«Без оплаты по факту уйдешь в потолок»: предпринимателям посоветовали наладить раздельный сбор отходов, чтобы исключить избыточную финансовую нагрузку

В этом году региональный оператор по обращению с ТКО в Архангельской области активизировал претензионную работу в отношении предпринимателей, которые не передали данные для актуальных расчетов за вывоз мусора. Из 35 тысяч юридических лиц, которые зарегистрированы в налоговой, договорные отношения с регоператором оформили лишь 6,5 тысячи.

По оценкам специалистов, не охваченными остаются еще как минимум 14 тысяч предпринимателей и организаций. Таким юрлицам приходят письма счастья: досудебные претензии, в которых суммы указываются заоблачные — 100–200 тысяч рублей и более.

— Суммы в претензиях составлены исходя из официальной информации, полученной от УФНС. Такой подход не может быть точным, поскольку официальных данных недостаточно, – объяснила начальник управления реализации услуг по обращению с ТКО ООО «ЭкоИнтегратор» Надежда Попова. – Мы не владеем информацией о реальном числе работников предприятия, занимаемой площади или внутренних договорах между арендатором и арендодателем.

Эта проблема обсуждалась на встрече бизнеса и представителей заинтересованных структур, организованной уполномоченным при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Иваном Кулявцевым. На мероприятии обсуждались вопросы, связанные с новыми правилами обращения с ТКО, процессу сбора, обработки, захоронения отходов. Предприниматели проявили большой интерес к онлайн-трансляции, ее запись доступна на сайте омбудсмена: бизнес-защитник.рф.

Откуда такие цифры?

С 1 января 2020 года в Архангельской области оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами может только ООО «ЭкоИнтегратор». Но лишь малая часть юридических лиц смогли перестроить свое отношение к вопросам обращения с ТКО и наладить легализованный сбор и вывоз отходов. Многие ссылаются на отсутствие печатных форм договоров с регоператором, поэтому отказываются от взаимодействия. Однако публичный договор является общим для всех, а его  цена рассчитывается по установленным нормативам до тех пор, пока организация не подаст заявку с расчетом отходов.

По словам генерального директора ООО «ЭкоИнтегратор» Валерия Шушкова,  более двух тысяч претензий было направлено в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Архангельской области, у которых не заключены договоры на оказание услуг по вывозу отходов. Легализовать вывоз ТКО – требование федерального закона «Об отходах производства и потребления».

— Суммы в претензиях, которые получают предприниматели, часто получаются завышенными, потому что нет полной информации о каждом предприятии. Поэтому, когда юрлицо заявляется и подтверждает данные по своей деятельности, производится перерасчет, соответственно корректируются и суммы за услуги обращения с ТКО. Цифры снижаются на порядок, — отметил директор регионального оператора. — Что касается договора, то история предсказуема. Можно в обход закона заключить договор с другим перевозчиком, который не работает с регоператором, и возить дешевле. Но возникает вопрос: куда он возит? Если предлагают услуги в три раза дешевле, то, скорее всего, мусор вывезут в лес или в реку.

Нелегальный вывоз – это отсутствие точных данных по объемам образующихся ТКО в регионе, бесконтрольный сброс отходов в контейнеры у жилых домов.

Как было заявлено на встрече с предпринимателями, те юридические лица, которые скрывают факт образования ТКО и не хотят легализовать вывоз отходов, будут отстаивать свою позицию в суде. Региональный оператор подает судебные иски на юрлиц, не имеющих договоров на вывоз ТКО. Суммы долга, указанные в претензионных письмах юридическим лицам, также придется оспаривать и документально подтверждать в судебном порядке.


Изучайте законы и действуйте

Надзорные органы тоже стали активнее обращаться в суды. Времени, чтобы заключить договоры, было предостаточно.

— Те, кто хотел прийти, пришел, — резюмировал  прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры региона Владимир Сухов. Мы не действуем агрессивно, но эту работу будем продолжать, чтобы в дальнейшем исключить подкидывание мусора в жилфонд, на несанкционированные свалки. По его мнению, положительные результаты реформы по обращению с ТКО налицо: динамика образования несанкционированных свалок снижается, появилось больше контейнеров и площадок, даже в тех местах, где их никогда не было.  Благодаря этому надзорные органы стали понимать, сколько в регионе образуется коммунальных отходов, потому что «изначально расчеты носили больше теоретический характер».

По словам Владимира Сухова, когда представители прокуратуры приходят на предприятие, выясняется, что только крупные субъекты четко знают действующее законодательство, разрабатывают свои внутренние документы.

— Малый и средний бизнес не знает, что такое паспорт отходов, не может их классифицировать, и мы вынуждены при нарушении закона принимать меры прокурорского реагирования.  Поэтому нужно признать, что у малого бизнеса существуют очевидные сложности с точки зрения встраивания в новое природоохранное законодательство, — сообщил прокурор.

Он также напомнил, что у предпринимателей появилась возможность структурировать свои отходы и формировать свои расходы через два механизма  — передачу ТКО регоператору, а промышленные отходы специализированной организации. Заработанные деньги на сдаче вторсырья можно направлять на утилизацию отходов региональным оператором.

— Если игнорировать требования законодательства, любой гражданин, видя, что у вас нет контейнера, обнаружив чеки на несанкционированной свалке, может написать жалобу. И тогда проверки вам обеспечены. Сейчас этим занимается не только прокуратура, но и органы МВД, — отметила сопредседатель регионального штаба ОНФ, эколог Айман Тюкина. Риски – экологические штрафы на сотни тысяч рублей.

Как уйти от нормативов?

По нормативам плата за вывоз ТКО рассчитывается в зависимости от категории объекта, численности сотрудников, площади и тарифа.

Небольшие суммы получаются для административных зданий, учреждений, контор и офисов – в среднем 24 рубля в месяц на одного работника. У предприятий торговли из расчета на 100 кв. метров торговой площади — 1700 рублей в месяц. Но в большинстве случаев коммунальные платежи, куда включена и плата за вывоз ТКО, осуществляет арендодатель – об этом тоже необходимо известить регионального оператора, предоставив копию договора. И в таком случае самостоятельно оплачивать счета за ТКО предпринимателю не придется.

Правда, некоторые арендодатели заставляют предпринимателей напрямую заключать договоры с регоператором. Это приводит к росту расходов, ведь каждый арендатор свою контейнерную площадку установить не может.

— При этом арендаторы не заставляют своих клиентов заключать договоры на воду, договариваться с дворником, так почему исключение делается для отходов? Если сдаешь площадки в аренду, получаешь прибыль, организуй и контейнерную площадку, — сказала Айман Тюкина.

В этом с ней солидарен депутат Архангельского облсобрания Алексей Кувакин. Контейнер – это путь к оплате по фактическому образованию отходов, а бестарный способ – это практически всегда норматив.

— Но установить контейнер, являясь собственником помещения на первом этаже многоквартирного дома, невозможно. Здесь бизнес заложник ситуации. Однако договориться все же можно, обсудив с регоператором реальный объем отходов, — считает Алексей Кувакин. — Мы дошли до точки, когда экологические проблемы стали реальной угрозой безопасности страны. Это вызывает недовольство населения, загрязняет  окружающую среду. То, к чему мы пришли, виноваты все – и крупные промышленные предприятия, и мелкий бизнес, и население. Оградить от реформы малых предпринимателей не получится, так или иначе платить по счетам будут все.

И все же, несмотря на явное замалчивание регоператором темы оплаты по факту, участники встречи сделали акцент именно на этом. Да, возможно бизнесу придется потрудиться, чтобы правильно оформить документы и начать по-новому заниматься своими отходами.  Консультативную помощь готов оказать аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в Архангельской области.

— Большинство предпринимателей – добросовестные, порядочные, стараются быть законопослушными и руководствуются логикой, ведь по каждому виду надзора невозможно знать «книжечку требований». Это всего одна из тем, которую бизнес должен понимать среди прочих, — сказал бизнес-омбудсмен Иван Кулявцев. – Но здесь нужно учитывать, что во главе угла реформы – общественный интерес, все это делается для того, чтобы повысить культуру обращения с отходами, обеспечив безопасность окружающей среды.

Он предложил на площадке уполномоченного создать базу данных, инструкций для действий предпринимателей, которые захотят изучить этот вопрос и действовать в законодательном поле.

КОММЕНТАРИИ

Айман Тюкина,  сопредседатель регионального штаба ОНФ, председатель правления общественной организации по охране окружающей среды «Исток», почетный эколог Архангельской области:

– Сегодня зачастую во главу угла ставится не экология, а экономика. Проблема малого и среднего бизнеса – незнание законодательства. Общаясь с предпринимателями, я понимаю, что для них нет разницы ТКО или ТБО…  Но мы должны понимать, что твердые коммунальные отходы (ТКО) – это только группа отходов, а у предприятия их несколько. Незнание нормативных документов приводит к тем проблемам, которые существуют.

Только изучив законодательство, будет проще их решать. Порядок учета в области обращения с отходами вступил в силу с 1 января 2021 года. Так, осуществляя учет отходов  в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 8 декабря 2020 года № 1028, вы можете доказывать и региональному оператору,  и в суде фактический объем производимых отходов.

Любое предприятие может уменьшить свои расходы. Если вы разделяете отходы и сдаете как вторсырье, они уже не учитываются в ТКО.

Алексей Кувакин, заместитель председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по жилищной политике и коммунальному хозяйству, советник губернатора по вопросам экологии и обращению с ТКО:

— Действительно, для предпринимателей экономика стоит на первом месте, экология на втором. Я сам был предпринимателем и понимаю позицию бизнеса. Мусорная реформа, ее активный переходный период, пришелся на период пандемии. Обороты изменились, и если раньше ты платил условно две тысячи, то сейчас должен двадцать. Кроме того, мусорная реформа у нас оценивается в негативном ключе. И для населения, и для бизнеса региональный оператор — это некая страшилка.

80 процентов бизнеса в регионе – это торговля и сфера услуг, и большинство организаций вторичные ресурсы выкидывает. Деньги кажутся смешными, а сам процесс организации сортировки у себя в кафе, торговой точке представляется проблематичным. Но вторичка растет в цене очень быстро. Например, ПЭТ стоил в прошлом году 8 рублей, а сейчас в некоторых регионах его принимают по 55-56 рублей!

Для бизнеса важно из 20 тысяч вернуться в те две тысячи, которые они платили. А как этого добиться? Только введением раздельного сбора отходов, иначе невозможно добиться оплаты по факту, а не по нормативу. Без оплаты по факту все равно уйдешь в потолок! На небольших предприятиях наладить раздельный сбор отходов можно, было бы желание. Предпринимателей просто нужно состыковать с людьми, которые занимаются сбором вторсырья.

Елена Светличная

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 29 октября 2021 г.