11 декабря 2014

Алексей Сметанин: Главное – забота о людях

– Алексей Александрович, чем запомнился 2014 год для Плесецкого района?
– Для нашего района 2014-й – это прежде всего год юбилейный. В июле мы отметили 85 лет со дня рождения Плесецкого района (он был образован 9 июля 1929 года): постарались, чтобы все муниципальные образования приняли участие в праздничных мероприятиях. Мы чествовали ветеранов, которые построили города и поселки района, его промышленные объекты, – они гордость плесецкой земли. Мы вспомнили и поздравили всех глав, когда бы то ни было возглавлявших наш район. Был повод напомнить нашим жителям об истории родной земли.

– Это праздник, а из ежедневной работы?
– Работы, поверьте, много. Как и любое муниципальное образование Архангельской области, район активно принимает участие в ряде региональных программ. Самая значимая из них сегодня, конечно, – «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

К сожалению, в 2013 году участие района в этой программе было провалено из-за откровенно недобросовестного подрядчика, который должен был построить дом под переселение. Согласитесь, это частая причина вылета муниципалитетов из подобных программ. Увы, но на территории области нет нужного количества добросовестных строительных организаций, готовых качественно и, что важно, в срок строить социальное жилье. Сегодня с тем застройщиком мы судимся, пытаемся вернуть деньги, но время ушло.

Однако иных путей решить проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, кроме участия района в региональных программах, просто нет. Сегодня два муниципальных образования – «Оксовское» и «Североонежское» – строят два дома в рамках этой программы. Не без проблем! Имеются трудности в отношениях с подрядчиком, в МО «Североонежское» есть отставание по срокам, но вместе с тем есть стопроцентная уверенность в том, что такой ситуации, какая была в 2013 году, больше не повторится. Дома мы достроим, и квартиры люди получат!

И в будущем году эту работу мы будем продолжать. Нужно доделывать то, что не было сделано в 2013 году – строить дом в МО «Плесецкое».
Есть уверенность, что в 2015-м район в программу попадет и аварийные дома мы расселим.

– А как обстоят дела в сфере ЖКХ?
– Тут нам есть чем гордиться. В этом году Плесецкий район стал одним из немногих, кто в рамках подготовки к отопительному сезону 2014–2015 годов смог получить областную субсидию. Мы получили более 30 миллионов рублей для ремонтов объектов инфраструктуры ЖКХ – это было необходимо для полноценной подготовки района к зимнему периоду. Что бы мы ни говорили о действиях власти, наши усилия проверяет зима.
Скажу точно, что мы приложим все усилия, чтобы и на будущий год получить эту субсидию, так как иного варианта отремонтировать водопроводные и тепловые сети, привести в порядок муниципальные котельные, просто нет.

И было бы неправильным не использовать эту возможность, которую дает областной бюджет и правительство Архангельской области.

– В регионе долго обсуждали новый закон о местном самоуправлении – как вы к нему относитесь?
– Мы долго ждали этот закон. Реформа местной власти началась в 2005 году, когда вышел ФЗ № 131, который впервые ввел выборность глав муниципальных образований, наделив их полномочиями и дав бюджетные возможности. Вместе с тем он дал и целый ряд проблем, о которых многие говорили на местном и региональном уровнях, – нужны были изменения. И вот эти изменения произошли – вышел новый федеральный закон № 136, а за ним – региональный.

Скажу честно, ждали мы немножко другого, но закон есть закон – его нужно выполнять. Что касается самой его реализации, то сегодня очень много вопросов, и, как правильно сказал губернатор Игорь Орлов, будет опыт тех муниципальных образований, где в ближайшее время пройдут выборы. Это Онежский и Мезенский районы. То есть те плюсы и минусы, которые покажут эти выборы, как они пройдут, как организуются власти на районном и местном уровнях, каков будет положительный или отрицательный опыт в том, чтобы оценивать свои действия в дальнейшем по реализации ФЗ № 136 в 2015 году.

Я сам выезжал в муниципальные образования, чтобы обсудить с главами, какая часть полномочий переходит на районный уровень, какая останется у них, с тем чтобы в дальнейшем понимать, как формировать бюджеты. Все должны понимать: любое полномочие, которое передается, должно быть подкреплено финансовыми средствами.

Главное в реализации этого закона – не навредить той организационной работе, которая была выстроена в поселениях первого уровня, потому что за каждым полномочием в конечном итоге стоят люди, проживающие на этих территориях. В условиях нынешнего финансового кризиса это будет непросто. Мы ведем сегодня переговоры с главами муниципальных образований по укрупнению муниципальных образований, так как в этом видим путь консолидации и полномочий, и финансовых ресурсов – это сама жизнь подсказывает.

– Все упирается в бюджет, а каков нынче бюджет района, муниципальных образований?
– Бюджеты муниципальных образований и района формируются в сложных условиях. Бюджеты, скажу честно, очень жесткие. Мы сегодня считаем уже даже не каждый рубль, а каждую копейку. Очень сложно говорить о том, как мы в будущем году будем качественно исполнять свои полномочия.

Все эти санкции и нестабильность в экономике накладывают отпечаток на районные предприятия лесного комплекса и промышленности, что, согласитесь, не может не тревожить. Наш район всегда был районом промышленным, а сегодня он утрачивает это звание: например, Савинский цементный завод остановлен для проведения реконструкции, а это значит, люди, работавшие там, остались без рабочих мест.

Есть проблемы и у Североонежского бокситового рудника. К решению вопросов сбыта продукции рудника подключился глава региона, и это вселяет некую надежду на развитие производства в будущем.

Мы активно участвуем в различных программах регионального и федерального бюджетов, стараясь решать проблемы района таким образом, – я приводил уже пример с субсидией на подготовку к зиме. Тут действует принцип «как потопаешь, так и полопаешь».

– А есть ли в районе труднорешаемые вопросы?
– Конечно, есть, как и на любой территории. Главный из проблемных – дороги. Они оставляют желать лучшего. Большегрузный транспорт, работающий на стройках Мирного и космодрома Плесецк, разбивает наши дороги. Скудного бюджета района, увы, не хватает на то, чтобы в полном объеме ремонтировать дорожную сеть. Мы выходили на правительство области с предложением провести совещание и обсудить возможность компенсации в бюджет Плесецкого района за ущерб, нанесенный автотранспортом «Спецстроя России». В этом вопросе нас поддерживает Автодор, и сегодня мы ищем варианты экономического обоснования наших запросов.

– Как вы смотрите в будущее?
– Я оптимист и уверен в том, что наша территория будет пусть медленно, но идти вперед. Постепенно сюда вернутся инвесторы, возможно, откроются новые производства. И, кто знает, может быть, через пару десятилетий нам с вами будет не узнать Плесецкий район.

– Спасибо за уделенное время.

Алексей Сметанин: Главное – забота о людях

– Это праздник, а из ежедневной работы?
– Работы, поверьте, много. Как и любое муниципальное образование Архангельской области, район активно принимает участие в ряде региональных программ. Самая значимая из них сегодня, конечно, – «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

К сожалению, в 2013 году участие района в этой программе было провалено из-за откровенно недобросовестного подрядчика, который должен был построить дом под переселение. Согласитесь, это частая причина вылета муниципалитетов из подобных программ. Увы, но на территории области нет нужного количества добросовестных строительных организаций, готовых качественно и, что важно, в срок строить социальное жилье. Сегодня с тем застройщиком мы судимся, пытаемся вернуть деньги, но время ушло.

Однако иных путей решить проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, кроме участия района в региональных программах, просто нет. Сегодня два муниципальных образования – «Оксовское» и «Североонежское» – строят два дома в рамках этой программы. Не без проблем! Имеются трудности в отношениях с подрядчиком, в МО «Североонежское» есть отставание по срокам, но вместе с тем есть стопроцентная уверенность в том, что такой ситуации, какая была в 2013 году, больше не повторится. Дома мы достроим, и квартиры люди получат!

И в будущем году эту работу мы будем продолжать. Нужно доделывать то, что не было сделано в 2013 году – строить дом в МО «Плесецкое».
Есть уверенность, что в 2015-м район в программу попадет и аварийные дома мы расселим.

– А как обстоят дела в сфере ЖКХ?
– Тут нам есть чем гордиться. В этом году Плесецкий район стал одним из немногих, кто в рамках подготовки к отопительному сезону 2014–2015 годов смог получить областную субсидию. Мы получили более 30 миллионов рублей для ремонтов объектов инфраструктуры ЖКХ – это было необходимо для полноценной подготовки района к зимнему периоду. Что бы мы ни говорили о действиях власти, наши усилия проверяет зима.
Скажу точно, что мы приложим все усилия, чтобы и на будущий год получить эту субсидию, так как иного варианта отремонтировать водопроводные и тепловые сети, привести в порядок муниципальные котельные, просто нет.

И было бы неправильным не использовать эту возможность, которую дает областной бюджет и правительство Архангельской области.

– В регионе долго обсуждали новый закон о местном самоуправлении – как вы к нему относитесь?
– Мы долго ждали этот закон. Реформа местной власти началась в 2005 году, когда вышел ФЗ № 131, который впервые ввел выборность глав муниципальных образований, наделив их полномочиями и дав бюджетные возможности. Вместе с тем он дал и целый ряд проблем, о которых многие говорили на местном и региональном уровнях, – нужны были изменения. И вот эти изменения произошли – вышел новый федеральный закон № 136, а за ним – региональный.

Скажу честно, ждали мы немножко другого, но закон есть закон – его нужно выполнять. Что касается самой его реализации, то сегодня очень много вопросов, и, как правильно сказал губернатор Игорь Орлов, будет опыт тех муниципальных образований, где в ближайшее время пройдут выборы. Это Онежский и Мезенский районы. То есть те плюсы и минусы, которые покажут эти выборы, как они пройдут, как организуются власти на районном и местном уровнях, каков будет положительный или отрицательный опыт в том, чтобы оценивать свои действия в дальнейшем по реализации ФЗ № 136 в 2015 году.

Я сам выезжал в муниципальные образования, чтобы обсудить с главами, какая часть полномочий переходит на районный уровень, какая останется у них, с тем чтобы в дальнейшем понимать, как формировать бюджеты. Все должны понимать: любое полномочие, которое передается, должно быть подкреплено финансовыми средствами.

Главное в реализации этого закона – не навредить той организационной работе, которая была выстроена в поселениях первого уровня, потому что за каждым полномочием в конечном итоге стоят люди, проживающие на этих территориях. В условиях нынешнего финансового кризиса это будет непросто. Мы ведем сегодня переговоры с главами муниципальных образований по укрупнению муниципальных образований, так как в этом видим путь консолидации и полномочий, и финансовых ресурсов – это сама жизнь подсказывает.

– Все упирается в бюджет, а каков нынче бюджет района, муниципальных образований?
– Бюджеты муниципальных образований и района формируются в сложных условиях. Бюджеты, скажу честно, очень жесткие. Мы сегодня считаем уже даже не каждый рубль, а каждую копейку. Очень сложно говорить о том, как мы в будущем году будем качественно исполнять свои полномочия.

Все эти санкции и нестабильность в экономике накладывают отпечаток на районные предприятия лесного комплекса и промышленности, что, согласитесь, не может не тревожить. Наш район всегда был районом промышленным, а сегодня он утрачивает это звание: например, Савинский цементный завод остановлен для проведения реконструкции, а это значит, люди, работавшие там, остались без рабочих мест.

Есть проблемы и у Североонежского бокситового рудника. К решению вопросов сбыта продукции рудника подключился глава региона, и это вселяет некую надежду на развитие производства в будущем.

Мы активно участвуем в различных программах регионального и федерального бюджетов, стараясь решать проблемы района таким образом, – я приводил уже пример с субсидией на подготовку к зиме. Тут действует принцип «как потопаешь, так и полопаешь».

– А есть ли в районе труднорешаемые вопросы?
– Конечно, есть, как и на любой территории. Главный из проблемных – дороги. Они оставляют желать лучшего. Большегрузный транспорт, работающий на стройках Мирного и космодрома Плесецк, разбивает наши дороги. Скудного бюджета района, увы, не хватает на то, чтобы в полном объеме ремонтировать дорожную сеть. Мы выходили на правительство области с предложением провести совещание и обсудить возможность компенсации в бюджет Плесецкого района за ущерб, нанесенный автотранспортом «Спецстроя России». В этом вопросе нас поддерживает Автодор, и сегодня мы ищем варианты экономического обоснования наших запросов.

– Как вы смотрите в будущее?
– Я оптимист и уверен в том, что наша территория будет пусть медленно, но идти вперед. Постепенно сюда вернутся инвесторы, возможно, откроются новые производства. И, кто знает, может быть, через пару десятилетий нам с вами будет не узнать Плесецкий район.

– Спасибо за уделенное время.

Поделиться
6455