историю. Визит Петра дал начало развитию новой отрасли – военного кораблестроения.

Воронеж оказался не очень приспособлен к решению поставленной задачи. На сайте www.voronezh.me  в краеведческой статье «Петр I и Воронеж» читаем: «Во время своего очередного приезда в 1705 году Петра беспокоило обмеление р. Воронеж после весенних разливов, оно мешало плаванию многопушечных кораблей. Построенный в 1704 году шлюз оказался малоэффективным. Царь дает указание подобрать ниже города, ближе к устью реки, новое место для верфи. Так была заложен город Тавров и Тавровская верфь, туда же был перевезен и деревянный домик Петра».

То ли дело Архангельск, расположенный в устье Северной Двины. Впрочем, звание колыбели судостроения оспаривает у нас еще один приморский город, да какой – Санкт-Петербург! Между тем, когда в Архангельске были спущены первые корабли, будущей столицы империи еще не было и в помине, а на берегах Невы стояли только избушки финских рыбаков и шведские крепости.

Интересно, кто еще станет оспаривать у Архангельска его исторический бренд?

Быть может, Карелия, где на скалах красуются изображения весьма крупных судов эпохи неолита – а это несколько тысяч лет назад? Такие долбленые из цельного ствола суда бороздили Белое море в глубокой древности, чему свидетельства – петроглифы.

В любом случае, за бренд прародины отечественного флота нашим историкам, общественным деятелям и, конечно, представителям власти еще предстоит побороться с надежными аргументами в руках.

Пока спорим о старом бренде, пытаются забрать себе и новый – Арктический университет. О том, что вуз с таким названием должен появиться в Мурманске на днях заявила губернатор Заполярья Марина Ковтун. Наряду с учебными заведениями региона ядром нового вуза должен, по мысли  мурманских руководителей, стать и Кольский научный центр. По иронии, буквально через день-другой после этого заявления в этом центре был произведен обыск. Как выяснилось, следствие интересуется: куда делись 70 миллионов рублей, предназначенных на строительство жилья для молодых ученых?

Сегодня в Северо-Западном федеральном округе уже действуют два вуза федерального подчинения: Санкт- Петербургский университет и наш САФУ. И вряд ли государственная власть решится на создание еще одного «арктического» вуза: бюджет, как конь Боливар, два федеральных образовательных комплекса со сходными названиями не вынесет. К тому же, в свете вышеупомянутых событий, есть серьезные опасения за судьбу бюджетных денег. И если уж мурманчане так хотят иметь свой арктический университет…что ж, кто против? Но придется ограничиться областным рангом.

Поделиться
5443