Архангельск может вернуть себе былой бренд центра деревянного судостроения

Первый порт в России, ворота в Арктику, портал в Арктику, родина российского флота – так позиционируют столицу Поморья. Возможно, через несколько лет мы с гордостью будем называть ее центром деревянного судостроения на Севере. Именно на это – сохранение и развитие традиционной для региона отрасли – нацелен международный проект «Матица».

В середине октября состоялась онлайн-конференция участников и партнеров проекта, которая объединила около 30 любителей и специалистов из России, Норвегии и США.

О том, что предпринимается в рамках этого проекта, рассказала его координатор Валерия Лебедева. Прежде всего это строительство поморской шхуны и коча. Это будут традиционные и одновременно современные суда.

Проект поддержали областной минкульт, САФУ, Кенозерский национальный парк, яхтсмены Архангельска, музеи региона. Его организатор Северный морской музей нашел партнеров в лице калининградского Музея мирового океана, московского Музея кочевой культуры, клуба «Полярный Одиссей» (Петрозаводск), НИИ природного и культурного наследия имени Д. С. Лихачева, зарубежных ассоциаций – о своем участии в проекте заявили уже несколько десятков организаций.

Как напомнил директор Северного морского музея Евгений Тенетов, опыт возрождения северного судостроения уже имеется. Речь идет о строительстве карбаса, который был построен руками мастера и совершил путешествие по Белому морю. К сожалению, до недавнего времени работа корабельных мастеров не была востребована. Между тем районные музеи уже занимаются продвижением старинного поморского кораблестроения как локального бренда.

Например, в Мезенском районном филиале областного краеведческого музея выстроен деревянный ангар для карбаса. Музей народных промыслов и ремесел Приморского района активно занимается популяризацией наследия поморских поселений, более других связанных с мореходством, отметил заместитель директора музея по научной работе Олег Горшков. Речь идет прежде всего о Патракеевке и Зимней Золотице. Среди экспонатов музея также имеется образец традиционной поморской лодки, сшитой без единого гвоздя с помощью можжевелового корня мастером из Нижней Золотицы Михаилом Таратиным более ста лет назад. Онежский историко-мемориальный музей собирает материал по зверобойным лодкам.

Тема поморского судостроения не ограничивается рамками Архангельской области и ближайших регионов. Проект «Поморы» реализует и ярославский клуб «Лихие люди», представители которого побывали не только на Русском Севере, но и на Урале, в Сибири, на юге России, изучая сохранившиеся там судостроительные традиции.

Интересно, что в последние годы свидетельства традиционного поморского судостроения обнаруживаются и на территории Северодвинска, рассказал краевед Алексей Климов: разрушающиеся берега обнажили обломки карбасов, после описания и просушки их передадут в городской музей.

В планах проектантов на будущий год – фотовыставка, посвященная возрождению традиционного судостроения, форум создателей деревянных кораблей и другие мероприятия. А в ноябре нынешнего года должна состояться презентация строящейся шхуны.

Конечно, возвращение в эпоху парусного флота невозможно, но приобщение людей к истории родного края и подготовка мастеров-корабелов – дело достойное, патриотическое. И можно надеяться, что в Архангельске в скором времени появятся парусник-музей и классическая северная верфь.

Анатолий Беднов

 

 

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 20 октября 2020 г.