Антон Карпунов: Перебоев с лекарствами быть не должно


О чем мечтают в Майской горке

Анна Романова:
– Можно ли записаться в поликлинику, минуя электронный терминал? Невролога в Майской Горке нет, приходится ездить в детскую поликлинику № 2. Это неудобно. Ребенка от остановки приходится тащить на руках. Тротуары не почищены. Но хуже всего, что в детском отделении к узким специалистам можно записываться только через инфомат, а там постоянно нет талончиков… Каждый день пробую добыть талон к неврологу, буквально сегодня утром подходила – тщетно. Из-за этого у нас встало лечение… Что делать?

– Анна, я окажу содействие вашей записи, но есть объективные причины данной ситуации. К сожалению, востребованность таких специалистов крайне высока и порой несопоставима с нагрузкой врача. Если консультация плановая, в соответствии с программой государственной гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи она должна быть оказана в течение двух недель. Кстати говоря, запись в регистратуре через талончики не отменена, а приостановлена, поскольку невролог сильно загружен. Также следует заметить, что согласно нормативным правовым актам федерального уровня шаговая доступность предполагается для оказания первичной медико-санитарной помощи, которую оказывают врачи-педиатры участковые, семейные врачи, фельдшеры. Прием же узкопрофильных специалистов концентрируется в основном здании, где имеется больше возможностей для диагностических обследований.

– Я слышала, что глава города Игорь Годзиш говорил о строительстве в Майской Горке платной поликлиники… Как скоро она появится?

– Поликлиника, действительно, в планах есть. Ее строит частный инвестор, но граждане будут получать медицинскую помощь по полисам ОМС, то есть бесплатно. В конце марта мы узнаем сроки строительства и сдачи объекта (новость об этом появится в «Газете Архангельск»Прим. ред.). Инвестор настроен серьезно, процесс не должен затянуться.

– Еще вопрос по Майской Горке. Нельзя ли в нашей поликлинике поставить отдельного человека для выдачи справок? Например, для оформления в садик. Для этого приходится опять же брать талончик. Или идти без очереди, в этом случае всегда натыкаешься на волну негатива от других пациентов, да и самих врачей. Или, к примеру, чтобы пойти к кардиологу, тоже нужно брать талон. Нельзя ли открыть специальное окошко для этого?

– Таких формулировок, как «просто за справочкой» или «мне только спросить», в системе здравоохранения быть не должно. Есть такое понятие, как посещение – единица измерения оказания медпомощи. Посещение врача учитывается и в статистике, и в экономике, и во врачебной нагрузке. Времена изменились, и статистически визиты к врачу жестко контролируются. Что касается специалиста «для справок», такого ресурса на данный момент нет. Также нужно понимать, что есть периоды особой загруженности, когда люди возвращаются с отпусков, дач, детских лагерей и перед началом учебного года в одно время обращаются за справками. Ситуация типична и предсказуема, но повлиять на нее нереально – это сезонный фактор. Нужно с терпением относиться к этому.

Кстати, в филиале поликлиники № 2 организован доврачебный прием медицинской сестрой с 9.00 до 16.00, в том числе для оформления справок, направлений для обследований, выписок рецептов на питание, но только если это не требует врачебного осмотра.

– Просто дело не в сезонности, сколько живем в Майской Горке, всегда так было…

– Анна, Вам сколько лет?

– 30.

– 30 лет здравоохранение находилось в абсолютном забвении. Сейчас мы пожинаем плоды. Уверен, как только к врачам начнут иначе относиться, эта работа станет престижной, спрос на нее значительно возрастет.

Надежда Ивановна:

– Антон Александрович, вам как новому министру желаю успехов, от вас зависит наша судьба. Мой вопрос о городской поликлинике № 2. Ее внутреннее состояние напоминает послевоенное. Хуже в городе нет. Когда же она станет уютнее?

– Замечание объективное. Насколько было возможно, сделали в детском отделении ремонт и установили там новую мебель. Конечно, благоустроить нужно все помещения, будем искать для этого возможности.

Для удобства пожилых

Наталья:

– У бабушки больные почки, и ей надо принимать кетостерил. Она льготница, и раньше ей выдавали этот препарат на месяц. А сейчас – на квартал. Она волнуется, что лекарство снова будут давать на месяц. Также летом была неприятная ситуация, когда пришлось самим покупать этот дорогой препарат. Можно ли деньги как-то вернуть?

– Наталья, пусть бабушка не волнуется, препарат будут выдавать на квартал. Это было решено на федеральном уровне, чтобы гражданам, особенно пожилым и проживающим за чертой города, было удобнее. По второму вопросу – законом не предусмотрена форма возврата средств, если пациент сам понес затраты на льготные лекарства. Могу вас заверить, что в течение года никаких сбоев в предоставлении лекарственных препаратов быть не должно, если это, конечно, не произойдет по вине производителя.

Людмила:

– Антон Александрович, я нахожусь на лечении в онкологическом диспансере. И не могу найти в городе препарат авастин, которым меня лечат, а курс еще не закончен.

– Этот препарат не отменен, не запрещен, но у него нет аналогов. У нас было все организовано для его приобретения, но производитель не вывел его на рынок. Вам нужно набраться терпения. Как только дилеры получат его, мы обеспечим наличие препарата в регионе. В первую очередь авастин получат те, кому уже назначен курс лечения.

С реальностью не совпадаем

Ольга:

– В детском отделении городской поликлиники № 2 запись к узким специалистам, аллергологу, например, осуществляется только через интернет-сайт. А если у человека нет такой возможности?

– Ольга, пациент получает направление к узкому специалисту от участкового врача или педиатра. Ведь если к таким узким специалистам будут самостоятельно записываться все, кто сам ставит себе диагнозы, то действительно нуждающиеся в этом пациенты никогда не попадут к ним на прием. Министерством определен перечень специалистов, к которым можно обратиться сразу и к которым нужно направление. При уменьшении нагрузки доступ ко вторым будет открыт. К слову, городская поликлиника № 2 – одна из самых крупных, обслуживает порядка 74 тысяч человек. При таком потоке пациентов и дефиците специалистов возникает напряженность.

Предварительная запись осуществляется и через информационные сенсорные киоски, а также при непосредственном обращении к администратору или заведующей отделением узких специалистов, которые ведут листы ожидания.

Тамара Николаевна:

– Меня записали на плановую операцию только через три месяца. Почему так долго приходится ждать? И каких врачей не хватает в Поморье?

– Федеральным фондом ОМС разработана программа, в которой с учетом различных факторов прописаны объемы оказания медицинской помощи для населения. Не всегда этот базовый расчет совпадает с реальной потребностью людей. Отсюда и ситуация с ожиданием плановой операции. Поморье нуждается в медицинских работниках многих специальностей. Это отраслевая проблема, как я уже говорил, не столько местная, сколько общероссийская.

И наш университетский город находится не в самом худшем положении – мы имеем свою кузницу кадров. Однако глобальный дефицит медиков повсеместен, и из-за этого мы теряем своих выпускников, которые уезжают в другие города.

Из санитарки – в уборщицу

Елена:

– Почему работники больницы № 7 – лифтеры, гардеробщики и дворники – теперь получают зарплату меньше прожиточного минимума? Когда в поликлинике появятся кардиолог, окулист, эндокринолог? Нам предлагают записаться в других больницах, но очереди там просто огромные. Запись за полтора месяца, у многих людей нет возможности ждать так долго, а проходить платно нет средств.

– Если в поликлинике нет узкого специалиста, то организуются межрайонные приемы. Докторов при этом больше не становится – врачи берут на себя двойную нагрузку. Что касается младшего медперсонала, здесь с каждым случаем надо разбираться индивидуально. Зарплаты у всех медиков разные, как и трудовые обязанности. Однако тенденция изменения к определению зарплат есть – работники, не оказывающие населению медицинскую помощь, теряют статус медицинского персонала. То есть теперь санитарка будет уборщицей. Конечно, это не отразилось на зарплате тех работников, которые принимают непосредственное участие в оказании медицинской помощи.

Возраст – это не диагноз

Татьяна Александровна:

– Я инвалид первой группы, по образованию – педагог. Сорок лет стажа. У меня фиброз легких, этот диагноз мне поставили в пульмонологическом центре. Обратилась в министерство за квотой, чтобы выдали противоопухолевое лекарство нинтеданиб. Почему мне отказали?

– Этот лекарственный препарат не зарегистрирован на территории РФ в установленном порядке, не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ. Поэтому министерство здравоохранения не имеет права его закупать. Для подбора лекарственной терапии препаратами, разрешенными к обращению, предлагаем вам, Татьяна Александровна, обратиться к специалистам по профилю заболевания. Министерством здравоохранения почтой вам будет направлен ответ с более подробными разъяснениями.

Александр Федорович:

– Я моряк в прошлом. Моря, океаны, холод, ветер. Пневмонией болею не впервые. Почему теперь с двусторонним воспалением легких лечат на дому? Раньше с таким диагнозом сразу забирали в стационар, и меня по месяцу оттуда не выпускали. Пожилым сложно болеть дома, нужен уход. Может, с нами, стариками, не хотят связываться?

– Не каждая форма пневмонии лечится в стационаре. Легкие формы и даже средней степени тяжести могут быть вылечены и на дому, и в дневном стационаре. Вы правы, раньше всех пациентов госпитализировали. Ресурсы и возможности стационара на сегодняшний день используются для более тяжелых случаев. Подходы меняются. Сейчас, если вы заболели, например, пневмонией, нет такого принципа – назначить ровно 14 дней на стационарное лечение. Тенденция обратная – если это возможно, лечить человека будут вне стационара. А по поводу возраста: 40-лений пациент с пневмонией или 20-летний – для врача они одинаково важны. Возраст – не диагноз. Никакой возрастной дискриминации быть не может.

Спрос есть, коек нет

Александра Копалина, директор Холмогорского КЦСО:

– В Холмогорском районе остро стоит проблема в организации и определении граждан на койки сестринского ухода. По какой причине не исполняется распоряжение министерства здравоохранения «О совершенствовании работы отделений (коек) сестринского ухода государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Архангельской области»?

– Действительно, такое положение утверждено. Отделения сестринского ухода предназначены для оказания медико-социальной помощи гражданам, не способным к самообслуживанию, не имеющим родственников, нуждающимся по состоянию здоровья в медицинском и сестринском уходе. Однако в Холмогорской центральной районной больнице государственным заданием койки сестринского ухода не предусмотрены. При необходимости пациенты могут быть направлены в другие медицинские организации, например в Приморскую больницу, где есть койки сестринского ухода. Существует также примерный перечень социальных услуг, предусматривающий оказание населению стационарных форм социальных услуг в учреждениях, подведомственных органам социальной защиты населения. Пациенту доступна медицинская помощь на койках сестринского ухода в медицинских организациях, а вопросы социального обслуживания, в том числе стационарного, могут быть решены в учреждениях социальной защиты населения.

И министерство готово к взаимодействию в интересах пациентов.

– Когда будет получена лицензия на прохождение медицинских осмотров? Будет доход от предпринимательской деятельности, будут и премиальные выплаты работникам, и ремонты, и новое оборудование…

– Администрация Холмогорской ЦРБ прорабатывает вопрос о получении лицензии на профилактические медицинские осмотры. Для этого необходимо обучение специалистов, оснащение необходимым оборудованием и мебелью, проведение косметических ремонтов в помещениях. После реализации указанных мероприятий вопросы лицензирования будут решены.

Кто есть кто

Антон Карпунов окончил педиатрический факультет Архангельской государственной медицинской академии. Интернатуру проходил в родильном отделении Архангельской областной клинической больницы, затем работал врачом-гинекологом Уемской городской больницы Приморского района. С 2002 по 2010 год трудился в Архангельском областном клиническом онкологическом диспансере, где прошел путь от врача-ординатора до руководителя учреждения.

С 2010 по март 2015-го работал главным врачом Ненецкой окружной больницы в городе Нарьян-Маре. Кандидат медицинских наук.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 17 марта 2016 г.