17 июня 2016

Архангельску нужен парусник

На расширенном совещании при губернаторе принято принципиальное решение о демонтаже шхуны «Запад».

14 июня Игорь Орлов побывал на Красной пристани и осмотрел судно. Знаменитый парусник, построенный в 1949 году в Финляндии, уже давно находится в аварийном состоянии. Произошедший в марте этого года пожар только усугубил ситуацию, а недавний ураган довел состояние до критического.

– Сегодня судно требует немедленной разборки, – подчеркнул Игорь Анатольевич. – Необходимо разработать график проведения работ, чтобы завершить этот процесс в максимально сжатые сроки. Заказчиком по проектированию и производству работ определен архангельский фонд «Морской мемориал «Колыбель русского флота».

Созданием эскизного проекта готова заняться верфь исторического судостроения из Санкт-Петербурга «Полтава».

– Шхуна была установлена к 400-летию Архангельска и является неким символом кораблестроения нашего города, – подчеркнула министр культуры Вероника Яничек. – Увы, сегодня «Запад» не украшает набережную, хотя люди привыкли к нему и не хотят расставаться, считают визитной карточкой Архангельска. Потому и решено ее сохранить, но уже в виде реплики, и использовать как музейный объект.

Разборка будет происходить под надзором технических специалистов, исторические детали, которые можно, будут сохранены и использованы при ее воссоздании. Все работы по демонтажу и восстановлению шхуны будут проводиться за счет внебюджетных средств. Планируется привлекать и добровольных помощников – мастеров.

Как известно, вопрос о судьбе шхуны муссируется давно, и мнения самые разные: установить на ее месте макет судна Петровской эпохи, поморского коча, символического арт-объекта или памятника Георгию Седову. Краевед Юрий Барашков считает, что в любом случае это должен быть настоящий корабль, на плаву: «Архангельску как портовому городу, с такой морской историей совершенно необходим парусник. Можно построить и новый».

Сегодня альтернатива предложена – шхуна вернется.

Общественные организации предлагают создать целый комплекс, куда войдет территория Петровского сквера и Красной пристани с объектами – «Домик Петра» и «Беседка Грина», шхуна «Запад» и Северный морской музей.

Мнения

Максим Корельский, руководитель фонда «Морской мемориал «Колыбель русского флота»:

– Мы заинтересованы в том, чтобы шхуна осталась на Красной пристани. И активно участвуем вместе с правительством области в работе по ее сохранению. К осмотру судна привлекли специалистов по деревянному судостроению из Санкт-Петербурга и Петрозаводска, есть письменное заключение от них, разработано техническое задание, в ближайшее время будет заключен договор с «Полтавой». Это ведущая судоверфь России с хорошей репутацией, где есть проектное и конструкторское бюро. Проект будет сделан в соответствии с нашими пожеланиями. Мы не ставим задачу создать абсолютный аналог «Запада», но, надеемся, самое главное будет сохранено.

Егор Сельский, блогер, группа «Старый Архангельск» «ВКонтакте»:

– Судя по всему, саму шхуну уже не восстановить, это будет современная реплика. Может, воссоздать более ценную в культурном и историческом плане для Архангельска шхуну «Св. мученик Фока» экспедиции Георгия Яковлевича Седова? Или вообще – поморский коч? В любом случае новое судно должно быть на плаву, а Красная пристань приведена в достойный вид и свободна для празднований.

Комментарий

Евгений Тенетов, и. о. директора Северного морского музея:

– Таблички остались у нас после «Ночи музеев», которая проходила 21 мая. Мы их использовали на занятиях с детьми. Это была такая интерактивная часть, когда не экскурсовод рассказывал ребятам о достижениях полярных исследователей, а как бы они сами. В ближайшее время таблички с надписями мы снимем.

Кто есть кто
Иван Дмитриевич Папанин (1894–1986) – советский исследователь Арктики, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза.
В 1937–1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию«Северный полюс».
В 1939–1946 годах был начальником Главсевморпути, с 15 октября 1941 года – уполномоченным Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Белом море.
Почетный гражданин Архангельска, а также Крыма, Мурманска и других городов и регионов.

14 июня Игорь Орлов побывал на Красной пристани и осмотрел судно. Знаменитый парусник, построенный в 1949 году в Финляндии, уже давно находится в аварийном состоянии. Произошедший в марте этого года пожар только усугубил ситуацию, а недавний ураган довел состояние до критического.

– Сегодня судно требует немедленной разборки, – подчеркнул Игорь Анатольевич. – Необходимо разработать график проведения работ, чтобы завершить этот процесс в максимально сжатые сроки. Заказчиком по проектированию и производству работ определен архангельский фонд «Морской мемориал «Колыбель русского флота».

Созданием эскизного проекта готова заняться верфь исторического судостроения из Санкт-Петербурга «Полтава».

– Шхуна была установлена к 400-летию Архангельска и является неким символом кораблестроения нашего города, – подчеркнула министр культуры Вероника Яничек. – Увы, сегодня «Запад» не украшает набережную, хотя люди привыкли к нему и не хотят расставаться, считают визитной карточкой Архангельска. Потому и решено ее сохранить, но уже в виде реплики, и использовать как музейный объект.

Разборка будет происходить под надзором технических специалистов, исторические детали, которые можно, будут сохранены и использованы при ее воссоздании. Все работы по демонтажу и восстановлению шхуны будут проводиться за счет внебюджетных средств. Планируется привлекать и добровольных помощников – мастеров.

Как известно, вопрос о судьбе шхуны муссируется давно, и мнения самые разные: установить на ее месте макет судна Петровской эпохи, поморского коча, символического арт-объекта или памятника Георгию Седову. Краевед Юрий Барашков считает, что в любом случае это должен быть настоящий корабль, на плаву: «Архангельску как портовому городу, с такой морской историей совершенно необходим парусник. Можно построить и новый».

Сегодня альтернатива предложена – шхуна вернется.

Общественные организации предлагают создать целый комплекс, куда войдет территория Петровского сквера и Красной пристани с объектами – «Домик Петра» и «Беседка Грина», шхуна «Запад» и Северный морской музей.

Мнения

Максим Корельский, руководитель фонда «Морской мемориал «Колыбель русского флота»:

– Мы заинтересованы в том, чтобы шхуна осталась на Красной пристани. И активно участвуем вместе с правительством области в работе по ее сохранению. К осмотру судна привлекли специалистов по деревянному судостроению из Санкт-Петербурга и Петрозаводска, есть письменное заключение от них, разработано техническое задание, в ближайшее время будет заключен договор с «Полтавой». Это ведущая судоверфь России с хорошей репутацией, где есть проектное и конструкторское бюро. Проект будет сделан в соответствии с нашими пожеланиями. Мы не ставим задачу создать абсолютный аналог «Запада», но, надеемся, самое главное будет сохранено.

Егор Сельский, блогер, группа «Старый Архангельск» «ВКонтакте»:

– Судя по всему, саму шхуну уже не восстановить, это будет современная реплика. Может, воссоздать более ценную в культурном и историческом плане для Архангельска шхуну «Св. мученик Фока» экспедиции Георгия Яковлевича Седова? Или вообще – поморский коч? В любом случае новое судно должно быть на плаву, а Красная пристань приведена в достойный вид и свободна для празднований.

Комментарий

Евгений Тенетов, и. о. директора Северного морского музея:

– Таблички остались у нас после «Ночи музеев», которая проходила 21 мая. Мы их использовали на занятиях с детьми. Это была такая интерактивная часть, когда не экскурсовод рассказывал ребятам о достижениях полярных исследователей, а как бы они сами. В ближайшее время таблички с надписями мы снимем.

Кто есть кто
Иван Дмитриевич Папанин (1894–1986) – советский исследователь Арктики, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза.
В 1937–1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию«Северный полюс».
В 1939–1946 годах был начальником Главсевморпути, с 15 октября 1941 года – уполномоченным Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Белом море.
Почетный гражданин Архангельска, а также Крыма, Мурманска и других городов и регионов.

Поделиться
15080