19 февраля 2015

Арктика как фаст-фуд

  За несколько дней в Киркенесе я увидела больше странных вещей, чем за всю жизнь.

Жизнь словно сон в капсуле

В местной школе Юха Валкеапё из Финляндии предлагал ученикам поучаствовать в казни, закидывая тряпичную женщину камнями из ткани или разрывая на части мужчину, привязанного веревками за руки и ноги к лошадям. Жутко было наблюдать, как дети с радостью вызывались быть ассистентами. Однако Юха считает, что это нормально. – Для них это всего лишь игра, многие сейчас увлечены компьютерными играми, где нужно убивать людей, – поделился он. – Моя главная идея – заставить людей задуматься и показать, что человек может оказаться по разные стороны происходящего и в зависимости от обстоятельств стать жертвой, преступником или полицейским. В финале на глазах у девочек я видел слезы. Завораживающий перформанс Shrink по задумке автора из Тромсё Лоуренса Малстафа разместился в ангаре. В центре – железная конструкция с двумя большими пластиковыми пакетами на липучках. В полной тишине выходят четверо. Двое залезают в пакеты. Те, что снаружи, синхронно нажимают кнопку на пульте управления. Воздух из пакета стремительно высасывается. Кислород подается внутрь через маленькую трубочку сверху. После – люди меняются местами. Все это длится полчаса. В какой-то момент появляется чувство, что тебе самому нечем дышать. Как говорят артисты, ощущения внутри сродни медитации. – На самом деле, там совсем не страшно. Если найти удобное положение, то тело будет отдыхать, – уверен танцор из Мурманска Вячеслав Буртцев. – У меня лично ассоциация с «Матрицей». Как будто жизнь – лишь сон, который снится нам, пока мы находимся в одной из миллионов капсул.

Танец человека и машины

Шоу французского коллектива Beau Geste на открытии Баренцспектакля в промышленной зоне обогатительного завода собрало более двух тысяч человек. Мужчина в белой рубашке тянет руки к огромной машине. Железная глыба отвечает ему, плавно склоняя ковш – то ли голову, то ли руку. Под оперное пение, звуки фортепиано и скрипки они кружатся, отталкивают и обнимают друг друга. Трактовок множество: экология и индустриализация: кто сильнее – живое существо или механизм, Ромео и Джульетта, Россия и Америка, а может, просто сон любителя одушевленных механизмов Леонардо да Винчи… Придумать можно, что угодно. – Мы показывали шоу во многих странах мира, в том числе в России, – говорит танцор Филипп Приасо. – Конечно, условия здесь довольно экстремальные, но для нас это вроде очередного приключения.

Поселить мысли в головах

Баренцспектакль называют культурно-политическим коктейлем. Группа организаторов «Девушки на мосту» выбрала слоган «Арктика на вынос». Как считает арт-директор Андреас Хоффманн, в современном мире люди хотят быстрее получать результат, не вдаваясь в содержание. – Арктика – место, где сосредоточены ресурсы, при этом мы только берем, но что даем взамен? – задает риторический вопрос Андреас. – Наша цель – поселить в умах людей мысли. Возможно, они станут понятны только через неделю или месяц. Я много путешествую, и, знаете, талантливых людей много. Волнующе находить новые таланты, привозить их в Норвегию, где есть шанс показать себя перед европейской аудиторией. Наблюдать за тем, как они растут и совершенствуются. Над темой нового Баренцспектакля организаторы пока не думали, но уже есть идеи развивать современное искусство в Архангельске.

Всматриваясь в холодильник

Традиционно на помощь фестиваль созывает волонтеров со всего Баренцева региона. Архангельскую область в Киркенесе представили организаторы северного фестиваля «Тайбола» – Илья Кузубов, Александр Менухов и Ульяна Тюпышева. Выставка, закрепленная за Ульяной, – шесть холодильников, расставленных в просторной комнате. В морозилке каждого из них – монитор, транслирующий ролик определенного художника-режиссера. К размышлению предлагаются вопросы об идентификации саамов на Крайнем Севере, цензура, концепт бессознательного, смы- словые коннотации слов и специфика человеческого общения, взаимодействие воображения и природы. – Интересно следить за реакцией посетителей, – говорит Ульяна. – Каждые полчаса сюда приходят группы школьников от самых маленьких до старшеклассников. Особенно запомнился мальчик лет десяти, который посмотрел ролик «Наблюдаемая Вселенная» длительностью 20 минут, от начала до конца. Группа ушла, а он с сопровождающим так и остался сидеть на стуле, всматриваясь в холодильник. Работать приходится немного. В распоряжении волонтеров – горячая еда, ночлег и посещение любых событий в свободные часы. Кстати, в Норвегии тайболовцы времени не теряли и устроили презентацию своего фестиваля.

Все это возможно и у нас

Приграничный Киркенес с населением пять тысяч человек на несколько дней ожил. На городской площади пели про бублики мурманские музыканты «Шиш да малина», русские женщины торговали матрешками, валенками и шапками-ушанками. В местном секонд-хенде норвежский дизайнер рассказывала, как дать старым вещам второй шанс, а параллельно сразу в нескольких городских локациях проходили выставки. По вечерам в танцевальном клубе выступали современные рок-, поп-, рэп-звезды России и Норвегии. Правда, говорят, что в прошлые годы русских приезжало гораздо больше. В фестивальные дни великий и могучий буквально заполнял маленькие улочки Киркенеса. Все-таки курс валют дал о себе знать. В переводе на рубли цены в кронах нещадно подскочили. По дороге домой я думала, может ли такой фестиваль пройти в России, в Архангельске? Поймут ли его и нужен ли он нашему зрителю? Куратор продюсерской группы «Девушки на мосту» Екатерина Шарова, родом из Архангельска, на эти вопросы отвечает утвердительно. – Сейчас в регионе есть динамика в развитии культуры, – считает она. – Идет реставрация дома Бродского, построена резиденция для международных художников, идет речь об открытии музея эпоса – все это привлекательно, если судить по международным меркам. Но для того чтобы поставить Архангельск на культурную, а значит, и туристическую карту, необходима пиар-работа, проработка стратегии, концепции, качественный дизайн проектов, привлечение ключевых человеческих ресурсов и знаний, в том числе из Москвы и из-за рубежа.

За несколько дней в Киркенесе я увидела больше странных вещей, чем за всю жизнь.

Жизнь словно сон в капсуле

В местной школе Юха Валкеапё из Финляндии предлагал ученикам поучаствовать в казни, закидывая тряпичную женщину камнями из ткани или разрывая на части мужчину, привязанного веревками за руки и ноги к лошадям. Жутко было наблюдать, как дети с радостью вызывались быть ассистентами. Однако Юха считает, что это нормально.

– Для них это всего лишь игра, многие сейчас увлечены компьютерными играми, где нужно убивать людей, – поделился он. – Моя главная идея – заставить людей задуматься и показать, что человек может оказаться по разные стороны происходящего и в зависимости от обстоятельств стать жертвой, преступником или полицейским. В финале на глазах у девочек я видел слезы.

Завораживающий перформанс Shrink по задумке автора из Тромсё Лоуренса Малстафа разместился в ангаре. В центре – железная конструкция с двумя большими пластиковыми пакетами на липучках. В полной тишине выходят четверо. Двое залезают в пакеты. Те, что снаружи, синхронно нажимают кнопку на пульте управления. Воздух из пакета стремительно высасывается. Кислород подается внутрь через маленькую трубочку сверху. После – люди меняются местами. Все это длится полчаса.

В какой-то момент появляется чувство, что тебе самому нечем дышать. Как говорят артисты, ощущения внутри сродни медитации.

– На самом деле, там совсем не страшно. Если найти удобное положение, то тело будет отдыхать, – уверен танцор из Мурманска Вячеслав Буртцев. – У меня лично ассоциация с «Матрицей». Как будто жизнь – лишь сон, который снится нам, пока мы находимся в одной из миллионов капсул.

Танец человека и машины

Шоу французского коллектива Beau Geste на открытии Баренцспектакля в промышленной зоне обогатительного завода собрало более двух тысяч человек.

Мужчина в белой рубашке тянет руки к огромной машине. Железная глыба отвечает ему, плавно склоняя ковш – то ли голову, то ли руку. Под оперное пение, звуки фортепиано и скрипки они кружатся, отталкивают и обнимают друг друга.

Трактовок множество: экология и индустриализация: кто сильнее – живое существо или механизм, Ромео и Джульетта, Россия и Америка, а может, просто сон любителя одушевленных механизмов Леонардо да Винчи… Придумать можно, что угодно.
– Мы показывали шоу во многих странах мира, в том числе в России, – говорит танцор Филипп Приасо. – Конечно, условия здесь довольно экстремальные, но для нас это вроде очередного приключения.

Поселить мысли в головах

Баренцспектакль называют культурно-политическим коктейлем. Группа организаторов «Девушки на мосту» выбрала слоган «Арктика на вынос». Как считает арт-директор Андреас Хоффманн, в современном мире люди хотят быстрее получать результат, не вдаваясь в содержание.

– Арктика – место, где сосредоточены ресурсы, при этом мы только берем, но что даем взамен? – задает риторический вопрос Андреас. – Наша цель – поселить в умах людей мысли. Возможно, они станут понятны только через неделю или месяц. Я много путешествую, и, знаете, талантливых людей много. Волнующе находить новые таланты, привозить их в Норвегию, где есть шанс показать себя перед европейской аудиторией.

Наблюдать за тем, как они растут и совершенствуются.

Над темой нового Баренцспектакля организаторы пока не думали, но уже есть идеи развивать современное искусство в Архангельске.

Всматриваясь в холодильник

Традиционно на помощь фестиваль созывает волонтеров со всего Баренцева региона. Архангельскую область в Киркенесе представили организаторы северного фестиваля «Тайбола» – Илья Кузубов, Александр Менухов и Ульяна Тюпышева.

Выставка, закрепленная за Ульяной, – шесть холодильников, расставленных в просторной комнате. В морозилке каждого из них – монитор, транслирующий ролик определенного художника-режиссера.

К размышлению предлагаются вопросы об идентификации саамов на Крайнем Севере, цензура, концепт бессознательного, смы-
словые коннотации слов и специфика человеческого общения, взаимодействие воображения и природы.

– Интересно следить за реакцией посетителей, – говорит Ульяна. – Каждые полчаса сюда приходят группы школьников от самых маленьких до старшеклассников. Особенно запомнился мальчик лет десяти, который посмотрел ролик «Наблюдаемая Вселенная» длительностью 20 минут, от начала до конца. Группа ушла, а он с сопровождающим так и остался сидеть на стуле, всматриваясь в холодильник.

Работать приходится немного. В распоряжении волонтеров – горячая еда, ночлег и посещение любых событий в свободные часы. Кстати, в Норвегии тайболовцы времени не теряли и устроили презентацию своего фестиваля.

Все это возможно и у нас

Приграничный Киркенес с населением пять тысяч человек на несколько дней ожил. На городской площади пели про бублики мурманские музыканты «Шиш да малина», русские женщины торговали матрешками, валенками и шапками-ушанками.

В местном секонд-хенде норвежский дизайнер рассказывала, как дать старым вещам второй шанс, а параллельно сразу в нескольких городских локациях проходили выставки. По вечерам в танцевальном клубе выступали современные рок-, поп-, рэп-звезды России и Норвегии. Правда, говорят, что в прошлые годы русских приезжало гораздо больше.

В фестивальные дни великий и могучий буквально заполнял маленькие улочки Киркенеса. Все-таки курс валют дал о себе знать. В переводе на рубли цены в кронах нещадно подскочили.

По дороге домой я думала, может ли такой фестиваль пройти в России, в Архангельске? Поймут ли его и нужен ли он нашему зрителю? Куратор продюсерской группы «Девушки на мосту» Екатерина Шарова, родом из Архангельска, на эти вопросы отвечает утвердительно.

– Сейчас в регионе есть динамика в развитии культуры, – считает она. – Идет реставрация дома Бродского, построена резиденция для международных художников, идет речь об открытии музея эпоса – все это привлекательно, если судить по международным меркам. Но для того чтобы поставить Архангельск на культурную, а значит, и туристическую карту, необходима пиар-работа, проработка стратегии, концепции, качественный дизайн проектов, привлечение ключевых человеческих ресурсов и знаний, в том числе из Москвы и из-за рубежа.

Поделиться
7378