27 ноября 2014

Алеша и черная курица

В день выхода этого номера нашей газеты, 27 ноября, Архангельский театр драмы представит зрителям премьеру спектакля «Черная курица, или Подземные жители» по одноименной повести Антония Погорельского.

Уютная камерность

Поначалу к постановке я отнеслась с недоверием. Повесть о черном министре – одно из моих любимых детских произведений, а грампластинку с этой сказкой я просто обожала и слушала на домашнем проигрывателе чаще других.

Главным для меня было понять, какое решение московский режиссер-постановщик Анастас Кичик найдет, чтобы показать волшебное двоемирие этого произведения. Смущало и то, что постановка была заявлена на малой сцене. Сейчас писать о спектакле вдвойне приятно, ведь во время просмотра все сомнения и предвзятости улетучились.

– Малая сцена – это производственная необходимость, – пояснил режиссер, – потому как у Архангельского драматического театра сейчас не так много выездных спектаклей. «Черная курица» как раз такой камерный спектакль, с которым будет удобно гастролировать. На сцене всего четыре актера.

Стулья-фокусники

Главные декорации – семь стульев на колесиках с необычно высокими спинками. С внешней стороны они выглядят как пряничные домики с цветными витражами-окошками.

А когда в сюжете наступает ночь, подсвечиваются. Их внутренняя часть и есть тот самым магический портал между пространствами. Двигая стулья, главные герои оказываются то в классе на уроке, то в комнате Алеши, то идут по ночным коридорам подземного королевства и попадают в зал короля.

На спинках стульев-фокусников можно писать мелом, их образы постоянно трансформируются и становятся доской для занятий, календарем, часами и даже некоторыми вспомогательными персонажами.

Музыкальное сопровождение построено на произведениях Жана-Батиста Люлли, композитора XVII века, который работал вместе с Мольером.

Неявное зло

Спектакль будут играть два состава актеров. Мы увидели тот, в котором Алешу играет Наталья Овсянникова, министра – Игорь Овсянников, учителя и подземного короля – Дмитрий Беляков, а кухарку – Тамара Волкова.

– Самая главная проблема во время постановки заключалась в том, что в любой детской сказке должен быть злодей как воплощение зла, – поделился Анастас Кичик. – Здесь же зла как такового нет, оно проявляется в главном герое, и показать это довольно непросто. Мы делаем это через актерскую игру и отдельные детали, например треуголку Наполеона. Вторая трудность – текст. Он сложный, и его много. Кстати, страницы, которые читает Алеша наизусть, – это отрывки из произведений Михаила Ломоносова.

Повесть Погорельского стала первой авторской сказкой в России. Как считает режиссер, несмотря на то что в афише они обозначают возраст «шесть плюс», этот спектакль не только для детей.

– Свое произведение Антоний Погорельский написал специально для племянника, – отметил Анастас Кичик, – небезызвестного нам Алексея Толстого. Алексей был не по годам смышленым мальчиком. Мы намеренно идем против моды. Повесть сама по себе – это почти трагедия. Через неискупимую вину, которая стала большим потрясением для ребенка, Алеша и зритель вместе с ним приходят к тому, что надо отвечать за свои поступки и нести ответственность. Так происходит взросление.

photorep 7abfd

Алеша и черная курица

Уютная камерность

Поначалу к постановке я отнеслась с недоверием. Повесть о черном министре – одно из моих любимых детских произведений, а грампластинку с этой сказкой я просто обожала и слушала на домашнем проигрывателе чаще других.

Главным для меня было понять, какое решение московский режиссер-постановщик Анастас Кичик найдет, чтобы показать волшебное двоемирие этого произведения. Смущало и то, что постановка была заявлена на малой сцене. Сейчас писать о спектакле вдвойне приятно, ведь во время просмотра все сомнения и предвзятости улетучились.

– Малая сцена – это производственная необходимость, – пояснил режиссер, – потому как у Архангельского драматического театра сейчас не так много выездных спектаклей. «Черная курица» как раз такой камерный спектакль, с которым будет удобно гастролировать. На сцене всего четыре актера.

Стулья-фокусники

Главные декорации – семь стульев на колесиках с необычно высокими спинками. С внешней стороны они выглядят как пряничные домики с цветными витражами-окошками.

А когда в сюжете наступает ночь, подсвечиваются. Их внутренняя часть и есть тот самым магический портал между пространствами. Двигая стулья, главные герои оказываются то в классе на уроке, то в комнате Алеши, то идут по ночным коридорам подземного королевства и попадают в зал короля.

На спинках стульев-фокусников можно писать мелом, их образы постоянно трансформируются и становятся доской для занятий, календарем, часами и даже некоторыми вспомогательными персонажами.

Музыкальное сопровождение построено на произведениях Жана-Батиста Люлли, композитора XVII века, который работал вместе с Мольером.

Неявное зло

Спектакль будут играть два состава актеров. Мы увидели тот, в котором Алешу играет Наталья Овсянникова, министра – Игорь Овсянников, учителя и подземного короля – Дмитрий Беляков, а кухарку – Тамара Волкова.

– Самая главная проблема во время постановки заключалась в том, что в любой детской сказке должен быть злодей как воплощение зла, – поделился Анастас Кичик. – Здесь же зла как такового нет, оно проявляется в главном герое, и показать это довольно непросто. Мы делаем это через актерскую игру и отдельные детали, например треуголку Наполеона. Вторая трудность – текст. Он сложный, и его много. Кстати, страницы, которые читает Алеша наизусть, – это отрывки из произведений Михаила Ломоносова.

Повесть Погорельского стала первой авторской сказкой в России. Как считает режиссер, несмотря на то что в афише они обозначают возраст «шесть плюс», этот спектакль не только для детей.

– Свое произведение Антоний Погорельский написал специально для племянника, – отметил Анастас Кичик, – небезызвестного нам Алексея Толстого. Алексей был не по годам смышленым мальчиком. Мы намеренно идем против моды. Повесть сама по себе – это почти трагедия. Через неискупимую вину, которая стала большим потрясением для ребенка, Алеша и зритель вместе с ним приходят к тому, что надо отвечать за свои поступки и нести ответственность. Так происходит взросление.

photorep 7abfd

Поделиться
6248