Белый кролик, черная скука

arh47 16 07 da63c

Наверное, я ретроградка, потому что не понимаю восторгов вокруг новой постановки Максима Соколова «Месяц в деревне». Этот режиссер уже переделал на современный лад гоголевского «Вия», а нынче взялся за Тургенева.

Драйв?

Причем с уверенностью утверждает, что раз он ровесник с тем, еще молодым, Иваном Тургеневым, что написал эту пьесу, то автору его интерпретация очень бы понравилась. И сам громче всех хохотал на предпремьерном показе. Молодежь в зале тоже радовалась, говорила что-то про драйв и «хорошую сумасшедшинку».

– Для меня важно, что в постановке звучит современность, – заявил худрук Виктор Панов, – что мы чувствуем токи сегодняшнего времени. В этой работе действует воспитательная функция театра. Молодые посмотрят спектакль, ничего не поймут, потому что понимать надо в библиотеке, а в театре надо чувствовать. Но они захотят прочитать эту пьесу.

Вряд ли, Виктор Петрович. Она же скучная, хотя и комедия про любовь, недаром режиссер постарался разбавить сюжет живой музыкой и гэгами, выбрав жанр sound drama. Приправив изрядной долей иронии и сарказма.

Я вам спою

Иначе с нагромождением любовных треугольников, составленных от той же скуки деревенской жизни, не разобраться. Вот и возникает во время драматического монолога героини язвительная надпись на стене «Наталье Петровне дурно», прыгают отец и сын – оба в коротких штанишках, а сцена страсти решена валянием любовников в грязи и обливанием оной. Апофеоз – белый кролик, про которого даже песня сочинена. Наверное, подразумевается тот самый, что Алису заманил в Страну чудес, однако он больше похож на символ «Плейбоя». Действие перенесено в звукозаписывающую студию, и песни выражают внутренние переживания персонажей, а игра на музыкальных инструментах дает выход чувствам – любви, ревности, злости, радости… Коктейль пряно-сладковатый, с послевкусием: Стас Михайлов, Olafur Аrnalds, Ryuichi Sakamoto, Adele, Петр Налич, The Beatles.

«Вишневый сад» – разбитая чашка. «Месяц в деревне» – первая трещинка в ней» (режиссер Анатолий Эфрос).

Голод сердца

Непонятно, почему молодого учителя Беляева играет актер явно старше своего соперника «друга дома» Ракитина (Тургенев, бедняга, конечно, тут себя вывел). Потому Антону Чистякову приходится напускать на себя строгий тон опытного человека, а Степану Полежаеву изображать юношеский задор и скромную невинность.

Излишне карикатурен гувернер Шааф – Александр Берестень, в фарсовом ключе играет Наталья Малевинская – молодящаяся Анна Семеновна, привычно обаятельно циничен Илья Глущенко в роли доктора… Зато вовсе не пародийно страдает муж – Евгений Шкаев, пытающийся отвлечься хозяйственными хлопотами, и неподдельно радуется ребенок – Егор Полежаев… Ну а Наталья Петровна Яны Пановой тянет на бенефис.

Сколько в ней намешано! Скучное манипулирование «другом дома», но вот голод сердца сменятся раздражительностью, градус эмоциональности повышается, героиня прислушивается к себе – неужели влюблена? Вспыхивает ревность, за ней интриги и коварство по отношению к бесхитростной Верочке (Анастасия Буланова), страсть, падение, страдание… Любовь подчинила себе и нравственно разрушила женщину, не подарив никакой надежды на спасение и возрождение души. Яна Панова играет все это неподдельно, с тем самым драйвом. И при чем здесь белый кролик?

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 1 декабря 2016 г.