Архангельский коч ждет мастеров, заявки поступают даже из Якутии

Студенты педагогического колледжа, будущие мастера столярного и мебельного производства, посетили Арктическую школу деревянного судостроения в Архангельске. Здесь строится поморский коч – старинное судно, благодаря которому была открыта и освоена российская часть Арктики.

Ребята живо заинтересовались работой верфи, несколько человек, занимающихся в федерации судомоделизма (она базируется в одиннадцатой школе), не прочь перейти от моделирования к большому судостроению.

Как считает руководитель проекта «Поморский коч» Глеб Плетнев, ребят-первокурсников из педколледжа (это подростки лет шестнадцати) надо просто взять за руку и указать им направление. Те, кто уже занимается судомоделизмом, умеют читать чертежи, создавать детали своих миниатюрных судов, а, значит, их умения и знания могут быть востребованы и при строительстве большого парусного судна. Но особенно важным представляется то, что будущие корабелы – наши земляки, может быть, прямые потомки тех, кто строил кочи и другие парусные суда, бороздил на них северные моря.

Сейчас на верфи работают пять человек, численность курсантов – десять человек. Это достаточно большая слаженная команда, которая работает по всем направлениям, основным и второстепенным операциям.

Помимо жителей Архангельской области, учатся ребята из Омска, Ростова-на-Дону, Калуги, Санкт-Петербурга, Москвы и Пермского края, есть заявки из Якутии, Калининграда, Великого Новгорода, Красноярска. Это большой потенциал для сотрудничества со средними профессиональными учебными заведениями, колледжами, техникумами, которые могли бы направить на летнюю практику своих курсантов. На этой площадке мастера-наставники могли бы поделиться своим опытом и создать еще одно направление профессиональной работы будущих столяров и плотников.

– Как идет работа над поморским кораблем? – поинтересовался я у Глеба Плетнева.

– Устанавливаем бимсы, выкраиваем переборки, готовим материал для фальшкиля. С наступлением теплой погоды будем заканчивать привальный брус и готовить палубный набор. Сейчас начался второй месяц работы Арктической школы деревянного судостроения. Ребята у нас учатся до 20 марта, а с 29 марта начинается третий поток. Приглашаем принять участие в проекте архангелогородцев и жителей области. Мы обучаем теории и прививаем навыки народного ремесла непосредственно в работе на первом арктическом судне – коче. Зима выдалась морозная, в цехе прохладно – минус 10–12. Но поморы строили свои суда под открытым небом, на улице, в сложных климатических условиях. Поэтому надеемся, что в будущем сможем утеплить цех и работать более системно.

Зима выдалась сложной, превалируют отрицательные температуры ниже –20. Но наши партнеры, работающие на рынках транспортных перевозок и поставок металлопродукции на судостроительные заводы, оказали нам большое содействие: смогли приобрести котел для отопления бытовых помещений и учебного класса.

Мы трудимся при деятельной поддержке структур, которые сегодня активно работают в Арктике; используют те наработки, которые были определены нашими предками; те территории, направления, которые были освоены с помощью деревянных парусных судов. Хотелось бы, чтобы на нас обратили внимание и, наладив взаимодействие, мы смогли бы транслировать опыт, популяризировать связь времен, заботу о завтрашнем дне и, конечно, показать все возможности экологического движителя – паруса. Построенный нами поморский коч мог бы использоваться в экспедиционных походах, природоохранных мероприятиях, событийных мероприятиях, собирающих российскую и международную общественность.

Но парусные суда, построенные по заветам предков, пригодны не только для экспедиций и туристских маршрутов. Для жителей островных территорий они – испытанный веками способ связи с внешним миром.

– На каждом острове – своя история, самобытные знания и люди, свои рекреационные возможности: рыбалка, путешествия и так далее. Дельта Северной Двины с ее островами – это отдельный крупный туристический проект. Маломерные суда, которые мы строим, – это возможность задействовать их потенциал.

Неслучайно, считает Глеб Плетнев, именно Мосеев остров стал тем местом, где строится старинное поморское судно. И дело не только в островном положении: здесь в 1693 году побывал Петр I, здесь стоял его домик, остров – одна из тех точек, откуда началось активное развитие кораблестроения в Поморье. Сегодня деревянные парусные корабли могли бы курсировать между Большой землей и островами двинской дельты.

А что думают ребята, постигающие науку деревянного судостроения? Для москвича Игоря работа на верфи – воплощение его давних заветных планов.

– Я хожу под парусом и давно интересуюсь всем, что связано с морем. Работа на верфи всегда была моей мечтой. Я даже представить не мог, что существует эта прекрасная возможность приобщиться к такому по-настоящему великому делу, как постройка морского судна, и потом, как я надеюсь, ходить на нем в морские экспедиции. Это не просто какой-то обучающий проект, это нечто большее – возможность приобщиться к традициям поморского мореплавания, о которых мы мало что знаем и сегодня. Это возможность внести вклад во что-то большее, чем обычная рутина. Это дает нам возможность в итоге внести свой вклад и в развитие этих традиций поморского мореплавания.  Надеюсь, что этот коч будет далеко не последним. Они станут все чаще появляться в русской Арктике как в качестве экспедиционных, учебных судов, так и выполняя некие более прагматичные функции, связанные с доставкой грузов, людей.

Дерево – это экологичный материал, который легко чинится вдали от ремонтных баз с помощью все той же древесины, которую можно заготовить даже в отдаленных населенных пунктах. У кочей по сравнению с металлическими судами меньше осадка, что позволит им подходить в мелкие места. Таким образом, перспективы огромные, остается только их реализовывать.

Анатолий Беднов

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 20 февраля 2021 г.