6 мая 2015

Атакует «Гремящий»

Мария Павлова, Северодвинск

Павла Лапшинова призвали на флот в 1939 году. Сначала был учебный отряд в Кронштадте, а после его зачислили на только что построенный эскадренный миноносец «Гремящий».

С финской на германскую

Эсминец с честью прошел государственные испытания. И отправился в труднейший переход с Балтийского на Северный флот – через Беломорско-Балтийский канал. Тут и финская война началась, в которой и «Гремящему» довелось принять участие. Тогда Павел Лапшинов получил свою первую награду. Командующий флотом адмирал Арсений Головко вручил ему знак «Отличник ВМФ».

С первых дней Великой Отечественной войны эскадренный миноносец «Гремящий», на котором продолжал служить Павел Лапшинов, был задействован во многих боевых операциях, прошел 70 тысяч миль. Сопровождал союзные и отечественные транспорты, вел обстрел вражеских позиций, постановку мин. Корабль сбил 14 и повредил 25 самолетов противника, потопил подводную лодку и несколько повредил. Артиллеристы «Гремящего» уничтожили более 3 тысяч фашистов.

От пушек не отходили

– Мой боевой номер находился в центральном посту у автомата артиллерийской стрельбы, – рассказывает Павел Васильевич. – От нас, электриков, зависела точность и быстрота стрельбы. Командование высоко ценило нашу службу, поскольку в пути следования корабли и суда подвергались большой опасности. Помню, как двое суток немецкие стервятники не прекращали свои налеты, в то время как наш корабль конвоировал торпедированный транспорт «Мария Ульянова». 

И ровно столько же не отходили мы от зенитных пушек. Да и вообще весь 41-й и 42-й годы мы их не покидали.

– Помню, как, отражая один из воздушных налетов, наша 76-миллиметровая пушка сбила снарядом сразу два самолета. А получилось это так. Снаряд попал в бомбовый отсек одного самолета, а у другого, летевшего рядом, взрывной волной оторвало крыло. Немецкий летчик спрыгнул вниз с парашютом. Тут-то наша шлюпка и доставила его на борт, а затем отправила в штаб.

Борт о борт с союзниками

Немало боевых операций «Гремящий» выполнял совместно с английскими и американскими кораблями, – вспоминает Павел Васильевич. – Фашисты готовились нанести удар по каравану транспортов, следующих из Англии и вошедших в наши воды в районе Новой Земли. Немцы направили большое количество самолетов и кораблей, в составе которых был линкор «Тирпиц», два крейсера, а также восемь миноносцев. 

И вот мы получили приказ: двум кораблям выйти наперерез, принять бой. Командир нашего «Гремящего» Антон Иосифович Гурин через каждые 30 минут объявлял, сколько еще осталось до встречи с вражеской эскадрой. Все знали, что идем на неравный, практически смертельный бой. Но не было в ту минуту на корабле ни паники, ни одного струсившего человека. И все обошлось. Подстраховала наша подводная лодка, торпедировавшая линкор «Тирпиц».

Транспорты довели в порт

Четыре раза «Гремящий» ходил на норд, отыскивая транспорты, затерявшиеся после атак противника в арктических просторах. Находя беззащитное судно, он отводил его в горло Белого моря и снова отправлялся в поход на выручку союзных конвоев. Эпизод у Канина Носа у Павла Васильевича остался в памяти навсегда. Вот что пишет он в своем дневнике: 

«Несколько наших кораблей где-то в районе Медвежьего острова встретили очень большой караван судов (около ста), который следовал из Англии или Америки с танками, самолетами, провизией и другим, что было необходимо для фронта. Когда мы зашли в горло Белого моря, немцы решили пустить против нас самолеты-торпедоносцы, летающие над самой водой, да еще с сопровождавшей их армадой бомбардировщиков и истребителей. К тому же позади нас, буквально по пятам, караваном шли фашистские подводные лодки… 

Завязался жаркий бой. И тогда наш командир принял решение стрелять по торпедоносцам из главного калибра пушки центральной наводкой. В этом сражении впервые была применена главная артиллерия и наш гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» сбил три или четыре самолета. Ну а транспорты мы благополучно довели в порт».

С подлодками воевал. Потом их строил

Смерть по пятам ходила, а чуть затишье между боями – молодость брала свое: и плясали, и пели, и мечтали о будущем. День Победы «Гремящий» встретил в Молотовске. В начале 1945 года корабль встал на капитальный ремонт у причала завода № 402. 

Демобилизовался Павел Лапшинов в 1947 году, а через два года поступил на тот самый завод № 402, ставший затем всемирно известным Севмашпредприятием. 35 лет, из них 30 в отделе строителей, проработал Павел Васильевич – старшим строителем, ответственным сдатчиком. Участвовал в строительстве и испытаниях трех дизельных ракетных подводных лодок, одиннадцати атомных ракетоносцев и уникального плавучего инженерного сооружения – дока «Сухона».

Свидетельством мужества и отваги моряка стали награды военных лет – медали «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья». Есть у него и очень редкая награда. В 1942 году король Великобритании Георг наградил Павла Лапшинова именной медалью «За боевые заслуги». За работу на Севмаше отмечен орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Павла Лапшинова призвали на флот в 1939 году. Сначала был учебный отряд в Кронштадте, а после его зачислили на только что построенный эскадренный миноносец «Гремящий».

С финской на германскую

Эсминец с честью прошел государственные испытания. И отправился в труднейший переход с Балтийского на Северный флот – через Беломорско-Балтийский канал. Тут и финская война началась, в которой и «Гремящему» довелось принять участие. Тогда Павел Лапшинов получил свою первую награду. Командующий флотом адмирал Арсений Головко вручил ему знак «Отличник ВМФ».

С первых дней Великой Отечественной войны эскадренный миноносец «Гремящий», на котором продолжал служить Павел Лапшинов, был задействован во многих боевых операциях, прошел 70 тысяч миль. Сопровождал союзные и отечественные транспорты, вел обстрел вражеских позиций, постановку мин. Корабль сбил 14 и повредил 25 самолетов противника, потопил подводную лодку и несколько повредил. Артиллеристы «Гремящего» уничтожили более 3 тысяч фашистов.

От пушек не отходили

– Мой боевой номер находился в центральном посту у автомата артиллерийской стрельбы, – рассказывает Павел Васильевич. – От нас, электриков, зависела точность и быстрота стрельбы. Командование высоко ценило нашу службу, поскольку в пути следования корабли и суда подвергались большой опасности. Помню, как двое суток немецкие стервятники не прекращали свои налеты, в то время как наш корабль конвоировал торпедированный транспорт «Мария Ульянова». 

И ровно столько же не отходили мы от зенитных пушек. Да и вообще весь 41-й и 42-й годы мы их не покидали.

– Помню, как, отражая один из воздушных налетов, наша 76-миллиметровая пушка сбила снарядом сразу два самолета. А получилось это так. Снаряд попал в бомбовый отсек одного самолета, а у другого, летевшего рядом, взрывной волной оторвало крыло. Немецкий летчик спрыгнул вниз с парашютом. Тут-то наша шлюпка и доставила его на борт, а затем отправила в штаб.

Борт о борт с союзниками

Немало боевых операций «Гремящий» выполнял совместно с английскими и американскими кораблями, – вспоминает Павел Васильевич. – Фашисты готовились нанести удар по каравану транспортов, следующих из Англии и вошедших в наши воды в районе Новой Земли. Немцы направили большое количество самолетов и кораблей, в составе которых был линкор «Тирпиц», два крейсера, а также восемь миноносцев. 

И вот мы получили приказ: двум кораблям выйти наперерез, принять бой. Командир нашего «Гремящего» Антон Иосифович Гурин через каждые 30 минут объявлял, сколько еще осталось до встречи с вражеской эскадрой. Все знали, что идем на неравный, практически смертельный бой. Но не было в ту минуту на корабле ни паники, ни одного струсившего человека. И все обошлось. Подстраховала наша подводная лодка, торпедировавшая линкор «Тирпиц».

Транспорты довели в порт

Четыре раза «Гремящий» ходил на норд, отыскивая транспорты, затерявшиеся после атак противника в арктических просторах. Находя беззащитное судно, он отводил его в горло Белого моря и снова отправлялся в поход на выручку союзных конвоев. Эпизод у Канина Носа у Павла Васильевича остался в памяти навсегда. Вот что пишет он в своем дневнике: 

«Несколько наших кораблей где-то в районе Медвежьего острова встретили очень большой караван судов (около ста), который следовал из Англии или Америки с танками, самолетами, провизией и другим, что было необходимо для фронта. Когда мы зашли в горло Белого моря, немцы решили пустить против нас самолеты-торпедоносцы, летающие над самой водой, да еще с сопровождавшей их армадой бомбардировщиков и истребителей. К тому же позади нас, буквально по пятам, караваном шли фашистские подводные лодки… 

Завязался жаркий бой. И тогда наш командир принял решение стрелять по торпедоносцам из главного калибра пушки центральной наводкой. В этом сражении впервые была применена главная артиллерия и наш гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» сбил три или четыре самолета. Ну а транспорты мы благополучно довели в порт».

С подлодками воевал. Потом их строил

Смерть по пятам ходила, а чуть затишье между боями – молодость брала свое: и плясали, и пели, и мечтали о будущем. День Победы «Гремящий» встретил в Молотовске. В начале 1945 года корабль встал на капитальный ремонт у причала завода № 402. 

Демобилизовался Павел Лапшинов в 1947 году, а через два года поступил на тот самый завод № 402, ставший затем всемирно известным Севмашпредприятием. 35 лет, из них 30 в отделе строителей, проработал Павел Васильевич – старшим строителем, ответственным сдатчиком. Участвовал в строительстве и испытаниях трех дизельных ракетных подводных лодок, одиннадцати атомных ракетоносцев и уникального плавучего инженерного сооружения – дока «Сухона».

Свидетельством мужества и отваги моряка стали награды военных лет – медали «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья». Есть у него и очень редкая награда. В 1942 году король Великобритании Георг наградил Павла Лапшинова именной медалью «За боевые заслуги». За работу на Севмаше отмечен орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Поделиться
8526