26 июня 2014

Архитектурный куркулятор

Архитектурная тема последнее время всплывает все чаще. Интерес к ней возрастает вместе с бесконечным ростом стеклокерамических сараев, именуемых торговыми центрами, и прочих строительных казусов.

Градостроительный спотыкач

О градостроительные решения в городе спотыкаешься на каждом шагу. Не только неискушенные архангелогородцы, но и многие искушенные специалисты — художники, архитекторы, культурологи, строители — считают, что они малопонятны и неграмотны. Но только на первый взгляд. Всем строительством в городе правит какой-то или чей-то интерес, и наши сервильные архитектурные инстанции реализацию этого интереса обеспечивают.

Инвестор против архитектора

Примеров замечательных архитектурных проектов в мире, да и в нашей стране, масса. Причин же, по которым в нашем городе все не так, несколько. Во-первых, уважаемый заказчик-инвестор. Зачастую непросвещенный, не очень богатый и до ужаса жадный. Если архитектор сделает углубление на полтора метра в фасаде ради расширения подходов ли, ради украшения ли — включается «куркулятор»*. 

— Теряем пять с половиной метров, да на пять этажей, да на 60 тысяч за метр… Это же страшно подумать какие деньги! Зачем? Не надо! 

Отсюда и постоянные рассмотрения на публичных слушаниях в мэрии заявлений о сокращении зеленых зон, выносе парковочных мест куда угодно и увеличении площади застройки практически до границ участка.

Конечно, противоречия между застройщиком и грамотным, профессиональным архитектором есть, но они не должны быть антагонистическими. Вменяемый архитектор с творческим потенциалом должен стремиться выполнить задачи, поставленные перед ним, но не в ущерб принципам градостроительства. Найти необходимый баланс между прибылью и архитектурой. Итог архитектурной деятельности — это синтез различных полярных идей, интересов и решений.

Промолчи, попадешь в первачи…

С другой стороны, и архитектурная братия свое мнение старается держать при себе. Ведь тот, кто спорит, отстаивает свою точку зрения и пытается выдержать высокую планку, имеет заказов на два пальца. Тот, кто выполняет все пожелания инвестора, завален заказами под завязку. Никто же не ставит задачу сделай хорошо. И хороший архитектор тот, кто быстрее проведет свое творение по кабинетам, экспертным комиссиям и инстанциям. 

Отношения, конечно, мутноватые. Зато имеют неплохое денежное выражение. А тот, кто воюет с заказчиком ради красоты и изящества, ведет войны с чиновниками, архитектор плохой. И популярностью у инвестора не пользуется. Да еще если тому прозрачно намекнуть, что к неугодному коллеге лучше не обращаться, намучаешься потом утверждать проект… А кому нужна дополнительная головная боль?

Еще одна причина — слабость архитектора в профессиональном плане. Его беспринципность тоже ведь отсюда. Если творческий потенциал слабый, то как ты будешь отстаивать свои принципы? А их отсутствие хорошо маскируется в группе. В итоге серость заполняет собою все, становится воинствующей и создается некий уровень. 

Люди начинают думать, что так и надо. И в этом беда Архангельска. Не сложился и крепкий архитектурный костяк. А один в поле не воин. Многие занимают выжидательную позицию. Если одного загрызли, он остался без работы, значит, так себя вести нельзя. И серая кучка делает так, как ей удобно.

В поисках героя

Четвертая составляющая наших бед — наши законы. Зачастую абсурдные и ничего, кроме вреда, не несущие. Да что говорить, и сама модель построения общества у нас совсем не идеальная. Свободный рынок, мол, все урегулирует и мы будем жить прекрасно. Как видим, все далеко не так. 

И слава Богу, что в правительстве стали это понимать и рынок этот прикручивать, ставить в рамки. 

Но в таких, далеко не идеальных условиях роль руководителей, генералов от архитектуры возрастает неимоверно. От личности главного архитектора областного центра зависит многое. Кто же, кроме него, остановит засилье торгушек и стекляшек? Где тот герой-панфиловец? Тогда ведь тоже не было ничего — ни патронов, ни резервов, но они стояли, и не пустили немцев в Москву ценой своей жизни. А тут и цену такую платить не надо. Достаточно просто честь и совесть иметь.

Комплекс «Титан-Арена» в окружении ветхих «деревяшек»

Деньги кончатся, а позор останется

Очень важно, чтобы сама городская власть была заточена на интересные архитектурные решения, чтобы в недрах мэрии родились правила, по которым ведется строительство, были определены задачи и перспективы градостроительства. Чтобы не потерять своеобразие города, его колорит, должны быть созданы регламенты застройки, особенно в исторической части. 

За рубежом на этот счет отношение весьма жесткое, вековая культура общества свои требования диктует. 

И там в голову никому не приходит сломать архитектора в угоду заказчику. А позиция архангельской городской архитектуры сегодня чисто утилитарная — промышленность сокращается, предприятия закрываются, если мы еще будем препятствовать застройщику, то и строительство сократится. За счет чего тогда город будет жить?

И компания, которая прикинула, какой навар может получить со «сладкого» участка, продавливает все и всех. И выкорчевываются скверы, ликвидируются прогулочные зоны, меняется облик площадей. Хотя мэрия, которая, по идее, является защитницей интересов горожан, как раз и должна твердо сказать свое веское слово. 

Вместо этого департамент строительства и главный архитектор города выступают выразителями интересов бизнес-структур. У нас полгорода в руинах, вместо них бы и строить «хаусы» и «тауны», а мы разрушаем эспланаду, прогулочную зону набережной, которую выстраивали пятьдесят лет.

Крупный инвестор смахнул бы старую «деревяху», расселил людей, походя решая проблему городского аварийного жилья. Надо только его к этому приучить. Поставить в рамки. Договориться. И тогда будет хорошо и стройкомплексу, и городу. Надо только подходить к задаче с умом, талантом и трепетом человеческим. А не с «куркулятором».

А пока что на архангельском рынке архитектурных услуг востребованы специалисты с девизом «Чего изволите».

Архитектурный куркулятор

Градостроительный спотыкач

О градостроительные решения в городе спотыкаешься на каждом шагу. Не только неискушенные архангелогородцы, но и многие искушенные специалисты — художники, архитекторы, культурологи, строители — считают, что они малопонятны и неграмотны. Но только на первый взгляд. Всем строительством в городе правит какой-то или чей-то интерес, и наши сервильные архитектурные инстанции реализацию этого интереса обеспечивают.

Инвестор против архитектора

Примеров замечательных архитектурных проектов в мире, да и в нашей стране, масса. Причин же, по которым в нашем городе все не так, несколько. Во-первых, уважаемый заказчик-инвестор. Зачастую непросвещенный, не очень богатый и до ужаса жадный. Если архитектор сделает углубление на полтора метра в фасаде ради расширения подходов ли, ради украшения ли — включается «куркулятор»*. 

— Теряем пять с половиной метров, да на пять этажей, да на 60 тысяч за метр… Это же страшно подумать какие деньги! Зачем? Не надо! 

Отсюда и постоянные рассмотрения на публичных слушаниях в мэрии заявлений о сокращении зеленых зон, выносе парковочных мест куда угодно и увеличении площади застройки практически до границ участка.

Конечно, противоречия между застройщиком и грамотным, профессиональным архитектором есть, но они не должны быть антагонистическими. Вменяемый архитектор с творческим потенциалом должен стремиться выполнить задачи, поставленные перед ним, но не в ущерб принципам градостроительства. Найти необходимый баланс между прибылью и архитектурой. Итог архитектурной деятельности — это синтез различных полярных идей, интересов и решений.

Промолчи, попадешь в первачи…

С другой стороны, и архитектурная братия свое мнение старается держать при себе. Ведь тот, кто спорит, отстаивает свою точку зрения и пытается выдержать высокую планку, имеет заказов на два пальца. Тот, кто выполняет все пожелания инвестора, завален заказами под завязку. Никто же не ставит задачу сделай хорошо. И хороший архитектор тот, кто быстрее проведет свое творение по кабинетам, экспертным комиссиям и инстанциям. 

Отношения, конечно, мутноватые. Зато имеют неплохое денежное выражение. А тот, кто воюет с заказчиком ради красоты и изящества, ведет войны с чиновниками, архитектор плохой. И популярностью у инвестора не пользуется. Да еще если тому прозрачно намекнуть, что к неугодному коллеге лучше не обращаться, намучаешься потом утверждать проект… А кому нужна дополнительная головная боль?

Еще одна причина — слабость архитектора в профессиональном плане. Его беспринципность тоже ведь отсюда. Если творческий потенциал слабый, то как ты будешь отстаивать свои принципы? А их отсутствие хорошо маскируется в группе. В итоге серость заполняет собою все, становится воинствующей и создается некий уровень. 

Люди начинают думать, что так и надо. И в этом беда Архангельска. Не сложился и крепкий архитектурный костяк. А один в поле не воин. Многие занимают выжидательную позицию. Если одного загрызли, он остался без работы, значит, так себя вести нельзя. И серая кучка делает так, как ей удобно.

В поисках героя

Четвертая составляющая наших бед — наши законы. Зачастую абсурдные и ничего, кроме вреда, не несущие. Да что говорить, и сама модель построения общества у нас совсем не идеальная. Свободный рынок, мол, все урегулирует и мы будем жить прекрасно. Как видим, все далеко не так. 

И слава Богу, что в правительстве стали это понимать и рынок этот прикручивать, ставить в рамки. 

Но в таких, далеко не идеальных условиях роль руководителей, генералов от архитектуры возрастает неимоверно. От личности главного архитектора областного центра зависит многое. Кто же, кроме него, остановит засилье торгушек и стекляшек? Где тот герой-панфиловец? Тогда ведь тоже не было ничего — ни патронов, ни резервов, но они стояли, и не пустили немцев в Москву ценой своей жизни. А тут и цену такую платить не надо. Достаточно просто честь и совесть иметь.

Комплекс «Титан-Арена» в окружении ветхих «деревяшек»

Деньги кончатся, а позор останется

Очень важно, чтобы сама городская власть была заточена на интересные архитектурные решения, чтобы в недрах мэрии родились правила, по которым ведется строительство, были определены задачи и перспективы градостроительства. Чтобы не потерять своеобразие города, его колорит, должны быть созданы регламенты застройки, особенно в исторической части. 

За рубежом на этот счет отношение весьма жесткое, вековая культура общества свои требования диктует. 

И там в голову никому не приходит сломать архитектора в угоду заказчику. А позиция архангельской городской архитектуры сегодня чисто утилитарная — промышленность сокращается, предприятия закрываются, если мы еще будем препятствовать застройщику, то и строительство сократится. За счет чего тогда город будет жить?

И компания, которая прикинула, какой навар может получить со «сладкого» участка, продавливает все и всех. И выкорчевываются скверы, ликвидируются прогулочные зоны, меняется облик площадей. Хотя мэрия, которая, по идее, является защитницей интересов горожан, как раз и должна твердо сказать свое веское слово. 

Вместо этого департамент строительства и главный архитектор города выступают выразителями интересов бизнес-структур. У нас полгорода в руинах, вместо них бы и строить «хаусы» и «тауны», а мы разрушаем эспланаду, прогулочную зону набережной, которую выстраивали пятьдесят лет.

Крупный инвестор смахнул бы старую «деревяху», расселил людей, походя решая проблему городского аварийного жилья. Надо только его к этому приучить. Поставить в рамки. Договориться. И тогда будет хорошо и стройкомплексу, и городу. Надо только подходить к задаче с умом, талантом и трепетом человеческим. А не с «куркулятором».

А пока что на архангельском рынке архитектурных услуг востребованы специалисты с девизом «Чего изволите».

Поделиться
2985