Балетные сезоны: в Архангельске прошли гастроли театра имени Наталии Сац
Завершающим аккордом 89-го творческого сезона Архангельского театра драмы стали гастроли Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Единственный в мире музыкальный театр для детей впервые приехал в столицу Поморья в рамках федерального проекта «Большие гастроли».
Архдрама, пожалуй, самый активный участник этого проекта в области. Только за первую половину 2022 года театр принял на своей сцене шесть коллективов из Москвы. Сам же он в апреле показал свои спектакли в Ижевске.
Помимо гастролей в театре состоялось шесть премьер: три спектакля на большой сцене, два – на камерной, один – в Абрамовском зале, отремонтированном театром за счет собственных средств. Также в этом творческом сезоне театр драмы создал первый в столице Поморья спектакль-променад. «Поморские узлы» представляют собой аудиоспектакль, который погружает зрителя-слушателя в историю театрального Архангельска.
Следующий юбилейный сезон обещает быть не менее насыщенным на события. 90-й сезон откроется в конце сентября спектаклем Петра Куртова «Месть старой дамы». В октябре состоится вторая премьера – «Семнадцать воспоминаний полковника Аурелиано Буэндиа перед расстрелом» в постановке главного режиссера театра Андрея Тимошенко.
Довольно разнообразный на гастроли разных театров 89-й сезон было решено закрыть тоже гастролями. Театр Натальи Сац привез в Архангельск три балета, как говорится, на любой вкус и цвет. Здесь и классика, и современная хореография. Всего на гастроли приехало около ста артистов.
Балетный триптих
В первый вечер на суд архангелогородцев были представлены сцены из легендарных балетов «Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски», которые сто лет назад покорили мир в рамках Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже. В 2014 году постановщик Андрис Лиепа восстановил хореографию Михаила Фокина, дав нашим современникам познакомиться с балетным наследием нашей страны.
В первом акте зрители увидели одну из сказок Шахерезады – «О царе Шахрияре и его брате». Царь Шахрияр вместе с братом уезжает на охоту. В это время его любимая жена Зобеида изменяет ему с одним из рабов. Вернувшийся с охоты Шахрияр застает ее вместе с любовником и убивает его. Зобеида, видя все это, закалывает себя ножом в живот.
На сцене буквально до мельчайших деталей воссоздано восточное убранство. Подвешенные под потолком разноцветные полотнища, протяжная, плавная хореография, богато украшенные костюмы из струящейся ткани артистов, создают неповторимый, одурманивающий образ Востока, а музыка симфонической поэмы Николая Римского-Корсакова дополняет флер.
Вторая часть «Шопениана» значительно отличается от предыдущей. Если первая пышет изящной страстью измены, то вторая, наоборот, будто бы рассказывает о застенчивых чувствах. Музыка Фредерика Шопена словно обрела на сцене физическую форму. Эта история не имеет сюжета. Это просто грезы поэта – единственного мужчины в балете – среди двадцати трех воздушных сильфид. В этом отрывке не было нарочитых па, экстремальных поддержек – все плавно, нежно, завораживающе спокойствием и неуловимой красотой.
Заключительный отрывок «Половецкие пляски» будто бы вырвал зрителей из медитативного состояния погружения в мир мечтаний и снова вернул к буйству энергии. Балетный фрагмент из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» повествует о том, как Игорь находится в плену у половцев. Он сочетает в себе ярость воинов и плавность девушек, исполнивших свой танец под известную песню «Улетай на крыльях ветра».
Счастливый конец – делу венец
Одноактный камерный балет «Стойкий оловянный солдатик» на музыку композитора Леонида Любовского был поставлен в Детском музыкальном театре в 2015 году. Хореограф-постановщик Георгий Ковтун, выступивший еще и автором либретто, решил грустную сказку Ганса Христиана Андерсена превратить в добрую романтическую историю со счастливым финалом, несколько изменив сюжет.
Например, в спектакле зрители сначала знакомятся с Балериной, а потом уже Солдатиком. Это придает значимости образу возлюбленной, делая ее не просто оплотом мечтаний Солдатика, а его равнозначной спутницей. Оба они – фигурки на комоде взбалмошной служанки, роль которой, кстати, исполняет мужчина.
Несмотря на то, что сюжет развивается линейно, зрители все время вынуждены перескакивать из мира людей (служанки и ее ухажера) в мир игрушек, хотя грань между ними очень условная, можно сказать призрачная. Вот служанка заводит Часы, которые играет хрупкая актриса, а вот сама же выпускает из ящика Тролля – виновника всех бед Солдатика и его возлюбленной.
В спектакле есть две банды: Троллей и Крыс, и обе наводят ужас на маленьких зрителей. Тролль агрессивен и стремителен. Даже в схватке с Солдатиком, отзеркаливая его движения, он не может сдержать свой нрав, все время напрыгивая на врага, пытаясь силой и напором его сломить.
Когда же он изгоняет Солдатика из дома и получает доступ к Балерине, то сразу принуждает ее к парному танцу. Если рядом с Солдатиком она была по собственной воле, словно парила в воздухе у него на руках, то здесь она всего лишь кукла, которая может сломаться от столь грубого обращения с собой.
Комические нотки спектаклю придает развитие отношений служанки и слуги. Учась сосуществовать вместе, они показывают, что и людям нелегко обрести друг друга. Вместе – что было сделать непросто – разрезав рыбу, в которой они обнаруживают Солдатика, они дают ему вторую жизнь, которую он проведет с любимой Балериной.
Жизнь в розовом цвете
Пожалуй, самым необычным, непривычным балетом, показанным архангелогородцам, стал «Три поросенка» Кирилла Симонова на музыку Франсиса Пуленка. В нем используется современная хореография, а действие сказки перенесено в наши дни.
Озорные три поросенка – герои нашего времени. Живут они в розовом мире, похожем на мир куклы Барби. Сами они тоже одеты в розовые оттенки. Ниф-Ниф – танцор диско в блестящей куртке, падкий на предметы роскоши и пролеживающий большую часть времени в ванне. Нуф-Нуф несколько скромнее, но и ленивее: он валяется на шезлонге, попивая коктейли. Наф-Наф в эту компанию кайфушников совсем не вписывается. Он готовит, убирает, чинит все вокруг. И между прочим, именно он вызывает полицию, когда к ним приходит Волк.
Этот «злодей» здесь скорее не источник опасности, а герой с другим взглядом на мир. В сером костюме и с тканевой маской на лице с принтом волчьей морды, он не хочет быть окруженным блестяшками и яркими цветами. Ему хочется, чтобы все было по правилам, согласно нормам. Он чем-то напоминает чиновника, который дальше своей точки зрения ничего не хочет видеть.
Еще одна разница между ними: Волк – один, а поросята окружены друзьями: Кальмаром, Цветочком, Грибком, Ананасом и др. Вообще складывается впечатление, что все эти товарищи существуют в голове у кого-то из поросят: слишком уж они галлюциногенные.
В эту чудную компанию без труда вливаются не менее своеобразные полицейские – Зебры. Именно они приходят на помощь по звонку Наф-Нафа и проводят с Волком «профилактическую работу», мол, каждый волен жить, как он хочет. Волк, все поняв, решает покинуть розовый мир, но слишком уж он его затянул. Он остается, чему поросята несказанно рады: ведь их компания любителей розового цвета увеличилась еще на одного члена.
Александра Коковина