3 апреля 2014

Аутизм – проблема социальная

Фото автора

Второе апреля Генеральная Ассамблея ООН объявила днем распространения информации о проблеме аутизма. В этот день мы встретились с известным психиатром, заведующей организационно-методическим консультативным отделом Архангельского психоневрологического диспансера Ольгой Лазурко. 

Некультурный диагноз 

– Ольга Яковлевна, как сегодня врачи трактуют понятие «аутизм»?

– Однозначной трактовки нет. Существуют два синдрома. Они после смерти авторов были названы их именами. Синдром Каннера и синдром Аспергера. Заболевание диагностируется в течение первых трех лет жизни, если у ребенка отсутствует нормальное развитие. А если он нормально не развивается, то в трех четвертях случаев, как писал сам Каннер, мы наблюдаем умеренно выраженную умственную отсталость.

Не легкую, которая позволяет детям посещать коррекционную школу, а умеренную. При ней дети тоже обучаемы, но по-другому.

И единого мнения насчет этой болезни у специалистов нет. Даже если посмотреть Международный классификатор болезней (МКБ-10), то можно на первом месте увидеть синдром Каннера, а на втором – умственная отсталость, и тут же, в скобках, дается другой поворот этого диагноза. 

– Как обычно проявляется заболевание?

– Ребенок развивается как-то по-другому, необычно. На это обращают внимание в первую очередь родители и педиатры. Потом его смотрят детские неврологи и выявляют патологию. Каннер писал, что у таких детей, даже когда они подрастают, нет эмоциональности. Отсутствуют реакции на похвалу или порицание. Мама ребенка хвалит, улыбается ему, а он не реагирует, как будто это не его касается. Говорю, мама, потому что мужчины, увы, чаще всего не выдерживают и оставляют мать с больным ребенком. Статистика…

Люди, когда пытаются установить социоэмоциональный контакт, жестикулируют. А дети с синдромом Каннера, как правило, руками не машут. Мы своей жестикуляцией усиливаем речь, иногда даже ее заменяем. И всем понятно, кроме них. Конечно, при этом задерживается и речевое развитие. У некоторых детей бывает период нормального развития. А нарушения проявляются в период с семи месяцев до двух лет. Они могли бы быть успешнее, и в принципе у них интеллект в пределах нижней возрастной нормы. Но у них есть особенности в проявлении эмоциональности и поведения, которые Аспергер описал как психопатию. 

– Принять диагноз «умственная отсталость», поставленный собственному ребенку, крайне тяжело…

– В принципе всех родителей беспокоит не столько название диагноза, а то, что у ребенка нет умственного развития. Сегодня Всемирная организация здравоохранения решила, что слово «психопатия» стигматизирует население. Что это некультурный диагноз. Хотя я не понимаю, как диагноз может быть некультурным или обижающим. И теперь у нас нет диагноза «психопатия», а есть диагноз «расстройство личности».

Сейчас готовится к выпуску МКБ-11, и ВОЗ нашел, что оскорбляющим диагнозом у нас является шизофрения. И выдвинули лозунг – шизофрении нет, есть шизофреники. Потому что шизофрения тоже стигматизирует. Такая тенденция связана с избыточной западной политкорректностью. «Аутизм» звучит на самом деле приятнее. Можно записать так, можно эдак, но суть не изменится. 

Стивен Спилберг аутист? 

– Но ведь говорят, что аутисты – просто странные, особые дети. И многие из них обладают интеллектуальными возможностями, превосходящими возможности обычных людей.

– Сейчас у нас идет расширенное употребление слова «аутизм». Я когда-то встретила высказывание Стивена Спилберга, который говорил, что у него аутизм и он заворачивает в него свою душу как в шелк, и никто не видит, какие грандиозные события происходят внутри его головы.

Хорошо, когда есть что заворачивать. Нельзя быть режиссером, оскароносцем и тем, кого описал Каннер.

А аутистическим психопатом, как его описал Аспергер, почему бы и нет? Такая личностная особенность для богемной, творческой среды является положительной. И если бы он был обычным, как мы с вами, он бы таких фильмов не снял. Но таких везунчиков, как Спилберг, к сожалению, крайне мало. Это положительный пример, когда человек сам заявляет, что у него есть такое расстройство. Конечно, тут важен индивидуальный подход к каждому. Важна ранняя диагностика, которая даст ребенку больше шансов на развитие и дальнейшую социальную адаптацию. 

– В мире сейчас говорят об эпидемии аутизма. С чем это связано, какова природа заболевания?

– Та же Всемирная организация здравоохранения говорит нам, что природа заболевания не определена. Этиология и патогенез возникают только тогда, когда заболевание изучено. Когда в семье появляется ребенок с диагнозом «умственная отсталость», родителям каково? Хотим мы признавать или нет, но это горе.

Хотя если на такого ребенка посмотреть, он ничем от других детей не отличается. А людей с легкой умственной отсталостью никогда не выделишь из толпы. И многие просят, чтобы ребенку поставили диагноз «аутизм». Но такого ребенка никуда не примут. Ни в нормальную школу, ни в коррекционную, и будет он совсем неграмотный. А если он будет ходить в коррекционную школу, то освоит навыки письма, чтения и сможет развиться и социально адаптироваться. 

Вирусы из экзотических стран 

– Но почему во всем мире растет количество таких детей?

– Если посмотрим, то в основном аутизм связан с органическим заболеванием головного мозга. Известный детский доктор Леонид Рошаль как-то выступал и говорил о принятой программе по выхаживанию совсем крохотных младенцев. От 500 граммов. Но при этом мы еще не знаем, с какой патологией столкнемся в дальнейшем.

Ведь органы младенца должны сформироваться в утробе матери так, как это положено природой. Можно его вырастить в кювезе, но мы не знаем, как сформируются его внутренние органы, тем более центральная нервная система. Что мы будем делать с мозгом, если он не развился?

А мы от нормальных роддомов переходим к перинатальным центрам, которые специализируются на вынашивании беременности теми женщинами, которые физиологически не могут ее выносить, и для выхаживания нездоровых младенцев. И соответственно, мы должны готовиться к росту патологии. На Западе, где женщины стали рожать после 35–40 лет, с этим уже столкнулись вплотную.

Еще один возможный фактор – расширение перемещения людей. Мы не знаем, какие экзотические вирусы подхватываем в странах Азии и Африки. Они могут дремать, а в период беременности активизироваться и поражать плод. Изучением заболевания мы занимаемся всего каких-то 60–70 лет. Для понимания патогенеза слишком малый срок. Да и с кадрами в нашей стране, как и везде, проблема. В психиатрию работать не идут, потому что работа очень тяжелая. 

Сигналы опасности 

• Не улыбается, не проявляет теплых и радостных чувств в возрасте 6 месяцев и старше.

• Не повторяет за взрослыми звуки, не улыбается в ответ на улыбки, не проявляет эмоции мимикой в возрасте от 9 месяцев.

• Отсутствие детского лепета в возрасте 12 месяцев.

• Отсутствие обычных жестов, таких как указать пальцем, продемонстрировать, вытянуть руку, чтобы дотянуться или помахать на прощание, в возрасте 12 месяцев.

• Не знает никаких слов в возрасте 16 месяцев.

• Отсутствие осмысленных фраз из двух слов (без подражания или повторения) в возрасте 24 месяцев.

• Отсутствие реакции на обращение по имени в возрасте 10 месяцев.

• Любая потеря речи (или лепета) либо социальных навыков в любом возрасте. 

Если у ребенка присутствует один из этих признаков, пожалуйста, немедленно обратитесь к педиатру для получения оценки развития и постановки диагноза.

НА ЗАМЕТКУ


Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Ангел». 
Председатель Любовь Викторовна Хрин, тел. 8-952-251-69-96, е-mail: idn-hrin@yandex.ru

Аутизм – проблема социальная

Второе апреля Генеральная Ассамблея ООН объявила днем распространения информации о проблеме аутизма. В этот день мы встретились с известным психиатром, заведующей организационно-методическим консультативным отделом Архангельского психоневрологического диспансера Ольгой Лазурко. 

Некультурный диагноз 

– Ольга Яковлевна, как сегодня врачи трактуют понятие «аутизм»?

– Однозначной трактовки нет. Существуют два синдрома. Они после смерти авторов были названы их именами. Синдром Каннера и синдром Аспергера. Заболевание диагностируется в течение первых трех лет жизни, если у ребенка отсутствует нормальное развитие. А если он нормально не развивается, то в трех четвертях случаев, как писал сам Каннер, мы наблюдаем умеренно выраженную умственную отсталость.

Не легкую, которая позволяет детям посещать коррекционную школу, а умеренную. При ней дети тоже обучаемы, но по-другому.

И единого мнения насчет этой болезни у специалистов нет. Даже если посмотреть Международный классификатор болезней (МКБ-10), то можно на первом месте увидеть синдром Каннера, а на втором – умственная отсталость, и тут же, в скобках, дается другой поворот этого диагноза. 

– Как обычно проявляется заболевание?

– Ребенок развивается как-то по-другому, необычно. На это обращают внимание в первую очередь родители и педиатры. Потом его смотрят детские неврологи и выявляют патологию. Каннер писал, что у таких детей, даже когда они подрастают, нет эмоциональности. Отсутствуют реакции на похвалу или порицание. Мама ребенка хвалит, улыбается ему, а он не реагирует, как будто это не его касается. Говорю, мама, потому что мужчины, увы, чаще всего не выдерживают и оставляют мать с больным ребенком. Статистика…

Люди, когда пытаются установить социоэмоциональный контакт, жестикулируют. А дети с синдромом Каннера, как правило, руками не машут. Мы своей жестикуляцией усиливаем речь, иногда даже ее заменяем. И всем понятно, кроме них. Конечно, при этом задерживается и речевое развитие. У некоторых детей бывает период нормального развития. А нарушения проявляются в период с семи месяцев до двух лет. Они могли бы быть успешнее, и в принципе у них интеллект в пределах нижней возрастной нормы. Но у них есть особенности в проявлении эмоциональности и поведения, которые Аспергер описал как психопатию. 

– Принять диагноз «умственная отсталость», поставленный собственному ребенку, крайне тяжело…

– В принципе всех родителей беспокоит не столько название диагноза, а то, что у ребенка нет умственного развития. Сегодня Всемирная организация здравоохранения решила, что слово «психопатия» стигматизирует население. Что это некультурный диагноз. Хотя я не понимаю, как диагноз может быть некультурным или обижающим. И теперь у нас нет диагноза «психопатия», а есть диагноз «расстройство личности».

Сейчас готовится к выпуску МКБ-11, и ВОЗ нашел, что оскорбляющим диагнозом у нас является шизофрения. И выдвинули лозунг – шизофрении нет, есть шизофреники. Потому что шизофрения тоже стигматизирует. Такая тенденция связана с избыточной западной политкорректностью. «Аутизм» звучит на самом деле приятнее. Можно записать так, можно эдак, но суть не изменится. 

Стивен Спилберг аутист? 

– Но ведь говорят, что аутисты – просто странные, особые дети. И многие из них обладают интеллектуальными возможностями, превосходящими возможности обычных людей.

– Сейчас у нас идет расширенное употребление слова «аутизм». Я когда-то встретила высказывание Стивена Спилберга, который говорил, что у него аутизм и он заворачивает в него свою душу как в шелк, и никто не видит, какие грандиозные события происходят внутри его головы.

Хорошо, когда есть что заворачивать. Нельзя быть режиссером, оскароносцем и тем, кого описал Каннер.

А аутистическим психопатом, как его описал Аспергер, почему бы и нет? Такая личностная особенность для богемной, творческой среды является положительной. И если бы он был обычным, как мы с вами, он бы таких фильмов не снял. Но таких везунчиков, как Спилберг, к сожалению, крайне мало. Это положительный пример, когда человек сам заявляет, что у него есть такое расстройство. Конечно, тут важен индивидуальный подход к каждому. Важна ранняя диагностика, которая даст ребенку больше шансов на развитие и дальнейшую социальную адаптацию. 

– В мире сейчас говорят об эпидемии аутизма. С чем это связано, какова природа заболевания?

– Та же Всемирная организация здравоохранения говорит нам, что природа заболевания не определена. Этиология и патогенез возникают только тогда, когда заболевание изучено. Когда в семье появляется ребенок с диагнозом «умственная отсталость», родителям каково? Хотим мы признавать или нет, но это горе.

Хотя если на такого ребенка посмотреть, он ничем от других детей не отличается. А людей с легкой умственной отсталостью никогда не выделишь из толпы. И многие просят, чтобы ребенку поставили диагноз «аутизм». Но такого ребенка никуда не примут. Ни в нормальную школу, ни в коррекционную, и будет он совсем неграмотный. А если он будет ходить в коррекционную школу, то освоит навыки письма, чтения и сможет развиться и социально адаптироваться. 

Вирусы из экзотических стран 

– Но почему во всем мире растет количество таких детей?

– Если посмотрим, то в основном аутизм связан с органическим заболеванием головного мозга. Известный детский доктор Леонид Рошаль как-то выступал и говорил о принятой программе по выхаживанию совсем крохотных младенцев. От 500 граммов. Но при этом мы еще не знаем, с какой патологией столкнемся в дальнейшем.

Ведь органы младенца должны сформироваться в утробе матери так, как это положено природой. Можно его вырастить в кювезе, но мы не знаем, как сформируются его внутренние органы, тем более центральная нервная система. Что мы будем делать с мозгом, если он не развился?

А мы от нормальных роддомов переходим к перинатальным центрам, которые специализируются на вынашивании беременности теми женщинами, которые физиологически не могут ее выносить, и для выхаживания нездоровых младенцев. И соответственно, мы должны готовиться к росту патологии. На Западе, где женщины стали рожать после 35–40 лет, с этим уже столкнулись вплотную.

Еще один возможный фактор – расширение перемещения людей. Мы не знаем, какие экзотические вирусы подхватываем в странах Азии и Африки. Они могут дремать, а в период беременности активизироваться и поражать плод. Изучением заболевания мы занимаемся всего каких-то 60–70 лет. Для понимания патогенеза слишком малый срок. Да и с кадрами в нашей стране, как и везде, проблема. В психиатрию работать не идут, потому что работа очень тяжелая. 

Сигналы опасности 

• Не улыбается, не проявляет теплых и радостных чувств в возрасте 6 месяцев и старше.

• Не повторяет за взрослыми звуки, не улыбается в ответ на улыбки, не проявляет эмоции мимикой в возрасте от 9 месяцев.

• Отсутствие детского лепета в возрасте 12 месяцев.

• Отсутствие обычных жестов, таких как указать пальцем, продемонстрировать, вытянуть руку, чтобы дотянуться или помахать на прощание, в возрасте 12 месяцев.

• Не знает никаких слов в возрасте 16 месяцев.

• Отсутствие осмысленных фраз из двух слов (без подражания или повторения) в возрасте 24 месяцев.

• Отсутствие реакции на обращение по имени в возрасте 10 месяцев.

• Любая потеря речи (или лепета) либо социальных навыков в любом возрасте. 

Если у ребенка присутствует один из этих признаков, пожалуйста, немедленно обратитесь к педиатру для получения оценки развития и постановки диагноза.

НА ЗАМЕТКУ

Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Ангел». 
Председатель Любовь Викторовна Хрин, тел. 8-952-251-69-96, е-mail: idn-hrin@yandex.ru

Поделиться
1415