6 марта 2015

Беспомощный «Батальонъ»

Военная драма «Батальонъ» Дмитрия Месхиева  о барышнях, вдохновляющих личных примером недисциплинированных и заговоренных пропагандой вояк. Кино нереально патриотичное, но… скучное и даже смешное.  

Основано на реальных событиях

Нет, конечно, смешное не в том смысле, что весело наблюдать на экране гибель молоденьких женщин. И не в том смысле, что комедия. Хотя несколько комичных ситуаций группе сценаристов (Илья Авраменко, продюсеры «Брестской крепости» Евгений Айзикович и Игорь Угольников, а также сам Дмитрий Месхиев) удалось втиснуть в сюжет.

Но более смехотворно выглядит сама сюжетная конструкция картины. Действие происходит весной 1917 года. «Царя скинули», страной руководит Временное правительство во главе с Керенским. Первая мировая война дошла до стадии братания русских солдат с противником, щедро снабжающим морально упавших ниже плинтуса мужиков шнапсом и баварскими колбасами. Офицеры потеряли всякий авторитет, они тихо страдают от наблюдений за деморализованными подопечными  не в силах что-либо предпринять. Большевики понасоздавали солдатских комитетов и широко развернули пропаганду против войны в соответствии с апрельскими тезисами. Керенский (Марат Башаров), как будто не замечающий своего плачевного положения, отдает распоряжение о создании особого военного формирования – женского батальона смерти.

Его предназначение – устыдить мужчин, отказывающихся воевать. Здесь претензий нет, основано на реальных событиях. Если верить сценаристам, они провели большую работу над исторической достоверностью. Хотя специалисты наверняка найдут массу неточностей.

Погоня за двумя зайцами

Но когда канва сюжета начинает наполняться реальными персонажами и ситуациями, возникают серьезные проблемы. Молодая певица, ждущая приглашения из La Scala, дочка богатой барыни, получает «похоронку»: жениха убили. Тут же прибегает сестра, которая сообщает о наборе в женский батальон смерти. Не успев как следует порыдать на плече матери, несостоявшаяся жена ничтоже сумняшеся уже бежит заносить фамилию в список воительниц. Мать отправляет за Наденькой служанку, соблазнив внушительным гонораром. Непутевая Фроська, не сообразив, что к чему, тоже записывается в батальон. Тут же мы узнаем и причины послужить других героинь: кто за идею, кто отмстить за мужа, брата или отца, кто от нечего делать. Есть и большевички-диверсантки, качающие права.

Командовать подготовкой назначена кавалер Георгиевского креста, одна из первых русских женщин-офицеров Мария Бочкарёва. Она безжалостно муштрует с виду хрупких девиц, может и по морде дать за справедливость. Исполняет роль русской Жанны д’Арк Мария Аронова.

Её харизма, прежде всего, комедийная, — лучшее, что есть в фильме. Игорь Угольников признавался, что роль Бочкаревой написана специально под Аронову, и это сильно заметно. Но даже у опытной актрисы не получается сохранять искренность в те моменты, когда ее героине полагается произносить напыщенные и пафосные патриотические речи.

Все молодые актрисы на ее фоне сильно проигрывают. Они какие-то безликие, и это не позволяет зрителю проплакаться над горькой долей их персонажей. Запоминается разве что генеральская дочка Наталья Татищева в исполнении Марии Кожевниковой. Но она исчезает из сюжета к середине, и мы так и не узнаем, есть ли у нее муж, от кого беременна, а если мужа нет, то как так, ведь генеральская дочка?

Сценарные огрехи – следствие погони за двумя зайцами. «Батальонъ» в кино появился в неудачно сокращенной, какой-то наспех сляпанной версии. Возможно, сериал, который покажут по Первому каналу, будет не так беспомощен.

Идейно крепок

К финальной части картины режиссер нагнетает: батальон отправлен на фронт, девицы рвутся на передовую. В первых же боях несут потери. Мужская часть равнодушно и даже посмеиваясь,  смотрит на потуги слабого пола одолеть врага.

Для пущего драматизма режиссер вводит в сюжет еще и эпизод с избиением Бочкаревой на глазах у всего полка откуда ни возьмись появившимся мужем. Тревожно за баб: как сто лет назад, так и сегодня мужчины не держат нас за людей. Если в Госдуме депутаты на полном серьезе рассматривают законопроект о запрещении продажи сигарет женщинам до 40 лет, фактически приравнивая их к несовершеннолетним, то что тут можно сказать?

Но дело даже не в гендерных исследованиях. Эта сцена с мужем абсолютно не согласуется с финалом. И вместо того, чтобы рыдать от жалости, зритель, скорее всего, выйдет из кинотеатра, скептически ухмыляясь. Ну да, конечно, так оно и было: солдаты вдруг взяли и перевоспитались. Но режиссера и продюсеров, похоже, это нисколько не смущает. Идейно фильм крепок, слезу выжимает, что ж еще тебе надо, жаждущий патриотического воспитания российский зритель?

В тему

На 30 апреля 2015 года намечена российская премьера новой экранизации повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» о подвиге старшины Васкова и пятерых девушек-зенитчиц. В главных ролях – Петр Федоров, Агния Кузнецова, Женя Малахова, Софья Лебедева, Кристина Асмус, Екатерина Вилкова, Анастасия Микульчина, Анатолий Белый, Дарья Мороз. Режиссер картины – Ренат Давлетьяров.

Основано на реальных событиях

Нет, конечно, смешное не в том смысле, что весело наблюдать на экране гибель молоденьких женщин. И не в том смысле, что комедия. Хотя несколько комичных ситуаций группе сценаристов (Илья Авраменко, продюсеры «Брестской крепости» Евгений Айзикович и Игорь Угольников, а также сам Дмитрий Месхиев) удалось втиснуть в сюжет.

Но более смехотворно выглядит сама сюжетная конструкция картины. Действие происходит весной 1917 года. «Царя скинули», страной руководит Временное правительство во главе с Керенским. Первая мировая война дошла до стадии братания русских солдат с противником, щедро снабжающим морально упавших ниже плинтуса мужиков шнапсом и баварскими колбасами. Офицеры потеряли всякий авторитет, они тихо страдают от наблюдений за деморализованными подопечными  не в силах что-либо предпринять. Большевики понасоздавали солдатских комитетов и широко развернули пропаганду против войны в соответствии с апрельскими тезисами. Керенский (Марат Башаров), как будто не замечающий своего плачевного положения, отдает распоряжение о создании особого военного формирования – женского батальона смерти.

Его предназначение – устыдить мужчин, отказывающихся воевать. Здесь претензий нет, основано на реальных событиях. Если верить сценаристам, они провели большую работу над исторической достоверностью. Хотя специалисты наверняка найдут массу неточностей.

Погоня за двумя зайцами

Но когда канва сюжета начинает наполняться реальными персонажами и ситуациями, возникают серьезные проблемы. Молодая певица, ждущая приглашения из La Scala, дочка богатой барыни, получает «похоронку»: жениха убили. Тут же прибегает сестра, которая сообщает о наборе в женский батальон смерти. Не успев как следует порыдать на плече матери, несостоявшаяся жена ничтоже сумняшеся уже бежит заносить фамилию в список воительниц. Мать отправляет за Наденькой служанку, соблазнив внушительным гонораром. Непутевая Фроська, не сообразив, что к чему, тоже записывается в батальон. Тут же мы узнаем и причины послужить других героинь: кто за идею, кто отмстить за мужа, брата или отца, кто от нечего делать. Есть и большевички-диверсантки, качающие права.

Командовать подготовкой назначена кавалер Георгиевского креста, одна из первых русских женщин-офицеров Мария Бочкарёва. Она безжалостно муштрует с виду хрупких девиц, может и по морде дать за справедливость. Исполняет роль русской Жанны д’Арк Мария Аронова.

Её харизма, прежде всего, комедийная, — лучшее, что есть в фильме. Игорь Угольников признавался, что роль Бочкаревой написана специально под Аронову, и это сильно заметно. Но даже у опытной актрисы не получается сохранять искренность в те моменты, когда ее героине полагается произносить напыщенные и пафосные патриотические речи.

Все молодые актрисы на ее фоне сильно проигрывают. Они какие-то безликие, и это не позволяет зрителю проплакаться над горькой долей их персонажей. Запоминается разве что генеральская дочка Наталья Татищева в исполнении Марии Кожевниковой. Но она исчезает из сюжета к середине, и мы так и не узнаем, есть ли у нее муж, от кого беременна, а если мужа нет, то как так, ведь генеральская дочка?

Сценарные огрехи – следствие погони за двумя зайцами. «Батальонъ» в кино появился в неудачно сокращенной, какой-то наспех сляпанной версии. Возможно, сериал, который покажут по Первому каналу, будет не так беспомощен.

Идейно крепок

К финальной части картины режиссер нагнетает: батальон отправлен на фронт, девицы рвутся на передовую. В первых же боях несут потери. Мужская часть равнодушно и даже посмеиваясь,  смотрит на потуги слабого пола одолеть врага.

Для пущего драматизма режиссер вводит в сюжет еще и эпизод с избиением Бочкаревой на глазах у всего полка откуда ни возьмись появившимся мужем. Тревожно за баб: как сто лет назад, так и сегодня мужчины не держат нас за людей. Если в Госдуме депутаты на полном серьезе рассматривают законопроект о запрещении продажи сигарет женщинам до 40 лет, фактически приравнивая их к несовершеннолетним, то что тут можно сказать?

Но дело даже не в гендерных исследованиях. Эта сцена с мужем абсолютно не согласуется с финалом. И вместо того, чтобы рыдать от жалости, зритель, скорее всего, выйдет из кинотеатра, скептически ухмыляясь. Ну да, конечно, так оно и было: солдаты вдруг взяли и перевоспитались. Но режиссера и продюсеров, похоже, это нисколько не смущает. Идейно фильм крепок, слезу выжимает, что ж еще тебе надо, жаждущий патриотического воспитания российский зритель?

В тему

На 30 апреля 2015 года намечена российская премьера новой экранизации повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» о подвиге старшины Васкова и пятерых девушек-зенитчиц. В главных ролях – Петр Федоров, Агния Кузнецова, Женя Малахова, Софья Лебедева, Кристина Асмус, Екатерина Вилкова, Анастасия Микульчина, Анатолий Белый, Дарья Мороз. Режиссер картины – Ренат Давлетьяров.

Поделиться
7628