12 июля 2019

Без исключений

26 июня 2019 года депутаты Архангельского областного Собрания депутатов внесли изменения в областной закон «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений». Законопроект принят в первом чтении.

О сути этих изменений рассказывает министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Александр Ерулик.

– Александр Валерьевич, чем были вызваны изменения областного закона в сфере лесных отношений?

– Законопроектом предлагается исключить из областного закона пункт об исключительных случаях заготовки леса для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Кроме этого, исключён из закона пункт, закрепляющий за Правительством области полномочий по утверждению порядка осуществления контроля за целевым использованием древесины, заготовленной по договорам купли-продажи.

Сегодня к таким случаям отнесены:

  • заготовка древесины для организации теплоснабжения и снабжения населения топливом государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по организации теплоснабжения и снабжения населения топливом;
  • заготовка древесины, необходимой для осуществления строительства, реконструкции, ремонта зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отопления.

– Как представители малого и среднего бизнеса смогут заниматься лесозаготовками?

– Условно весь лесной фонд области можно разделить на две большие части – зону долгосрочной аренды и зону краткосрочного пользования. Для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в лесу, в каждом муниципальном образовании области закреплена в документах лесного планирования так называемая зона краткосрочного пользования лесными ресурсами, в которой заготовка древесины осуществляется только субъектами МСП на основании аукционов сроком на один год. Также лесозаготовкой имеет право заниматься и население.

При этом предприниматели, выигравшие аукционы, освобождаются от расходов по охране, защите и воспроизводству лесов.

С 1 января 2018 года отпуск древесины для исключительных случаев производится по результатам электронных торгов. Эти аукционы проводит управление лесничествами министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области. Кроме этого предприниматели могут участвовать в аукционах на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, которые проводят лесничества области.

В зоне долгосрочной аренды до последнего времени был предусмотрен механизм предоставления лесных участков в аренду с помощью аукционов, но здесь субъектам МСП сложно конкурировать с крупными лесопромышленными предприятиями, так как на аукционе побеждает тот, кто предложит большую цену. Понятно, что финансовые возможности предпринимателей и крупных холдингов несопоставимы.

– По какой причине областная прокуратура инициировала отмену исключительных случаев?

– Имеется немало фактов, когда победители аукционов не поставляют по договорам дрова, субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую остаются без лесного ресурса, что также становится причиной срыва договоров, есть и другие примеры. Нередки случаи, когда крупные компании подключаются к поставке дров, когда с этой задачей не справляются представители малого и среднего бизнеса.

Получается, что в настоящее время утрачена возможность оказания реальной поддержки в виде поставки древесины по цене ниже рыночной конкретным муниципальным образованиям или сельскохозяйственным товаропроизводителям области. По этой причине Прокуратура области и инициировала отмену исключительных случаев.

– Тем не менее, предприниматели в районах области, ведущие лесной бизнес, обеспокоены сегодняшней ситуацией…

– В июне в ходе выездных совещаний практически во всех муниципальных образованиях с участием глав муниципальных образований и представителей лесного малого и среднего бизнеса, а также сельхозтоваропроизводителей, представителей теплоснабжающих организаций, крупных лесопромышленных предприятий, депутатов областного и местного уровней обсуждались изменения лесного законодательства как на федеральном, так и на областном уровнях. Мы рассмотрели доводы сторон для соблюдения баланса интересов всех заинтересованных.

С одной стороны, муниципалитетам необходимо обеспечить бесперебойную поставку дров населению и теплоснабжающим организациям и в то же время развивать малый бизнес. Малый бизнес заинтересован в стабильной и предсказуемой работе, так как работа в зоне краткосрочного пользования по договорам на один год не позволяет планировать и развивать бизнес.

Что касается поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в части помощи по приобретению материалов для строительства, реконструкции, ремонта зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения, то данный вопрос может быть решен через государственные программы Архангельской области.

– Повлияет ли принятие законопроекта на судьбу малого и среднего бизнеса в районах области?

– Интересы субъектов малого и среднего предпринимательства с принятием законопроекта ущемлены не будут, поскольку остается возможность заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в зоне краткосрочного пользования.

В настоящее время на федеральном уровне предусмотрена возможность предоставления лесных участков в долгосрочную аренду на срок до 49 лет через конкурсы.

Отличие конкурса от аукциона в том, что цена уже не является решающим фактором для победы. Предусмотрено пять критериев оценки. Набравший большее количество баллов признается победителем, причем приоритет отдается производителям, которые имеют производственные мощности на территории соответствующего района.

– Удалось ли достичь взаимопонимания по итогам совещаний в районах и какие решения приняты?

– Во всех районах, где проходили эти совещания, абсолютное большинство субъектов МСП высказало мнение, что долгосрочная аренда предпочтительнее краткосрочной. Федеральный центр озвучил приоритеты – чем глубже переработка, тем дешевле плата за лес. Предприниматели сейчас внимательно изучают документы, в которых указаны правила подачи заявок на конкурсы, требования к документам, критерии оценки.

Теплоснабжающие организации высказывали опасения относительно превышения стоимости дров над стоимостью, заложенной в тарифе.

Муниципальным образованиям, с учетом специфики районов, рекомендовано определить схему снабжения населения и теплоснабжающих организаций дровами, в том числе, привлекая к работам и крупные лесопромышленные предприятия, и субъекты МСП. В частности, совместно с крупными лесопромышленными компаниями будут определены места расположения площадок накопления дров, объемы поставки дровяной древесины.

Предприниматели будут содержать площадки, принимать, пилить дрова и затем заниматься их доставкой до потребителей.

– Когда изменения вступят в силу?

– Ко второму чтению в законопроект будут внесены поправки о переходном периоде и вступлении законопроекта в силу с 1 июля 2020 года. До этого времени нам предстоит согласовать и урегулировать все возникающие вопросы.

Фото: dvinanews.ru

Без исключений

О сути этих изменений рассказывает министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Александр Ерулик.

– Александр Валерьевич, чем были вызваны изменения областного закона в сфере лесных отношений?

– Законопроектом предлагается исключить из областного закона пункт об исключительных случаях заготовки леса для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Кроме этого, исключён из закона пункт, закрепляющий за Правительством области полномочий по утверждению порядка осуществления контроля за целевым использованием древесины, заготовленной по договорам купли-продажи.

Сегодня к таким случаям отнесены:

  • заготовка древесины для организации теплоснабжения и снабжения населения топливом государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по организации теплоснабжения и снабжения населения топливом;
  • заготовка древесины, необходимой для осуществления строительства, реконструкции, ремонта зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отопления.

– Как представители малого и среднего бизнеса смогут заниматься лесозаготовками?

– Условно весь лесной фонд области можно разделить на две большие части – зону долгосрочной аренды и зону краткосрочного пользования. Для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в лесу, в каждом муниципальном образовании области закреплена в документах лесного планирования так называемая зона краткосрочного пользования лесными ресурсами, в которой заготовка древесины осуществляется только субъектами МСП на основании аукционов сроком на один год. Также лесозаготовкой имеет право заниматься и население.

При этом предприниматели, выигравшие аукционы, освобождаются от расходов по охране, защите и воспроизводству лесов.

С 1 января 2018 года отпуск древесины для исключительных случаев производится по результатам электронных торгов. Эти аукционы проводит управление лесничествами министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области. Кроме этого предприниматели могут участвовать в аукционах на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, которые проводят лесничества области.

В зоне долгосрочной аренды до последнего времени был предусмотрен механизм предоставления лесных участков в аренду с помощью аукционов, но здесь субъектам МСП сложно конкурировать с крупными лесопромышленными предприятиями, так как на аукционе побеждает тот, кто предложит большую цену. Понятно, что финансовые возможности предпринимателей и крупных холдингов несопоставимы.

– По какой причине областная прокуратура инициировала отмену исключительных случаев?

– Имеется немало фактов, когда победители аукционов не поставляют по договорам дрова, субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую остаются без лесного ресурса, что также становится причиной срыва договоров, есть и другие примеры. Нередки случаи, когда крупные компании подключаются к поставке дров, когда с этой задачей не справляются представители малого и среднего бизнеса.

Получается, что в настоящее время утрачена возможность оказания реальной поддержки в виде поставки древесины по цене ниже рыночной конкретным муниципальным образованиям или сельскохозяйственным товаропроизводителям области. По этой причине Прокуратура области и инициировала отмену исключительных случаев.

– Тем не менее, предприниматели в районах области, ведущие лесной бизнес, обеспокоены сегодняшней ситуацией…

– В июне в ходе выездных совещаний практически во всех муниципальных образованиях с участием глав муниципальных образований и представителей лесного малого и среднего бизнеса, а также сельхозтоваропроизводителей, представителей теплоснабжающих организаций, крупных лесопромышленных предприятий, депутатов областного и местного уровней обсуждались изменения лесного законодательства как на федеральном, так и на областном уровнях. Мы рассмотрели доводы сторон для соблюдения баланса интересов всех заинтересованных.

С одной стороны, муниципалитетам необходимо обеспечить бесперебойную поставку дров населению и теплоснабжающим организациям и в то же время развивать малый бизнес. Малый бизнес заинтересован в стабильной и предсказуемой работе, так как работа в зоне краткосрочного пользования по договорам на один год не позволяет планировать и развивать бизнес.

Что касается поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в части помощи по приобретению материалов для строительства, реконструкции, ремонта зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения, то данный вопрос может быть решен через государственные программы Архангельской области.

– Повлияет ли принятие законопроекта на судьбу малого и среднего бизнеса в районах области?

– Интересы субъектов малого и среднего предпринимательства с принятием законопроекта ущемлены не будут, поскольку остается возможность заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в зоне краткосрочного пользования.

В настоящее время на федеральном уровне предусмотрена возможность предоставления лесных участков в долгосрочную аренду на срок до 49 лет через конкурсы.

Отличие конкурса от аукциона в том, что цена уже не является решающим фактором для победы. Предусмотрено пять критериев оценки. Набравший большее количество баллов признается победителем, причем приоритет отдается производителям, которые имеют производственные мощности на территории соответствующего района.

– Удалось ли достичь взаимопонимания по итогам совещаний в районах и какие решения приняты?

– Во всех районах, где проходили эти совещания, абсолютное большинство субъектов МСП высказало мнение, что долгосрочная аренда предпочтительнее краткосрочной. Федеральный центр озвучил приоритеты – чем глубже переработка, тем дешевле плата за лес. Предприниматели сейчас внимательно изучают документы, в которых указаны правила подачи заявок на конкурсы, требования к документам, критерии оценки.

Теплоснабжающие организации высказывали опасения относительно превышения стоимости дров над стоимостью, заложенной в тарифе.

Муниципальным образованиям, с учетом специфики районов, рекомендовано определить схему снабжения населения и теплоснабжающих организаций дровами, в том числе, привлекая к работам и крупные лесопромышленные предприятия, и субъекты МСП. В частности, совместно с крупными лесопромышленными компаниями будут определены места расположения площадок накопления дров, объемы поставки дровяной древесины.

Предприниматели будут содержать площадки, принимать, пилить дрова и затем заниматься их доставкой до потребителей.

– Когда изменения вступят в силу?

– Ко второму чтению в законопроект будут внесены поправки о переходном периоде и вступлении законопроекта в силу с 1 июля 2020 года. До этого времени нам предстоит согласовать и урегулировать все возникающие вопросы.

Фото: dvinanews.ru

Поделиться
38565