Анатолий Бутко: «Проведена комплексная работа над поправками в Конституцию, было время осмыслить и определить возможности»

председатель организации «Ветераны Северного флота», член Общественной палаты Архангельской области Анатолий Бутко.

Свое мнение о новой редакции главного закона страны высказал  капитан 2-го ранга в отставке, председатель организации «Ветераны Северного флота», член Общественной палаты Архангельской области Анатолий Бутко.

— Анатолий Николаевич, вы внимательно изучили все предложения об изменении Конституции, какие поправки вам кажутся значимыми?

— Разговор о поправках в Конституцию — это дискуссия о недосказанном 27-летней давности. Когда в 1993 году принимался Основной закон страны, совсем по-другому разворачивались события, мы жили в других обстоятельствах, в том числе испытывали определенное влияние на власть извне, слишком раболепски смотревшей на  заокеанских «партнеров». Все это наложило определенный отпечаток на главный закон страны, по которому мы сейчас живем. Я достаточно хорошо помню это время, у меня была своя позиция по этим вопросам, но произошло то, что произошло.

27 лет — это достаточно большой срок. Любому нормально развивающемуся государству по прошествии такого временного отрезка часто требуется вносить некие коррективы даже в свой Основной закон. Почему? Потому что отсутствие таких поправок мешает формированию законодательной базы под изменившиеся условия, влияет на ход, дальнейшее развитие социальных и экономических направлений в государстве.

В стране проведена большая комплексная работа над поправками. Было время подумать, осмыслить и определить возможности. Результат впечатляет.

Человечество с давних пор и очень широко использует в своем лексиконе такое понятие, как демос – демократия. В современном мире многое маскируется под это хорошее красивое слово, где в большинстве случаев той самой демократией и не пахнет.

Почему я заговорил о демократии? В новой Конституции, на мой взгляд, заложено определенное демократическое совершенство. Государство действительно этим Основным законом поворачивается лицом к народу, многие поправки направлены именно на решение ряда социальных проблем, обеспечение мирной и благополучной жизни российских граждан. О чем бы мы ни говорили – значительная часть корректировок подходит под эти социально-демократические преобразования.

— Некоторые противоречия в обществе вызвала поправка Валентины Терешковой о президентском сроке – теперь он не ограничивается. Вы поддерживаете это изменение? 

— Попробуйте рассуждать об этом с точки зрения обычного работодателя. Когда мы принимаем на работу любого сотрудника, то непременно оцениваем его стаж и опыт работы, насколько он грамотен, какой имеет профессиональный багаж. Но этот подход мы почему-то не переносим при найме на работу президента страны. Это неправильный подход.

Президент – это и профессионал, и дипломат, и человек достаточно широкого кругозора. Важны его личный авторитет в коллективе, наличие практики работы руководителем, чувства ответственности за свой труд и коллектив подчиненных. В этом смысле поправка, касающаяся возраста кандидата, который может баллотироваться в президенты страны (от 35 лет), оправданна.

По моему мнению, речи об ограничении президентских сроков, их числа  в главном законе страны  не должно быть – народ сам определится с выбором,  граждане непременно изберут  достойного.

Международный авторитет Путина очень высок, многие народы сочли бы за честь иметь такого влиятельного президента. Считаю возможным и необходимым установить еще более высокие квалификационные требования к должностному лицу такого масштаба.

Случайных людей на таком посту быть не должно.  С ними не строят серьезных отношений главы ведущих стран мира, а их выборный период – застой для государства.

Значение же личностных качеств надо учитывать и ценить. Поэтому об ограничении сроков говорить нельзя, тем более оставлять  их в Конституции.

Мы знаем примеры, когда высокие посты в государстве занимали специалисты без производственной и служебной практики, что из этого получилось? Каждому месту должен соответствовать человек по своим профессиональным качествам и знаниям.

Пусть Владимир Путин руководит государством ровно столько, сколько позволяет ему здоровье и доверие народа. Пока, и это не только мое мнение, другой кандидатуры на президентский пост у нас нет. Воспользуется ли Владимир Путин возможностью снова стать главой государства в 2024 году – решение за ним, но если не он, то кто? Предложение Валентины Владимировны Терешковой абсолютно верное.

По-моему, в качестве идеального президента подошла бы кандидатура российского императора-миротворца Александра III, воистину любившего Россию, как мать родную,  патриота из патриотов, христианина, уважавшего верующих других конфессий, хорошо знавшего лживую, корыстную цену обещаниям других монархов! 

Александр III —  это человек высочайшего образования,  прошедший практику, как военной, так и государственной службы, ратовавший за Отечество всеми фибрами своей доброй души.

Неслучайно Александра III называют едва ли не лучшим монархом Российской империи. В Европе после его преждевременной кончины говорили: «Мы потеряли арбитра, который руководствовался идеей справедливости». Именно таким должен быть Президент России.

— Одна из самых обсуждаемых поправок касается запрета на отчуждение территорий страны, почему это необходимо прописывать в Конституции?

— Всякий разговор по переделу территорий ведет только к одному — разногласию, напряженности и даже войне. Никогда не надо говорить об отчуждении земель и давать возможность кому-то даже думать об этом. Это наиважнейший заградительный  барьер по обеспечению стабильности в мире. Новая Конституция прямо признает, что территория, границы Российского государства неприкосновенны.

В Год Памяти и Славы, в год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне особую значимость приобретает поправка о том, что «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».

К написанию истории нашего государства в разное время были причастны истории других государств, учитывались те или иные политические интересы государственных деятелей.   Поэтому сейчас, когда мы начинаем анализировать события, факты, то видим, что они  в отдельные периоды истории России истолкованы  по-своему, не верно.    

Например, Катынский расстрел, когда польские граждане были массово истреблены в Катынском лесу немецкими оккупационными войсками в 1941 году.  Это заключение было признано и являлось в мире официальной точкой зрения послевоенного периода. Идеологическая афера Гебельса потерпела крах.  

История имеет продолжение. В 90-е годы в угоду заокеанским «партнерам» руководство СССР резко поменяло свою позицию и официально признало, что  ответственность за это преступление  должен нести НКВД СССР, оказав величайший вред и медвежью услугу России на многие годы в будущем.

Что касается описания событий Великой Отечественной войны, то с каждым годом ложь западных историков выходит за всякие мыслимые пределы.  Например, подсчет людских потерь воюющих сторон, итоги проводимых военных операций, работа штабов и военных разведок, другие  не совсем достоверные и далекие от действительности факты.

По распоряжению Владимира Владимировича Путина сейчас рассекречивается целый ряд документов, которые связаны с событиями Великой Отечественной войны. Это решение, может, по времени несколько запоздало, но для восстановления правды о тех событиях имеет огромное значение.

Считаю, что недоработки в идеологической работе порождают самые негативные явления в жизни общества, борьбе двух систем.  Например, буквально недавно на Украине одному из ветеранов нацистской 14-й дивизии Ваффен СС «Галичина»  вручили рыцарский крест дивизии.

На мой взгляд, это нонсенс, полное противоречие и вызов цивилизованному пониманию и оценке фашизма как идеологии. Этого просто не должно быть не только в славянском государстве, но и в любом государстве, которое  не может разделять такую изуверскую идеологию в каком бы то ни было ее проявлении.

— Почему в Конституции необходима поправка о русском языке и культуре?

— Я двумя руками за уникальность и самобытность русского языка и культуры. Очень  правильно, что такая оценка закрепляется  законом. Лично очень болезненно переношу всяческие режиссерские интерпретации классических литературных произведений в театре, россказни и оценки классических произведений в современном видении.  Может, я старомоден, но Чехова по-другому, как в классической российской, советской постановке, не признаю.   

Весь мир нами восхищается – у нас лучший балет, лучшие музыкальные исполнители, вокалисты, прекрасная культура, и ее надо всячески оберегать. Мы удивляем мир, а сами не ценим этой уникальности.

Что касается языка, то надо понимать, что русский язык в нашем многонациональном государстве является базисом всех социальных отношений, средством консолидации народов страны. 

Высокой оценкой русского языка  никто не ущемляет права других народов, потому что статья 68 прямо говорит: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
Русский язык — объединяющий, консолидирующий российский народ. Мы говорим «россияне» — это мы все: хакасы, адыгейцы, русские, украинцы, татары, якуты, немцы… Русский язык  имеет широкое распространение не только в странах СНГ, но и далеко за пределами бывшего СССР.

— Одна из важнейших поправок  — о семейных ценностях и детях…

— Для меня главным является предложение о закреплении в Основном законе понятия брака как союза мужчины и женщины. Во всем мы должны твердо отстаивать свою российскую позицию по всем вопросам, без оглядки на разного рода западные псевдодемократии.

В России не может быть и речи о понятии  «родитель № 1» и «родитель № 2», что на Западе  подается как демократическая ценность. Это не мое, и, думаю, что любому человеку любого вероисповедания это все претит, это претит самой природе человеческой.

Хорошо, что  семейные ценности становятся частью нашей Конституции, а дети — важнейшим приоритетом государственной политики России. Так и должно быть в любой здоровой, демократической, социально ориентированной цивилизованной стране.

Новая Конституция России как Основной закон укрепит суверенитет, независимость нашего государства. Главенство прописанных в ней новелл должно быть обязательным над всеми теми решениями, которые принимаются в государстве.

Я надеюсь на мудрость граждан — они поймут, что если из всей череды поправок какая-то одна вызывает сомнения, то это не повод воздерживаться от голосования или высказываться отрицательно по принятию поправок в целом.

Когда в Госдуме одна из партий воздержалась от голосования, лично я это оценил как принципиальное нежелание участвовать в процедуре. Эту позицию  очень точно и верно в свое время определил Владимир Ильич, назвав  болотом. Воздерживаться здесь неправильно, очень важно вдумчиво все оценить и высказать свою позицию в ходе голосования.

Очень рад, что процесс с внесением поправок в Конституцию идет и интересен большому числу граждан, так как это некая гарантия мирной, спокойной, достойной жизни россиян на перспективу. Мне, человеку старшего поколения, это очень важно.

Я хотел бы, чтобы наши дети и внуки никогда не видели и не знали, что такое война, боевые действия любого масштаба, бандитизм и казнокрадство. Они должны жить в мире, заниматься своим любимым делом, радоваться каждому дню, хорошо отдыхать и быть материально обеспеченными. Поэтому я обязательно с родными и друзьями  приду на избирательный участок для голосования, что советую сделать и каждому гражданину.

СПРАВКА

Анатолий Николаевич Бутко

Родился 17 ноября 1946 года в городе Краматорске Донецкой области Украинской ССР. Окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова, факультет радиотехнического вооружения надводных кораблей.

Трудовую деятельность начал в 1964 году токарем-карусельщиком Ново-Краматорского машиностроительного завода им. В. И. Ленина. С 1965 по 1992 год проходил службу в Военно-морском (Северном) флоте. После службы занимал должность начальника участка радиоэлектронного вооружения кораблей на судоремонтном заводе Военно-морского флота №  176 г. Архангельска, а затем начальника смены ремонтно-механического цеха на Соломбальском ЦБК г. Архангельска.

В период с 1999 по 2009 год работал на различных должностях: начальник службы мэра, заместитель мэра – управляющий делами, начальник муниципального учреждения «Хозяйственная служба мэрии» города Архангельска, помощник мэра. В 2012 году занял должность ведущего менеджера по связям с общественностью правительства Ненецкого автономного округа. В 2014 году вышел на заслуженный отдых.

С 1985 по 1990 год был депутатом Архангельского городского Совета депутатов 19-го созыва. С 1986-го входит в состав Архангельской общественной организации «Ветераны Северного флота», а с апреля 2013 года является ее председателем. В 2016-м вступил в состав Адмиралтейского координационного совета при Главнокомандующем Военно-морским флотом Российской Федерации.

За свою трудовую деятельность Анатолий Николаевич удостоен многочисленных наград и поощрений: медали «За боевые заслуги», «За воинскую доблесть», «За безупречную службу» 1‑й, 2‑й и 3‑й степени, «За верность долгу и Отечеству», «Патриот России», «Ветеран Вооруженных сил», медали Жукова.

В 2017 году получил знак отличия «За заслуги перед городом Архангельском» и высшую общественную награду Архангельской области «Достояние Севера».

В 2018-м вошел в состав Общественной палаты Архангельской области.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 18 июня 2020 г.