«Белкомур» построят

За долгие годы слово «Белкомур» прибрело для Архангельской области некий сакральный смысл. Проект, вынашиваемый регионом последние 70 лет, приобрел реальные черты в 2015-м.

Вырастет транзитный потенциал

Начиная с 1995 года большинство перспектив развития региона было связано с «Белкомуром». «Вот запустят «Белкомур»…» – говорили ответственные лица. А далее у нас все должно было быть хорошо. Деньги просто потекут рекой, и порт построят, и мосты возведут, и дороги проложат, и город переживет небывалый всплеск строительства. 

Но в 2000 году начатые было работы прекратили, а проект, казалось бы, задвинули в долгий ящик. На целых 15 лет. Но нет. Работа над его реализацией велась. 

В 2008 году проект «Белкомур» был включен в Транспортную стратегию РФ до 2030 года и Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. До 2009-го его готовили для софинансирования из средств Инвестиционного фонда России, а в 2011 году проект включили в Стратегию развития Северо-Западного федерального округа.

И вот в Китае в присутствии Президента России подписано соглашение между ОАО «МК «Белкомур» и китайской корпорацией Poly Technologies, Inc. Средства в строительство на условиях концессии вложат Китай и Россия.

По оценке экспертов, это первый серьезный шаг в реализации проекта. Планируется, что в ближайшие два года пройдет проектирование дороги, а строительство завершится после 2021-го. Железнодорожная магистраль улучшит транспортную доступность сразу четырех субъектов Российской Федерации – Архангельской и Мурманской областей, Республики Коми и Пермского края. Вырастет и транзитный потенциал регионов Севера и Северо-Запада РФ. 

Это стратегическое соглашение. Ведь тут речь идет не только о строительстве «Белкомура», но и о создании глубоководного района морского порта Архангельск. Проект очень перспективен с точки зрения развития Архангельской области: Пинежского, Верхнетоемского, Лешуконского и других районов, по которым пройдет дорога. 

Китайские партнеры намерены даже открыть в Архангельске свое представительство. У нас появится представительство корпорации, входящей в состав 500 самых крупных компаний мира. 

Планам более ста лет

Проект имеет более чем 100-летнюю историю. Первые официальные упоминания о планах строительства железнодорожной магистрали, которая должна соединить промышленные районы Урала с Белым морем, относятся к 1912 году. Начало реализации проекта – строительство участков Архангельск – Карпогоры и Вендига – Микунь – пришлось на 1947–1954 гг., когда было построено более 400 км железной дороги.

Название «Белкомур» («БЕлое море-КОМи-УРал») проект получил в 1995 году, когда было начато строительство на участках Карпогоры – Шарда (22 км) и Ертом – Вендига (18 км).

Комментарии
Игорь Орлов, врио губернатора Архангельской области:

– Во-первых, это огромные инвестиции, которые придут в регион и будут работать на интересы жителей нашей области. Во-вторых, дорога дает мощнейший синергетический эффект, связанный с тем, что в процессе ее строительства будет активно задействована местная инфраструктура, она будет развиваться, давая возможность вести эту стройку. Будут возводиться и электрифицироваться дороги, строиться энергетические системы, которые откроют совершенно новые перспективы для территорий, по которым пройдет дорога. 

Алексей Алсуфьев, заместитель губернатора Архангельской области по инфраструктурному развитию:

– Железная дорога обеспечит кратчайший выход с территорий Урала и Зауралья к Белому морю и портам арктических морей. К идее ее возведения неоднократно подходили в течение прошлого века. Отдельные участки дороги даже начинали строить. Но в этом году между китайскими партнерами и российской стороной состоялся настолько конструктивный диалог, что он позволил прийти к заключению соглашения менее чем за шесть месяцев.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 10 сентября 2015 г.