2 февраля 2020

К юбилею Абрамова Архангельский театр драмы готовит новые постановки

В Архангельской области завершается подготовка к 100-летнему юбилею Федора Абрамова. Для театра драмы имени М. В. Ломоносова проза северного писателя имеет особое значение – в 1974 году здесь состоялась премьера «Пелагеи и Альки», в 1978-м – «Две зимы и три лета». Спектакли шли долго и постоянно пользовались спросом у зрителей. Естественно, что и к большому юбилею театр начал готовиться заранее. 

– Наша подготовка началась еще в прошлом году. На прошедшей тогда творческой лаборатории по рассказам северного писателя Андрей Николаевич Тимошенко предположил, что было бы интересно посмотреть на творчество Абрамова не глазами людей, которые его уже знают и порой находятся во власти стереотипов. Хочется увидеть иной, свежий взгляд, и даже если люди не соприкасались ранее с творчеством Федора Александровича, то чтобы это произошло, — рассказал директор театра Сергей Самодов. 

По его словам, в этом и состоит главная задача любого большого юбилея – чтобы с автором познакомилось как можно больше людей, чтобы они открыли его творчество для себя. 

Во время работы лаборатории были сделаны четыре эскиза, два из которых зрительское голосование отобрало как лучшие. Один из них сейчас ставится – это спектакль «Сарафан», в его основе три абрамовских рассказа: «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади» и «Старухи», а также некоторые записи из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава».   Режиссёр — Мария Критская. Премьера состоится на камерной сцене Архангельского театра драмы 28 февраля в 17:00.

В постановке актеры ищут путь сочетать традицию и современность. Так, с театром работает крупнейший специалист по северной традиции Екатерина Владимировна Головкина. Вот уже 20 лет она является руководителем фольклорного ансамбля Санкт-Петербургского государственного университета, и каждый год они ездят в фольклорные экспедиции на север области.

— Вряд ли достижимо, чтобы актёры заговорили как в Верколе, да и носителям говори было бы смешно нас слушать. Скорее мы стараемся создать правдоподобную среду, которая бы никому не мешала воспринимать материал. Ищем нашу уникальную гармонию, которая вбирала бы в себя черты народной традиции — и песенной, и разговорной. Язык Абрамова особенный. Хотим проникнуться его интонацией, поэтому стремимся к достоверности. Все актёры сейчас практикуются на сложнейших примерах пинежской песни — независимо от того, будут они в итоге петь в постановке или нет. Это необходимо для общего предчувствия среды, — пояснил Сергей Самодов.

Второй спектакль – уже на основной сцене – «Две зимы и три лета. Пряслины». Режиссера Владимира Хрущева публика знает по спектаклю «Амфитрион», сейчас он главный режиссер Калужского драматического театра.

— Отмечу, что в их трактовке не теряется связь с северной деревней, чего всегда боятся «истинные абрамововеды». Красота пинежской говори в этом случае – всего лишь один из пластов, на самом деле произведения писателя очень глубокие и многогранные. 

Сергей Самодов убежден, что, рассуждая о юбилее Абрамова, мы должны говорить не только об одном, пусть и великом, писателе, но и о тех, кто продолжает его дело. В этой связи фестиваль «Родниковое слово», который вот уже несколько лет организует театр драмы, ждут очень большие изменения, весьма насыщенная и конкурсная, и внеконкурсная программы. Изначально задуманный как чисто театральный сегодня он становится настоящим фестивалем искусств, включив в себя литературное и музыкальное направления. 

– В ближайшее время мы должны будем отобрать конкурсные работы, и это весьма сложное дело. В заявках представлены очень яркие спектакли и известные театры. Среди них – театр «У моста», который на прошлом фестивале играл «На дне» по пьесе Максима Горького. Еще один гость – достаточно именитый театр «На Литейном», — сообщил Сергей Самодов.

Особое место во внеконкурсной программе займут встречи с писателями, которые пишут о Севере, его людях. Один из них – Моше Шанин, уроженец Северодвинска, попал в шорт-лист премии «Дебют». У него есть сборник замечательных рассказов «Места не столь заселенные» о двух деревнях Устьянского района.

— Благодаря таким авторам мы понимаем, что дело жизни Федора Абрамова находится в надежных руках, есть люди, которые вдохновились его творчеством и сами стали писать произведения с той же проблематикой, — подчеркнул Сергей Самодов.

Интересной обещает быть и встреча с писателем Захаром Прилепиным. Два студента из Санкт-Петербурга покажут его спектакль по роману «Обитель», а затем автор проведет творческую встречу со зрителями. 

В музыкальной программе внеконкурсной части запланировано выступление замечательного музыканта Константина Рыбинского. Корни его семьи имеют отношение к Пинеге, сам он пишет замечательные рассказы, которые называются «Пинежские бывальщины». Рассказы Константина полны мистицизма, их герои – пинежские ведьмы и знаменитые икотницы. Автор читает их в полной темноте под этническую музыку ансамбля «Снеги», получается весьма необычно и очень интересно. 

Внеконкурсная программа завершится 19 мая двумя показами спектакля «Евгений Онегин», в котором сыграют актеры знаменитого театра имени Вахтангова. В этот же день на площади перед театром пойдет церемония закрытия фестиваля.

— Мы хотим сделать это ярким общегородским событием: на мероприятии выступит очень интересный коллектив Zventa Sventana –ребята ездят по деревням, собирают напевы (в том числе и северные), устное музыкальное народное творчество, облекая его в джазовые и электронные обработки. Это не просто потрясающая музыка – это еще и уникальный подход к популяризации нашего этнического наследия, — отметил Сергей Самодов.

К юбилею Абрамова Архангельский театр драмы готовит новые постановки

– Наша подготовка началась еще в прошлом году. На прошедшей тогда творческой лаборатории по рассказам северного писателя Андрей Николаевич Тимошенко предположил, что было бы интересно посмотреть на творчество Абрамова не глазами людей, которые его уже знают и порой находятся во власти стереотипов. Хочется увидеть иной, свежий взгляд, и даже если люди не соприкасались ранее с творчеством Федора Александровича, то чтобы это произошло, — рассказал директор театра Сергей Самодов. 

По его словам, в этом и состоит главная задача любого большого юбилея – чтобы с автором познакомилось как можно больше людей, чтобы они открыли его творчество для себя. 

Во время работы лаборатории были сделаны четыре эскиза, два из которых зрительское голосование отобрало как лучшие. Один из них сейчас ставится – это спектакль «Сарафан», в его основе три абрамовских рассказа: «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади» и «Старухи», а также некоторые записи из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава».   Режиссёр — Мария Критская. Премьера состоится на камерной сцене Архангельского театра драмы 28 февраля в 17:00.

В постановке актеры ищут путь сочетать традицию и современность. Так, с театром работает крупнейший специалист по северной традиции Екатерина Владимировна Головкина. Вот уже 20 лет она является руководителем фольклорного ансамбля Санкт-Петербургского государственного университета, и каждый год они ездят в фольклорные экспедиции на север области.

— Вряд ли достижимо, чтобы актёры заговорили как в Верколе, да и носителям говори было бы смешно нас слушать. Скорее мы стараемся создать правдоподобную среду, которая бы никому не мешала воспринимать материал. Ищем нашу уникальную гармонию, которая вбирала бы в себя черты народной традиции — и песенной, и разговорной. Язык Абрамова особенный. Хотим проникнуться его интонацией, поэтому стремимся к достоверности. Все актёры сейчас практикуются на сложнейших примерах пинежской песни — независимо от того, будут они в итоге петь в постановке или нет. Это необходимо для общего предчувствия среды, — пояснил Сергей Самодов.

Второй спектакль – уже на основной сцене – «Две зимы и три лета. Пряслины». Режиссера Владимира Хрущева публика знает по спектаклю «Амфитрион», сейчас он главный режиссер Калужского драматического театра.

— Отмечу, что в их трактовке не теряется связь с северной деревней, чего всегда боятся «истинные абрамововеды». Красота пинежской говори в этом случае – всего лишь один из пластов, на самом деле произведения писателя очень глубокие и многогранные. 

Сергей Самодов убежден, что, рассуждая о юбилее Абрамова, мы должны говорить не только об одном, пусть и великом, писателе, но и о тех, кто продолжает его дело. В этой связи фестиваль «Родниковое слово», который вот уже несколько лет организует театр драмы, ждут очень большие изменения, весьма насыщенная и конкурсная, и внеконкурсная программы. Изначально задуманный как чисто театральный сегодня он становится настоящим фестивалем искусств, включив в себя литературное и музыкальное направления. 

– В ближайшее время мы должны будем отобрать конкурсные работы, и это весьма сложное дело. В заявках представлены очень яркие спектакли и известные театры. Среди них – театр «У моста», который на прошлом фестивале играл «На дне» по пьесе Максима Горького. Еще один гость – достаточно именитый театр «На Литейном», — сообщил Сергей Самодов.

Особое место во внеконкурсной программе займут встречи с писателями, которые пишут о Севере, его людях. Один из них – Моше Шанин, уроженец Северодвинска, попал в шорт-лист премии «Дебют». У него есть сборник замечательных рассказов «Места не столь заселенные» о двух деревнях Устьянского района.

— Благодаря таким авторам мы понимаем, что дело жизни Федора Абрамова находится в надежных руках, есть люди, которые вдохновились его творчеством и сами стали писать произведения с той же проблематикой, — подчеркнул Сергей Самодов.

Интересной обещает быть и встреча с писателем Захаром Прилепиным. Два студента из Санкт-Петербурга покажут его спектакль по роману «Обитель», а затем автор проведет творческую встречу со зрителями. 

В музыкальной программе внеконкурсной части запланировано выступление замечательного музыканта Константина Рыбинского. Корни его семьи имеют отношение к Пинеге, сам он пишет замечательные рассказы, которые называются «Пинежские бывальщины». Рассказы Константина полны мистицизма, их герои – пинежские ведьмы и знаменитые икотницы. Автор читает их в полной темноте под этническую музыку ансамбля «Снеги», получается весьма необычно и очень интересно. 

Внеконкурсная программа завершится 19 мая двумя показами спектакля «Евгений Онегин», в котором сыграют актеры знаменитого театра имени Вахтангова. В этот же день на площади перед театром пойдет церемония закрытия фестиваля.

— Мы хотим сделать это ярким общегородским событием: на мероприятии выступит очень интересный коллектив Zventa Sventana –ребята ездят по деревням, собирают напевы (в том числе и северные), устное музыкальное народное творчество, облекая его в джазовые и электронные обработки. Это не просто потрясающая музыка – это еще и уникальный подход к популяризации нашего этнического наследия, — отметил Сергей Самодов.

Поделиться
53764